Сообщение к презентации опыта работы: «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»
статья

Скрипко Наталья Геннадьевна

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к презентации опыта работы: «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

1слайд: Здравствуйте уважаемые педагоги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по теме «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

2слайд: Выбор темы возник не случайно. Экология в наше время, одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

        Современные дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будут зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

        Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у детей представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

        Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

        Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.

3слайд: Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель (которую вы видите на экране)

                Для реализации поставленной цели я определила  ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, такие как:

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

 -развивать чувства эмпатии к объектам природы;

-формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

-усвоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

-формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

-формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

-вовлечь родителей в совместную педагогическую деятельность.

4слайд: Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

5слайд: На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила Основную образовательную программу дошкольного образовательного МБДОУ ДС «Родничок», методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки. Недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию детей и экологической деятельности, недостаточно развита предметно-пространственная среда в группе, мало информации и наглядного материала для взаимодействия с родителями.

        Поэтому  в средней группе я провела диагностическое обследование, целью которого было выявление уровня элементарных экологических знаний детей.

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания.

        Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся беречь природу и всё усвоят в процессе взросления.

        Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

1.Выработать систему экологических  знаний детей.

2.Улучшить предметно пространственную среду.

3.Оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

6слайд: Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план, который включает в себя разнообразные формы и методы.

        Подобрала экологические игры и сделала по ним картотеку, подвижные и пальчиковые игры, подготовила экологические физкультминутки.

        Подобрала ряд пословиц и поговорок, сделала папку «Народные приметы о погоде в картинках», сделала подборку экологических сказок.

        Разработала картотеку опытов и экспериментов по экологическому воспитанию.

         Подобрала логические задачи в стихах по экологическому воспитанию старших дошкольников, цель которых состоит в формировании знаний о том, что в природе все взаимосвязано.

        Подготовила для детей эколого-психологический тренинг, так как он является  одной из форм экологического образования.

        Подготовила родительские собрания по темам: «Экология и мы», «Мир природы и ребенок», круглый стол «Мы природе не враги, ты природу береги!», творческую мастерскую «Лепбук – как форма совместной деятельности взрослого и детей».        Подготовила консультации для родителей: «Что мы знаем о природе?», «Экологическое воспитание в семье», «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников», «Как научить ребенка любить и охранять родную природу», «Роль домашних животных в развитии детей», «Экологические игры с детьми дома», «Наблюдение за природой дома». Папки-передвижки «22апреля-День Земли», «Зеленый мир на окне», «Укусы пчел», «Альтернатива новогодней елки»,  памятки «Берегите природу», «Наша планета - цветущий сад!», рекомендации  по экологическому воспитанию старших дошкольников.        Подготовила анкеты для родителей по темам: «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?», «Экологическое воспитание детей», «Экологическое образование детей в семье».

7-8слайды: Сегодня в педагогической науке используется разная терминология «экологическое воспитание» и « экологическое образование»

        По мнению Маханевой М.Д., главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимают совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

        По мнению Рыжовой Н.А., экологическое образование есть «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношений к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций»,

        По мнению Николаевой С.Н., экологическое  воспитание  дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

        Рассматривая  «экологическое воспитание» и «экологическое образование» можно сказать, что одно невозможно без другого.  Сущность экологического воспитания и образования заключается в «обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ни чем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле».

9слайд: За последнее время было создано много программ. Такие как, программа  «Детство», «Радуга», «Развитие», «Мы», «Наш дом - природа», «Юный эколог».

10слайд: В своей работе я опираюсь на две программы, программа «Наш дом - природа», автор: Н.А.Рыжовой и программа «Юный эколог», автор: С.Н.Николаева

        В программе «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова особое внимание уделяет формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. «У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью».

11слайд: Программа «Юный эколог» мне понравилась тем, что она снабжена полным пакетом программно-методических материалов, что позволило мне успешно внедрять ее в практику работы группы.

В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

        Авторы этих программ  предлагают в работе с детьми использовать различные методы, такие как:

-моделирование проблемных ситуаций;

-использование художественной литературы:

-применение видеоматериалов;

-экскурсии, беседы;

-проектная деятельность

12слайд: Поэтому в основу моего опыта работы с детьми легли следующие принципы, которые я почерпнула в программе Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа».

        Принцип научности. В своей работе я стараюсь применять  только научно обоснованные формы и методы работы, которые соответствуют конкретному возрасту детей и  учитываю их возрастные особенности.

         Принцип позитивизма. Этот принцип предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. В практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми я знакомлю своих детей. И прежде всего эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. В большинстве случаев дети получают информацию только о том, чего нельзя делать. Но ребенок должен иметь альтернативу - если это делать нельзя, то, что же можно? Поэтому я в своей работе  с детьми использую три вида знаков: запрещающие, разрешающие (например, цветы рвать нельзя, но их можно понюхать; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательные (нужно поливать растения на клумбах, вешать кормушки для птиц). Важно помнить, что для ребенка старшего дошкольного возраста заучивание правил не составит особой сложности, однако эффективность такого подхода будет нулевая. Моя задача по знакомству с правилами  состоит в том, чтобы  у детей создать мотивацию определенного типа поведения в природе. Для того, чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовать последствия их не соблюдения.

        Принцип проблемности. Этот принцип предполагает создание проблемной ситуации, в решение которой вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. В процессе экспериментировании ребенок при помощи взрослого, выдвигает свою гипотезу, затем проверяет ее на практике и в заключении делает вывод. Например: в процессе экспериментирования со льдом и водой я предлагала детям высказать свои предположения о том, что происходит с кусочками льда при опускании в емкость с водой. Дети высказывались: «утонет, растает, будет плавать». Потом я предложила каждому ребенку проверить свою гипотезу в ходе эксперимента. Дети выполняли опыт, наблюдали за его ходом, а затем я просила их определить, чьи предположения оказались верными, а чьи - нет. Другим примером применения принципа проблемности является создание мной ситуаций, в которых  ребенок должен проявит свои знания, умения и навыки. Во время образовательной деятельности я знакомила детей с необходимостью экономии воды и причинами такой необходимости. Через некоторое время я оставляла в группе водопроводный кран не полностью закрытым  наблюдала за реакцией детей и их поведением, что они будут делать в такой ситуации. В другой раз во время прогулки  я оставляла мусор на участке детского сада и наблюдала за реакцией детей.

        Принцип системности. Этот принцип предполагает  разработанную систему постепенно усложняющихся задач.

        Принцип наглядности. Этот принцип позволяет мне учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление у ребенка. В работе с детьми я постоянно использую наглядный материал, такой как, иллюстрации, пособия, видеоматериалы, плакаты, модели. Этот принцип я учитываю и при организации различных видов деятельности ребенка  и в развивающей предметной среды.

        Принцип гуманистичности. Этот принцип предполагает переход на новый тип отношений воспитателя и ребенка. Когда я и ребенок участвуем   в образовательном процессе, при этом ребенку я предоставляю больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку и может высказать любые точки зрения. Образовательную деятельность я организую таким образом, чтобы дети могли чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. Во время образовательной деятельности, я стараюсь работать «на уровне детей»- сидеть вместе с ними за столами и становится активным участником игр.

        Принцип последовательности. Экологическую образовательную деятельность я провожу в определенной логической последовательности. Я стараюсь переходить от простого к более сложному .

        Принцип безопасности. Этим  принципом  я пользуюсь всегда, потому что формы и методы моей работы должны быть безопасными для детей. И я как воспитатель, недолжна, забывать о призыве «Не навреди природе!» То есть, в процессе организуемых мной наблюдений, опытов не должны пострадать объекты природы.

        Принцип интеграции. Этот принцип предполагает объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей в процессе которого детьми изучается новое содержание. Я думаю, что преимущество интеграции в том, что у детей повышается мотивация обучения, они рассматривают явление или событие с нескольких сторон, что формирует у детей познавательный интерес.  

        Принцип деятельности. Я считаю, что деятельность-это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления детей с природой большое внимание я уделяю уходу за комнатными растениями, труду на огороде. Но еще я стараюсь привлечь к такой деятельности и родителей моих воспитанников.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

13слайд: В процессе реализации поставленных задач я выделила наиболее эффективные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми. Я использую как традиционные, так и инновационные методы.

        1.Словесный метод:

-устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);

-беседы: «Жалобная книга природы»; «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети»; «Леса-земли краса!»; «По тропинкам в лес пойдем»; «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»; «Наш дом», «Планета Земля в опасности»;

-чтение художественной литературы: Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна»,  «Счастливый жучок», Е.А.Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе», стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», стихотворения Т. Петуховой «Будем беречь природу», Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», чтение экологических сказок об охране природы.

