Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа

Ильина Галина

Данная программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи и является   документом,  определяющим  содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей  с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет в различных видах  общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется в формах деятельности, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп и др. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:  1) социально-коммуникативное развитие; 2) познавательное развитие; 3) речевое развитие; 4) художественно-эстетическое развитие; 5) физическое развитие.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Выполнила: Ильина Г.В.

2023г.

Содержание

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………………………………………3

1 Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………..3

2 Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………………………………….…..4

3 Принципы и подходы к формированию Программы ………………………………………………………………4

4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ……………………………………………5

Характеристика контингента детей с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………..….5

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ………..…6

5 Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………………………………….…6

Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР ………………..…7

Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста с ТНР ……………….…7

6 Внутренняя система оценки (развивающее оценивание) качества образовательной деятельности по Программе…………………………………………………………………………………………………………………7

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………………………………8

1 Описание образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях …………………….……8

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть)…………………………....8

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть)...…9

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть) ………………..…9

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть).…10

Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть)………………………10

2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов..…11

3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития речи детей………………………………………………………………………………………………………………….…..11

4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………...11

5 Способы и направления поддержки детской инициативы ………………………………………………………12

6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ………….……12

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………………………12

1 Условия реализации Программы …………………………………………………………………………...…….12

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи и является документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа реализуется в формах деятельности, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении. Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп и др. Программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: 1) социально-коммуникативное развитие; 2) познавательное развитие; 3) речевое развитие; 4) художественно-эстетическое развитие; 5) физическое развитие.

Программа разработана в соответствии и с учетом следующих документов:

*Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 02 декабря 2019 N 403-ФЗ);

* Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);

* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г., регистрационный N 28564);

* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528);

* Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014»;

* Приказ Минтруда России от #1075;. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

* Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (утвержден распоряжением Минпросвещения РФ от #1075;. № Р-93);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;

* комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО./ Нищева Н. В. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с.

2. Цели и задачи реализации Программы

Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Цель Программы – проектирование модели коррекционно-развивающей психологопедагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 (8) лет, предусматривающих полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников (законных представителей). Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития каждого ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи Программы:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы дошкольного и образовательных программ начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

- создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

3. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельности;

- сотрудничество педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка с ТНР в различных видах деятельности;

- возрастная адаптивность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей с ТНР);

- принцип комплексности коррекционной работы, предполагающий интеграцию усилий разных специалистов, задействованных в реализации Программы.

Основными подходами к формированию Программы являются:

- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка с ТНР в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку с ОВЗ;

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка с ОВЗ и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;

- онтогенетический подход, учитывающий общие закономерности развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и детей, развивающихся нормативно;

- тематических подход обеспечивает концентрическое изучение материала (ежедневное многократное повторение), что согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

При разработке Программы учитываются следующие значимые характеристики:

- социокультурная среда;

- контингент воспитанников;

- характеристики особенностей развития детей с ТНР.

Характеристика контингента детей с тяжелыми нарушениями речи

№ название группы возраст детей количество детей дошкольного возраста. Воспитание и обучение ребёнка в каждой возрастной группе имеет свои приоритеты, которые обусловлены возрастными психологическими особенностями развития, контингентом детей их интересами и способностями. Организация работы специалистов: педагога – психолога, учителей-логопедов, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя происходит в форме занятий, индивидуальной работы, игровых развлечений, конкурсов, досугов, спортивных праздников.

Особенности контингента воспитанников групп для детей с ТНР Дети данных групп посещают дошкольное учреждение на основании заключения ПМПК. Группы функционируют в соответствии с возрастом детей, учетом их функциональных возможностей и состоянием здоровья.

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Развитие речи.

- Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у детей вербальных средств коммуникации. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном однодвусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям.

- Второй уровень развития речи. Данный уровень определяется как зачатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты; сложные предлоги отсутствуют. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого.

- Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.

Психическое развитие детей с нарушениями речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов. Развитие двигательной сферы детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук.

5. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с ОВЗ;

-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с ОВЗ;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей с ОВЗ;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В Программе целевые ориентиры даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.;

6. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности по Программе

Нормативной основой внутренней системы оценки качества образовательной деятельности (далее ВСОКО) являются:

- Федеральный закон Российской Федерации от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1155;

- приказ Министерства образования и науки РФ от #1075; № 1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 462»;

- показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;. № 1324;

Внутренняя система оценки качества образования:

- предназначена для управления качеством образования в дошкольном учреждении, обеспечения участников образовательных отношений и общества в целом объективной и достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого учреждением, о тенденциях ее развития;

- сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации Программы в дошкольном учреждении по пяти образовательным областям, определенным ФГОС дошкольного образования;

- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

- поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

- способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства. ВСОКО выполняется самостоятельно ДОУ с помощью процедур самообследования и мониторинга. А также, проводится анализ показателей деятельности ДОУ, подлежащей самообследованию, установленных Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации Программы в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей с ОВЗ дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) проводится оценка индивидуального развития детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей с ОВЗ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка с ОВЗ в психологической диагностике осуществляется только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей с ОВЗ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности строится с учетом возрастных особенностей детей и представлена в пяти образовательных областях.

- Социально-коммуникативное развитие.

- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

- Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры.

- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

- Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

Содержание образовательных областей реализуются в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ. Педагоги используют адаптированный вариант содержания данных разделов. Свой выбор совместных форм деятельности и образовательных технологий они осуществляют в зависимости от возможностей и интересов детей.

  1. Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть)

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

- формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; - формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи;

- развития речи у детей в повседневной жизни;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть)

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование навыков самообслуживания;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть)

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Задачи познавательного развития:

- формирование и совершенствование перцептивных действий;

- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть) Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

Задачи по художественно-эстетическому развитию:

- развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей,

- форсирование чувства ритма, цвета, композиции;

- развитие умения выражать в художественных образах творческие способности;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

- становление эстетического отношения к окружающему миру.

( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)

. . Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть)

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Задачи физического развития:

- формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма;

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;  развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет;

- становления у детей ценностей здорового образа жизни;

- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

( *Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ);

* Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.)

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы используются с учетом базовых принципов ФГОС дошкольного образования, т.е. обеспечивают активное участие детей с ОВЗ в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, обеспечивают личностно-развивающий характер взаимодействия и общения.

Вариативная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей с ОВЗ, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения развития речи детей

В соответствии с ФГОС дошкольного образования коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими программу в группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ дошкольное учреждение осуществляет деятельность по профессиональной коррекции нарушений их развития.

Цель коррекционной работы: коррекция нарушений развития детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи коррекционной работы:

- обеспечение адекватных возможностям и индивидуальным особенностям развития детей с ОВЗ организационно-педагогических условий, необходимых для качественного освоения ими содержания основной образовательной программы;

- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

- координация усилий всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации Программы.

4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Культурные практики - это обычные для ребенка (привычные, повседневные) способы деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов в процессе взаимодействия с взрослыми. Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребенка. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни, а также апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения – изучения – исследования). Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.

(* СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528))

5. Способы и направления поддержки детской инициативы

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. Основными способами поддержки инициативы ребенка с ОВЗ являются:

- организация предметно – развивающей среды в группе;

- поддержка личностного своеобразия ребенка;

- организация «свободы» для самостоятельной деятельности.

6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с ОВЗ.

Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. В связи с этим педагоги, реализующие образовательные программы дошкольного образования в группах компенсирующей направленности, учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни ребенка с ОВЗ в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Условия реализации Программы

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к условиям реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в ДОУ должна быть создана совокупность необходимых условий:

- психолого-педагогические условия;

- кадровые условия;

- материально-технические условия;

- финансовые условия;

- развивающая предметно-пространственная среда.

Условия реализации Программы, обеспечивают полноценное развитие личности детей с ТНР во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах речевого, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Наполняемость групп определена с учетом возраста детей, их состояния здоровья (в соответствии с СанПиН рекомендуемое количество детей с 3 до 7 лет в группах комбинированной направленности — не более 15, в том числе — не более 4 детей, имеющих тяжелые нарушения речи), специфики Программы. Кроме того, созданные условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей с ОВЗ;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей детей с ОВЗ (законных представителей) в образовательной деятельности.

Организационный раздел так же включает себя:

- Развивающая предметно-пространственная среда

- Распорядок и /или режим дня

- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

- Планирование образовательной деятельности

(*Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от #1075;. № 273-ФЗ); * СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г., регистрационный N 28564); * СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г. N26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015г., регистрационный N 38528))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновен...

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфи...

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнород...

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста (далее – Программа, ПрАООП) разработана с учетом специфи...

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного    дошкольного образовательного учреждения де...