Мастер-класс "Ситуация"
учебно-методический материал (младшая группа)
В своём мастер-классе описываю технологию "Ситуация" которую провожу с педагогами ДОУ в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skr-chlv-situatsiya.docx | 20.17 КБ |
skr_chlv-_situatsiya.pptx | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Ситуация»
Поздороваться с педагогами: «Я здороваюсь везде…»
Ребята, посмотрите Петрушка, принёс разноцветные лепестки. Хотите узнать, зачем он их принёс? Давайте сядем на подушечки и послушаем.
- Введение в ситуацию. (мотивация)
Сегодня Петрушка собрался идти в гости к ребятам в соседнюю группу. Решил подарить подарок «Цветок вежливых слов». Собрать цветок ему нужно вот из этих лепестков: каждый лепесток -вежливое слово. Но собрать цветок Петрушка не может, потому что не знает вежливых слов.
Петрушка просит ему помочь. Хотите помочь Петрушке? Сможете?
- Актуализация.
А вы, ребята, знаете вежливые слова?
Давайте вспомним
- утром рано приходя в детский сад
говорим мы громко всем…«здравствуйте»
-а когда уходим вечером домой
Говорим всем … «до свидания»
-если Танечка с утра пирожок тебе дала
Ты возьми и скажи…(спасибо)
Когда ещё мы говорим спасибо? (после еды, снимаю одежду)
3.Затруднение в ситуации. 4. Открытие нового.
- «Здравствуйте»- так вы здороваетесь каждый день
А вы знаете, как по другому можно поздороваться?
Дети. Нет
Воспитатель. А как мы можем узнать?
Дети. Варианты ответов……
Воспитатель.Дети. Спросить у того кто знает. У кого?
Дети. У вас.
Воспитатель: Доброе утро! Аня, Ваня, как можно поздороваться?
Встретили друга можно сказать- Привет!
А друг ответит…..Здорово!
- «До свидание»- так вы говорите воспитателю и детям, когда уходите домой .
А вы знаете, как по другому можно попращаться?
Дети. Нет
Воспитатель: До завтра! (дети повторяют)
До встречи! (дети повторяют)
Например с другом-Пока! (дети повторяют)
5. Включение в систему знаний.
Как вы думаете, теперь мы можем помочь Петрушке собрать «Цветок вежливых слов»?
Сейчас я вас раздам по лепестку, каждый лепесток-вежливое слово. А вы будете по очереди говорить вежливое слово и прикладывать к серцевинке нашего будующего
цветка. Только слова не повторяйте!
- Как можно утром приветливо и вежливо поздороваться?
Дети… Здравствуйте, доброе утро, привет, здорово.
- Уходя из детского сада, как можно попрощаться?
Дети… До свидание, до завтра, пока…..(до встречи)
- Как мы благодарим, когда нас угостили?
Дети… Спасибо
Петрушка, посмотри, какой у ребят получился «Цветок вежливых слов»!!!
- Осмысление (итог).
Петрушка обрадовался и говорит вам «спасибо»! Он подарит цветок ребятам и расскажет им о вежливых словах. Петрушка спрашивает: а вы, ребята, кому расскажите о вежливых словах?
Дети: маме, папе, сестре, брату…
Петрушка прощается с вами ребята «досвидание»!!!
Как можно с Петрушкой ещё попрощаться?
Что вам больше всего понравилось?
Кому мы сегодня помогли? (Петрушке)
Какие вы у меня молодцы. Что помогли Петрушке узнать вежливые слова!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принцип целостного представления о мире Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности Система основных принципов деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон
« В затруднении содержится возможность» А. Эйнштейн
1. Введение в игровую ситуацию (мотивация) 2. Актуализация 3. Затруднение в игровой ситуации 4. Открытие детьми нового знания 5. Введение в систему знаний и повторение 6. Осмысление (итог)
1. Введение в ситуацию Цель: создание интересной мотивации к деятельности (постановка детской цели) Требования: интересная и увлекательная ситуация, включающая детей в игровую деятельность обращение к личному жизненному опыту детей, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения (хочу-могу-надо) в деятельность (ребёнок должен захотеть принять участие в игровой ситуации, в этой игре у ребёнка не должно возникать затруднения).
Приёмы Создание условия для потребности мотивации у ребенка (надо – хочу - могу). Создание атмосферы доверия (расположение детей, зрительный контакт, и т.д.) Организация подводящего или побуждающего диалога (грамотно, логично) Мастерство педагога в том, что у ребёнка складывается ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность Голосом, взглядом, позой педагог даёт понять, что он верит в них Создание проблемной ситуации, побуждающей детей к мотивации ВАЖНО, чтобы взятая «сюжетная» линия не была забыта, «брошена» по ходу занятия Маркеры ТДМ: «НАДО?», «ХОТИТЕ ?», «СМОЖЕТЕ?»
«Самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком .» Л.С . Выготский
2. Актуализация знаний и умений Цель: выделение важных знаний и умений у детей, необходимых для открытия нового знания, т.е. важных для настоящего момента Требования: актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания тренировка соответствующих мыслительных операций
П редпосылки учебной деятельности умение работать по инструкции взрослого взаимодействовать со сверстниками согласовывать свои действия выявлять и исправлять свои ошибки
Приёмы Активное повторение :дидактическая игра, словесная игра, подвижная игра. Активная беседа Использование наглядности.
Затруднение в ситуации ( пробное действие , выявление места и причины затруднения, ) Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения Требования: моделирование проблемной ситуации затруднения в индивидуальной деятельности создание ситуации для пробного действия самостоятельная фиксация затруднения в речи выявление и фиксирование в речи причины и места затруднения
Зафиксировать затруднение - это значит понять и признать, что в данный момент не получается - называется конкретное действие, которое не получилось проговаривается в речи , что не может выполнить ребёнок – это место затруднения - где (в чем) возникло затруднение в опрос «П очему не смогли ?», «П очему у вас не получилось ?» – это причина затруднения
Приёмы Подводящий диалог с целью фиксации затруднения. В рамках сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением. Затруднение в форме пробного действия должно быть личностно значимым для каждого (в индивидуальной деятельности). Держать паузу (или дистанцию) для самостоятельного выявления и фиксации в речи причины и места затруднения
4. Открытие нового знания Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин (организация подводящего или побуждающего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания) Требования: выбор способа преодоления затруднения выдвижение и обоснование своего предполагаемого выхода из затруднения важно зафиксировать «новое знание» в речи создание ситуации успеха
Приёмы Расширить представлений у детей об источниках получения информации (сам, спрошу у кого-то, книга, познавательные фильмы, Интернет…) Подводящий или побуждающий диалог с целью открытия нового знания. Четко, логично и грамотно выстраивать подводящий диалог. Создание ситуации, в которой ребенок сам открывает новое. Помощь детям в умении формулировать вопросы. Предоставление детям возможности говорить, что они думают. Все предложенные варианты ответов детей оценивать разумно. Отсутствие гиперопеки детей, воспитатель должен «взять себя в руки» на время занятия, не торопиться. Создание ситуации причастности каждого ребенка к полученному результату, ситуацию успеха ( эмоциональное активное участие детей в дидактических и ролевых играх). Должна быть четкая фиксация нового понятия или алгоритма, глядя в глаза ( в руках у детей в это время ничего не должно быть!). Педагог акцентирует знаками, схемами, символами, картинками, игрушками новое знание. Маркеры : «СПРОШУ У ТОГО, КТО ЗНАЕТ» (младший возраст )
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка и повторение Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач (проблем) (закрепление нового знания в играх и упражнениях) Требования: создание ситуаций для выполнения самостоятельного задания на новое знание или новый способ действия соответствие используемых игр и упражнений, в которых тренируется новое знание, придерживаясь общей сюжетной линии учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка соблюдение принципа мини-макса организация ситуации успеха для каждого воспитанника, мотивирующая его к включению в дальнейшее освоение новых знаний осуществление самопроверки или взаимопроверки
Приёмы Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Выполнение задания в группах или парах. Самостоятельная проверка по эталону, образцу. Взаимопроверка в паре. Взаимопомощь друзьям. Соблюдение принципа мини-макса . В подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.
6. Осмысление (итог), рефлексия Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь (самооценка собственной познавательной деятельности) Требования: фиксирование детьми достижения «детской цели» определение условий, которые позволили добиться этой цели фиксация нового знания или способа действий в речи определение выполнения взрослой цели планирование дальнейших действий создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо сделанного дела Маркеры ТДМ: сведение «детской» и «взрослой» целей.
О рганизация анализа детской цели фиксирование детьми достижения детской цели , «Кому помогли?» фиксация нового знания или способа действий в речи -«Что нового вы узнали?» Педагог подводит итог занятия – объединяет взрослую и детскую цель планирование дальнейших действий - «Где вам это пригодится ?» Кому расскажите? создание ситуации успеха «Я вами горжусь ! » «Вы меня очень порадовали!» … и т.д .
Приёмы Расположение детей в пространстве аналогичное первому этапу («якорение»). Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или самими детьми (в старшей подготовительной группе) условий, которые позволили добиться этой цели. Вопросы. Составление вопросов так, чтобы проанализировать выполнение «детской» и «взрослой» цели занятия. Опорные знаки, картинки, символы, «узелки на память», помогут детям вспомнить всё, что было в ходе занятия. Рассказ, письмо, сообщение. Логичнее новые знания сообщать тому, кто не был свидетелем происходящих событий. «Точка» в занятии должна быть достаточно эмоциональной и позитивной. Подтвердить успешность детей в выполнении заданий. Например, “Как Вы меня порадовали” и т.д. “Молодцы” (мальчиков), “Умницы” (девочек),
Вопросы на этапе «Осмысление (итог)» Общие вопросы: Кому помогли? Что нового узнали? Вопросы рефлексивно - оценочного характера : Что было самым интересным? Почему ? Вопросы, акцентирующие практическую значимость знаний и умений: Где это нам пригодится?
Рефлексивная самоорганизация Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ
«Человек - созидатель своей судьбы, продолжатель образования своей жизни» немецкий педагог, политик А. Дистервег «Человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу, что принесет тебе будущее …» русская поэтесса, прозаик, переводчица М. Цветаева
Ребёнок Активный «деятель» «Открыватель» окружающего мира, самого себя как личности и других людей в этом мире
Что при этом делает взрослый?
Организатор Моделирует образовательные ситуации; Отбирает способы и средства; Создает развивающую образовательную среду; Организует процесс детских «открытий». Если ребенок говорит: «Хочу узнать!», «Хочу научиться!», «Как интересно!» , значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.
Помощник Создает доброжелательную, психологически комфортную среду; Отвечает на вопросы детей; Внимательно наблюдает за их состоянием и настроением; Помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не бояться высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы (в соответствии с возрастом), значит, воспитателю удалась роль помощника.
Роль педагога и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа
« Неудача – это просто возможность начать снова , но уже более мудро » промышленник Г енри Форд (1863-1947) « Никогда не бывает больших д ел без больших трудностей » философ просветитель Вольтер (1694-1778) « Чтобы добраться до источника , надо плыть против течения » Философ Станислав Лец (1909 -1966)
Философ и педагог Д жон Дьюи (1859-1952) « Мы лишаем детей будущего , если продолжаем учить сегодня так , как учили этому вчера ."
Спасибо за внимание!