Мастер класс для педагогов ДОУ
материал

Бакирова Ольга Геннадьевна

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них —мнемотехнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов ДОУ

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них —мнемотехнике.

Послушайте притчу.

Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения. Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika — искусство запоминания).

«Мнемноника (мнемотехника), — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того не зная!

Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются мною для:

  • обогащения словарного запаса,
  • формировании правильного звукопроизношения
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Работать с мнемотаблицами я начала в младшем возрасте, использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображения должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия:

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

(предложить педагогам на ватмане )

При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы отображаем в мнемотаблице.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволил мне, как педагогу повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский

Обратите внимание на предложенную мной мнемотаблицу. А теперь ,уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения и прочитать его, опираясь на таблицу:

Снежинки

А. Усачёв

Ёжик смотрит на снежинки.

«Это, — думает, — ежинки…

Белые, колючие

И к тому ж — летучие».

Паучок на паутинке

Тоже смотрит на снежинки:

«Ишь какие смелые

Эти мухи белые!»

Заяц смотрит на снежинки:

«Это заячьи пушинки…

Видно, заяц — весь в пуху —

Чешет шубу наверху».

Мальчик смотрит на снежинки:

«Это, может быть, смешинки?..»

Не поймёт он, почему

Очень весело ему.

(на листе а3 составляется таблица совместно с участниками мастер класса) примерная таблица, которая может получиться:

-А теперь попробуйте отгадать пословицы, зашифрованные в мнемодорожках:

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Делу время, а потехе час.

Глаза боятся, а руки делают

Каждый кулик свое болото хвалит.

Затем предложить оставить мнемодорожки по известным пословицам-один составляет, остальные – угадывают.

Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

Готовь сани летом,а телегу –зимой.

Поспешишь-людей насмешишь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Итак, обучение детей с применением приемов мнемотехники для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

Обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....