-использование фольклорного материала,  отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.

        2.Наглядный метод:

-наблюдения: «Почему кошки ходят тихо?», «Что мы знаем о собаке?», «Какие бывают деревья?», «Облака - белокрылые лошадки»;

-экскурсии;

-рассматривание картин и иллюстраций;

-обучающие мультфильмы: «Мальчик и земля», «Фиксики. Чему учит экология?», «Смешарики. Несколько мелочей на фоне природы», «Уроки тетушки Совы. Уроки живой природы»;

-просмотр видеофильмов о природе;

-презентация собственных материалов, просмотр интернет-материалов-презентаций.- «Загрязнение окружающей среды», «Береги природу», «Звуки леса», «Экология для дошкольников».

        3. Практический метод:

-экологические игры: «Что за птица?», «С чьей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Птицы, звери, рыбы», «Скажи наоборот», «Зеленые карты», «Отгадай, что за растение», «Кто где живет?», «Зеленая аптека», «Лесник», «Экологическая башня лес»;

-труд в природе;

        -опыты: «Как солнце помогает растениям», «Замораживание воды»,

«Снег и лед. Где быстрее наступит весна?», «Куда делась Снегурочка?», «Выявление свойств глины»,

14слайд: С.Н. Николаева выделяет основные типы экологической образовательной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

        Непосредственно-образовательная деятельность первично-ознакомительного типа. Эту деятельность я посвящаю ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей осуществляю через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, рассказ воспитателя.  

        Непосредственно-образовательная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание этой образовательной деятельности направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Деятельность этого типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.        Непосредственно-образовательная деятельность обобщающего типа. В образовательной деятельности обобщающего типа я ставлю цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирую обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

 Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Обобщающие НОД  позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

        Непосредственно-образовательная деятельность комплексного типа. Комплексная образовательная деятельность в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. В области экологического воспитания такая деятельность может быть использована в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы проводилось игровое мероприятие, на котором формировалось представление об осеннем сезоне. Комплексная образовательная деятельность на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Такая деятельность, если она правильно организована, по времени может выходить за рамки обычного НОД- смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению я могу в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

        Следовательно, все вышесказанное способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи – диалогу, описанию, объяснению, рассказу. В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

15слайд: Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В соответствии с ФГОС ДО реализую  современные технологии:

-здоровьесберегающие (подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры);

-личностно-ориентировочные взаимоотношения педагога и детей;

-информационно-коммуникационные (компьютерные средства), которые стимулируют познавательный интерес дошкольников, намного интереснее увидеть получаемую информацию, нежели просто прослушать новое сообщение;

-игровые технологии;

-технологию поисково-исследовательской деятельности;

-технология экологической идентификации (дети отождествляют себя с каким- либо природным объектом или явлением);в этой технологии есть методы, такие как: (метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам, диалог с природой – этот метод нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувствительности, секретный разговор,  задачи-загадки на сообразительность);

-кейс-технологии;

-технологии дискуссий.

-проектная деятельность;

-использование лепбуков.

Все вышеперечисленные технологии направлены на формирование первичных представлений детей о природе, развитие потребности в экспериментировании, развитие познавательного интереса, любознательности, творческой активности, т. е. на развитие личностных качеств ребенка, представленных как целевые ориентиры ФГОС ДО.

Также мной был реализован долгосрочный познавательно-исследовательский проект на тему «Сохраним планету вместе».

Цель проекта: Формирование у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобная образовательная деятельность, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

16слайд: Для реализации поставленной цели и задач я обратила внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в группе способствует:

        -познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

        -эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);

        -оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

        -формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

        -формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

        -экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала в образовательной деятельности по изодеятельности).

с17слайд – до 23 слайда: Оборудование и материалы, которые присутствуют в группе:

-плакаты: «Зачем люди ходят в лес», «Как лесник заботится о лесе», «Лес - многоэтажный дом», «Земля - это наш дом!»;

-демонстрационный материал: «Дикие животные» (Антарктида, Арктика, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Евразия, Африка);

-демонстрационный материал: «Неживая природа» (Камни, глина, песок, солнце, ветер, воздух, вода, снег, дождь);

Рассмотрев с детьми этот демонстрационный материал, побеседовав, дети нарисовали по ним рисунки и мы потом сделали альбом , который вы видите у себя на столе.

 -дидактические игры: «Что за птица?», «С чьей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Птицы, звери, рыбы», «Скажи наоборот», «Зеленые карты», «Отгадай, что за растение», «Кто где живет?», «Зеленая аптека», «Лесник», «Экологическая башня - лес», «Так бывает или нет?», «Времена года», «Большие и маленькие», «Лото-животные», Домино «Овощи-фрукты»;

-альбомы «Времена года» (Осень, зима, весна, лето);

-альбом «Гербарий»;

-художественная литература: П. Бажов «Малахитовая шкатулка», В.Бианки «Сказки», Е.Пермяк « Русские сказки о природе», М.Пришвин «Кладовая солнца», Н.Сладков «Сказки леса»,   К.Ушинский «Рассказы и сказки»;

-папка «Народные приметы в картинках для детей»;

-альбом «Экологические сказки придуманные детьми совместно с родителями»;

-папка «Модель трудового процесса» - «Способы ухода за комнатными растениями»;

-паспорт комнатных растений;

-папка «Эксперименты и опыты в природе»;

        -картотеки: «Опыты с водой», «Опыты с ветром», «Опыты с воздухом»;

        -мини-музей «Камни Урала»;

        -коллекция коры деревьев;

        -лепбуки «Сохраним планету», «Домашние животные», «Весна», «Мир насекомых», «Наши пернатые друзья», «Красная книга России», «Дикие животные» и другии.

24слайд: Обучение по формированию у детей экологических знаний я провожу в разных видах деятельности по образовательным областям:

25слайд: Социально-коммуникативное развитие -ситуативные беседы: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы», «Зачем пилят деревья», «Кому нужны деревья в лесу»; тематические выставки рисунков и поделок из природного материала; рассматривание плакатов:   «Зачем люди ходят в лес», «Как лесник заботится о лесе»; проблемная  ситуация  «Что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах»; дидактические игры «Что за птица?», «С чьей ветки детки?», «Вершки и корешки», «Птицы, звери, рыбы», «Скажи наоборот»,«Зеленые карты», «Отгадай, что за растение», «Кто где живет?», «Зеленая аптека», «Лесник», «Экологическая башня лес».

26слайд: Художественно-эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, выполнение аппликаций и поделок из природного материала, лепка животных и растений, рассматривание картин о природе различных художников, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц и звуками леса, что способствует закреплению пройденного материала.

27слайд: Речевое развитие – использование произведений художественного слова: стихи, рассказы, загадки, потешки, пословицы и поговорки, экологические сказки, знакомство с народными приметами.

28слайд: Физическое развитие – использование подвижных игр «Волшебный лес»,  «Ласточки и мошки», «Голодный зверь», «Белки в лесу», «Ходят капельки по кругу», физкультминуток, пальчиковой гимнастики, спортивных праздников и развлечений.

29слайд: Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, наблюдения, познавательные беседы: «Жалобная книга природы»; «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети»; «Леса-земли краса!»; «По тропинкам в лес пойдем»; «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»; «Наш дом», «Планета Земля в опасности», ситуативные разговоры: «Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы?».

        Поэтому в моей образовательной деятельности дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

30слайд: При проведении экологических занятий я руководствуюсь следующими правилами, которые вы видите на экране.

31слайд: Огромное значение в работе с детьми играет игра. Игровая деятельность, приносит детям большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. И.А. Комарова и С.Н. Николаева разработали различные игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек – аналогов, с использованием кукол – персонажей сказок, сюжет которых связан с природой. Очень эффективны игры с различным природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например:«Чудесный мешочек», «Угадай, что съел».

Широко применяю в своей работе экологические игры, такие как, «Лесник», «Экологическая башня-лес», «Зеленая аптека».

Очень важны для развития детей дошкольного возраста сюжетно – ролевые игры. Включая элементы сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаю эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал: например: «Зоопарк», «Ферма», «На птичьем дворе», «Лес».

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Эти игры делятся на предметные, настольно – печатные и словесные.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -- самый большой, поменьше, маленький»

Настольно – печатные: разрезные картинки, лото: «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Домашние животные».

В формировании у детей эмоционального отношения к природе использую подвижные игры типа: «У медведя во бору», «Ласточки и мошки», «Ходят капельки по кругу»; подвижные имитационно – подражательные игры: «Лягушки» (прыжки), «Лиса и куры» (бег, прыжки, лазание), «Заяц» (метание), «Змейка» (бег с препятствиями)

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес».

        Таким образом, использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

32слайд: Главным фактором в обучении ребенка экологическому воспитанию является личный пример взрослого. Поэтому я стараюсь как можно чаще сотрудничать с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Они являются моими заинтересованными партнерами в обучении и развитии ребенка.

        Поэтому взаимодействуя с родителями, я использую различные формы работы, вы их видите на слайде.

        В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, творческие мастерские). Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую я предлагаю родителям, лично значимой для них. При общении с родителями я довожу до них мысль о том, что формирование основ экологического воспитания необходимо начинать с себя. Важно быть образцом для подражания, авторитетом. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Изучая психолого-педагогическую литературу я пришла к следующему  выводу, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, включение старших дошкольников в проектную деятельность, позволило мне создать условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в исследовании. Следовательно, используемые мной активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников являются эффективными.

33слайд: На основе выводов, сделанных в I главе, мною была определена задача заключительного этапа моей работы: определить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи была разработана диагностика экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. За основу разработки мной был взят подход  Рыжовой Л.В. который позволяет выявить три составляющих экологического воспитания: знания, умения, отношение, что  соответствует требованиям  программы  развития и воспитания детей  «Наш-дом природа». Цель и задачи вы видите на слайде.

34 – 35 слайд:  На основании совокупности материалов и их показателей была составлена диагностическая карта и разработаны уровневые характеристики проверки знаний детей по экологическому воспитанию (низкий, ниже среднего, средний, выше  среднего, высокий уровни).

Оценка сформированности знаний детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных заданий,  бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и качества  выполнения практических заданий, самооценки. Начальная диагностика была проведена  в  средней группе на выявление уровня знаний  детей  экологических представлений

Анализ результатов диагностики на начало учебного года в средней группе показал, что в основном соответствуют:

-средний уровень -24%;

 -ниже среднего уровень -35%;

 -низкий уровень-41%.

На конец учебного года:

-выше среднего уровень-24%;

-средний уровень-35%;

-ниже среднего уровень- 41%.

36-37 слайд: 

Анализ результатов диагностики на начало учебного года в старшей группе показал, что в основном соответствуют:

-выше среднего уровень -12%;

-средний уровень -59%;

 -ниже среднего уровень -29%.

На конец учебного года:

-высокий-6%;

-выше среднего уровень-47%;

-средний уровень-47%.

38-39 слайд: 

Анализ результатов диагностики на начало учебного года в подготовительной к школе группе показал, что в основном соответствуют:

-выше среднего уровень -18%;

-средний уровень -53%;

 -ниже среднего уровень -29%.

На конец учебного года:

-высокий-15%;

-выше среднего уровень-34%;

-средний уровень-49%.

-ниже среднего уровень -2%

Сравнив результаты диагностических исследований по экологическому развитию, я пришла к выводу, что мне удалось добиться положительных результатов, появился высокий уровень, увеличилось количество детей с уровнем  выше среднего, а со средним уровнем уменьшилось, низкий уровень развития детей отсутствует. Знания  детей  достаточные,  они способны  применять  их  в  повседневной  деятельности.

Все это свидетельствует об эффективности проделанной образовательной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, я пришла к выводу, что работу по экологическому воспитанию необходимо проводить в системе, взаимосвязано, лишь тогда у детей дошкольного возраста сформируется гуманно – ценностное отношение к природе, способность понимать и любить окружающий мир, навыки  элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

 Планирование работы на будущее.

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в  младшей и средней группах.

4. Разработка и внедрение проекта «В природе нет ничего лишнего».

5. Продолжить работу над развитием предметно - развивающей среды. Так как она требует постоянного обновления.

6. Изготовить новые  лепбуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Интегрированный подход в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста...

Реализация деятельностного подхода в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (презентация)

Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятель...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».

В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...

ОПЫТ РАБОТЫ «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Данный опыт работы будет полезен педагогам, в котором представлен диапазон конспектов непосредственно-образовательной деятельности, консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей, а так...

Презентация опыта работы: «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в и...