Семинар (с родителями) Можно ли обойтись без наказания?
консультация

Табанакова Елена Петровна

Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности. А.С. Макаренко

Очень часто взрослые задают себе вопрос: «Можно ли наказывать ребёнка, если можно, то как?». Именно об этом пойдёт речь..... 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_li_oboytis_bez_nakazaniya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Можно ли обойтись без наказания?»

 Наказание – очень трудная вещь,

она требует от взрослых огромного

таланта и осторожности.

А.С. Макаренко

Ход мероприятия:

     Психолог: очень часто взрослые задают себе вопрос: «Можно ли наказывать ребёнка, если можно, то как?». Именно об этом пойдёт речь на нашем сегодняшнем семинаре. Но прежде, чем перейдем к обсуждению темы я предлагаю встать в круг

 по очереди каждого родителя представиться Знакомство – на первую букву назвать прилагательное, Упражнение «Комплимент» по кругу передать комплимент своему соседу справа. МЯЧ радости – нужно его перекатить и оставить себе частицу радости, мяч не подкидывать, не бросать.

 Всем спасибо, продолжаем, теперь нужно назвать три самых замечательных качества своего ребёнка (ответы родителей). Как и у любой медали есть обратная сторона, так и у каждого ребёнка есть не только положительные качества, но и отрицательные. Говоря о негативных проявлениях детей, мы невольно переходим к теме наказания.

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.

• Как вы считаете, что даёт наказание ребёнку?

Комментарий психолога: Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удаётся только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.

• Можно ли обойтись без наказаний?

Комментарий психолога: Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка. НО если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендуется применять:

- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношений к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.

- Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Ситуация для анализа

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания

взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол.

После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

- Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

- Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

- Наказание не должно вредить здоровью.    

Брать слово с ребенка также ненадежное воспитательное средство. Если у него нет

навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон выработки новой системы рефлексов.

Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Комментарий психолога: к педагогически оправданным наказаниям относятся:

- замечания, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;

- выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

- Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

• Если ребёнка всё время наказывать, то каким он вырастет?

Комментарий психолога: конечно, озлобленным, мстительным, обидчивым, боязливым. Поэтому, прежде всего, нужно любить ребёнка, отдавать ему своё сердце, нежность, ласку.

Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил –

убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам

страдает из-за своего непослушания. Например, вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.

• Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить,

что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это. Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но, если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.

Ситуация для анализа

- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех!

Хочешь расскажу? – мальчик радостно скачет, ему не терпится поделиться с отцом удачей.

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворил вчера! – строго говорит отец.

Лицо сына меркнет. Напрасно весь день вынашивал он в себе заряд радости. Мальчик делает еще один заход:

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

• Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его

понять, разделить его радость?

• Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам сына?

• Как вы относитесь к делам ребенка?

• Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и

огорчениями?

Комментарий педагога

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не

реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. (если мы сейчас не научимся слушать, слышать и беседовать с ребенком, то в подростковый кризис напомнит об этом)  Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.

Ситуация для анализа

Мама говорит сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

- Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

- Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы

• Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?

• Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?

• В чем эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

• Как вы относитесь к телесным наказаниям?

Комментарий психолога: Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание — это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

        Заключительное слово педагога-психолога.

Наказание – сильнодействующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учётом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребёнка, не кричите на него. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.

УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?

У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

Психолог

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?

4)На какие действия теперь способен ваш человечек? Но у него остались шрамы.

Рефлексия «Подарок».

- Наш семинар подходит к завершению. Но на новый год принято дарить подарки.

Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

 Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

- А теперь наградим себя за успешную работу аплодисментами! Но это не все, у нас есть для вас еще подарки (раздаются новогодние сувениры).

- Я благодарю вас за участие в этом семинаре-практике. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Можно ли обойтись без наказания"

Данная консультация поможет родителям правильно подойти к вопросу наказания ребенка, ведь можно обойтись и без него....

Работа с родителями «Можно ли обойтись без наказаний?»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.Предлагается обсудить разные точки зрения. Заранее можно ...

конспект круглого стола с участием родителей "Можно ли обойтись без наказаний"

Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по- новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счасть...

Консультация для родителей " Можно ли обойтись без наказания"

 Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с вывод...

Ток-шоу для родителей «Можно ли обойтись без наказаний»

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей...