Картотека игр по профориентации для старших дошкольников
картотека (старшая, подготовительная группа)

Мурзина Надежда Фаритовна

Данная картотека игр, направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста основам ранней профориентации. Данное пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, но также будет интересно родителям. В данном пособии разработаны игры, которые помогут детям узнать больше о профессиях и их особенностях. Благодаря играм дети будут всецело увлечены процессом познания профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_professiyam.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по профориентации

для старших дошкольников

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkKyItK-hwIL2lzx-9jUxP-qaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Игра «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.

Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

Игра «Не пропусти профессию»

     Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: Лампа, водитель, ножницы, Механик, липа, сталевар, яблоко, токарь, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, шахтер, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, контролер, шутка, солнце, полевод, голова, берег, чертежник, роща, бухгалтер, самовар, геолог, пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, пулеметчик, коньки, маляр, бутерброд, обрыв, судья, улыбка, совесть, инженер, мороз, огонь, глина, скульптор, толстяк, летчик, агроном, океан, космос.

Игра с мячом «Назови профессию».

(Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).

      Педагог: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).

Весы, прилавок, товар – (Продавец) 

Каска, шланг, вода – (Пожарный) 

Сцена, роль, грим – (Артист) 

Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)

Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной) 

Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар) 

Доска, мел, учебник – (Учитель) 

Руль, колеса, дорога – (Водитель) 

Дети, игры, прогулки – (Воспитатель) 

Топор, пила, гвозди – (Плотник) 

Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель) 

Краска, кисти, побелка – (Маляр) 

Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер) 

Корабль, тельняшка, море – (Моряк) 

Небо, самолет, аэродром – (Летчик) 

Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)

 

Игра «Угадай, кто я?».

        Педагог: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?».
(Дети стоят по кругу, взрослый по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).

Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я стираю, глажу… прачка.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я делаю прививки … медсестра.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я кую железо … кузнец.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я сочиняю стихи … поэт.
Я управляю оркестром … дирижер.
Я ставлю пьесы … режиссер.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я проектирую дома … архитектор.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
Я варю сталь … сталевар.
Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.

Игра «У кого какой инструмент?»

       Педагог: а давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?»

Молоток – (у столяра)
Кисть – (у маляра, у художника)
Шприц – (у медсестры, ветеринара)
Рубанок – (у плотника)
Мел – (у учителя)
Ножницы – (у парикмахера, у портного)
Расческа – (у парикмахера)
Иголка – (у портного)
Палитра – (у художника)
Указка – (у учителя)
(лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)

Игра «Кто так говорит?».

Кому добавки? (Повар)
Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
Как вас постричь? (Парикмахер)
Приятного полета! (Стюардесса)
Урок окончен. (Учитель)

Игра - соревнование «Подбери признак».

               Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки).

Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
(парикмахер, повар, врач, милиционер).
 

                                      Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Самолётом правит (лётчик)
В школе учит нас (учитель)
Строит здания (строитель)
Стены выкрасил (маляр)
Песни нам поёт (певец)
Торговлей занят (продавец)
От болезней лечит (врач)
Потушит в миг пожар (пожарный)
Рыбу ловит нам (рыбак)
Служит на море (моряк)
В машине груз везёт (шофёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Все, кто знает - молодец!

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

 

Игра «Что делает человек, который работает…»:

Грузчиком – грузит разные грузы

Строителем - …

Экскаваторщиком -…

Воспитателем - …

Электриком - …

Сварщиком - …

Хирургом - …

 

Игра «Хлопай -топай»

Я буду называть слова-профессии, так вы хлопайте, а если я назову что-то лишнее – топайте.

(Машинистка, лодырь, пианист, обжора, милиционер, почтальон, хулиган, продавец, жадина, библиотекарь)

- Какие слова вам не понравились?

- Правильно, эти слова не относятся к профессиям, они характеризуют плохие качества человека.

Игра «Кто что делает?»

 Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.

Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

 

Игра «Профессии».

     Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

     Материал: Не требуется.

Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров. 

     Ход игры: 

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

- Повар!

- Водит машину...

-Водитель! и т.п.

 

Игра «Угадай по результату профессию».

Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии.

Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности.

Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.). 

Игра «Определи по предмету профессию».

    Цель: учить называть профессию, в которой предмет используется.

    Материал: половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток .

Ход игры: дети по очереди достают из мешочка предметы, которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

Игра «Что лишнее?».

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Материал: четыре картинки с изображением предметов – помощников.

Ход игры: воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

 Игра «Найди ошибку».

Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение замечать ошибку.

Врач варит суп.

Повар водит машину.

Учитель подстригает волосы.

Портниха лечит людей.

Полицейский взвешивает продукты.

Парикмахер лечит людей.

Игра «Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. 

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

   Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

 

Игра «Подбери профессию на заданную букву»

На столе разложены буквы алфавита. Каждый участник команды подходит к столу, выбирает букву и называет на нее профессию.

А - аптекарь, архитектор, артист, агроном,

Б - библиотекарь, бухгалтер,

В - ветеринар, водитель, врач,.

Г – грузчик, геолог, гримёр,

Д - дирижёр, дрессировщик, доярка,.

Е - егерь,.

Ж - журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,.

З - закройщик, зоолог,.

И - инженер, инкассатор, искусствовед,.

К - крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар,

Л - лётчик, лектор

М - маляр, машинист, менеджер, механик,

Н - нотариус, навигатор,.

О - официант, оптик,.

П - писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,.

Р - радист, разведчик, рыбовод,.

С - сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь,

Т - телеграфист, токарь, технолог, товаровед,.

У - учитель, укладчик, укротитель

Ф - фармацевт, фотограф,.

Х - художник, хореограф, хлебороб

Ч - часовщик,.

Ш - швея, шофер, штукатур,.

Э - электрик, экономист, эксперт,

Ю - юрист, ювелир,.

Я - языковед,.

Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

«Кто что делает?»

 

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).  Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

 Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

 

«Кто трудится, кто играет»

Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Профессии которые помогают»

Профессии которые помогают, формировать у детей реалистические представления о труде людей....

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров»

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров»...

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров»

Квест по ранней профориентации для старших дошкольников «Путешествие в город мастеров»...

Конспект развлечения по ранней профориентации для старших дошкольников с нарушениями речи: профессия "Водитель"

Представлен материал для проведения развлечения со старшими дошкольниками с ТНР по ознакомлению с профессией "водитель"...

Картотека игр по профориентации для старших дошкольников

Дидактические игры на тему «Профессии» предназначены для обучающих занятий с дошкольниками разных возрастных групп.  Входящие в картотеку игры развивают речевые и мыслительные способн...

Сценарий квест игры по ранней профориентации для старших дошкольников "Путешествие в город мастеров"

Сценарий направлен на ознокомление детей дошкольного возраста с малоизвестными профессиями такими как модельер, автомеханик, фокусник, инженер-конструктор и ветеринар....