Статья на тему : "Убранство чувашской избы"
статья (старшая группа)

В статье рассказывается о быте чувашского народа, раскрыто описание убранства избы и значение каждой части избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaeva_l.n._ivanova_v.s.rtf_.docx260.15 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Людмила Николаевна,
Иванова Валентина Серафимовна,

воспитатели МБДОУ «Детский сад № 17» г.Чебоксары,

«Убранство чувашской избы»

Дошкольное детство – период приобщения к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Любовь к отчизне начинается к любви своей малой Родине. В каждом месте своя природа, традиции и свой быт.

Ученые прошлых столетий отмечали, что все дома чувашей были очень похожи. Это происходило и потому, что по древним традициям внутреннее устройство чувашского дома напоминало собой устройство всего мира.

В интерьере не было ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее время. Вход в чувашский дом всегда устанавливался на восток. Это было необходимо, так как во время молений чуваши всегда обращались в сторону солнца.

Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – чувашской крестьянской избе.

Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полубрёвнами. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

Дверь в избу - низкая, а порог - высокий.

Как вы думаете, почему так строили избы?Низкая дверь и высокий порог волей-неволей заставляли даже не желающегопоклониться хозяевам. (Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло. При входе не стучались, а говорили: “кемеюрать –и» (Можно войти) или «Манкилес» - примерно по смыслу переводится как «Не знаю, можно ли мне прийти, но вот я пришёл». Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь”- вой патор.

Входим мы в избу.

В доме выделялось 2 центра: языческий (место у печи) и православный (красный угол).

Печь —святая святых в доме. По-чувашски – печь – комака. Огонь, горевший в печи, давал свет и тепло, на нем готовили пищу. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду.

Также с верили, что именно за печью живут такие домашний дух, как Домовой -хёртсурт.

Угол перед печью – кухонный, Тёпель. На полке у печки стояла всякая посуда, которая была в хозяйстве. Для приготовления пищи и хранения всех продуктов использовалась посуда из глины. Продукты в глиняной посуде не портятся, она не держит запаха, поэтому хозяйки до сих пор любят такую посуду.

Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать всясемья. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

Во главе стола, в красном углу, сидел хозяин семьи. Потом сидели дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая вставать и подавать к столу.

Ели из одной посуды, на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.

Находился стол в красном углу.

Название «красный угол» - тура умё. Красный угол располагается по диагонали от печки. Это был дальний от входа угол по правую руку.

Красный угол был парадной частью избы. Он всегда хорошо освещался. В самом углу помещали божницу с иконами и лампадой.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению.

А еще в избе вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли неподвижные лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Каждая имела свое назначение и название. На них сидели, хранили вещи, спали.

Лавка против входа называлась красная и предназначалась для гостей. У входа стояла широкая лавка «кутник». Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Около другой стены находилась лавка для работы пряхи. На лавке, что рядом с печью и шкафчиком, с посудой, хозяйка готовила пищу,складывались вынутые из печи хлеб.

Рядом на гибком суку, висела люлька, где спали маленькие дети

Дом освещался лучинами, которые закреплялись в светцах. под светцом обязательно стояла лохань с водой, и лучинки, прогорая, падали в воду.

В избе выполняли разные работы.Женщины не только готовили, убирали, но и занимались рукоделием.Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы.

Прялка была верной спутницей женщины на протяжении всей жизни.

Чувашский народ очень трудолюбивый. В крестьянском хозяйстве было много дел и забот. Красота отражалась в национальной одежде. Нательная одежда чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубашка – платье и штаны (йем). Они шились из холста. По своему крою они не отличались, только мужское кепе было до колен, а женское до середины икр. Девушки и женщины повязывали также платки преимущественно светлых расценок. Одежда была простая рабочая и праздничная. Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные

 Чувашские девушки в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Чувашский национальный костюмсостоял в основном из платья, передника, сурпан, хушпу.

На голову девушки одевалась тухья или хушпу. Их украшали серебряными монетами, бисером.

Но особую роль играл цветодежды. В основном использовали белый, черный и красные цвета. Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья. Красным цветом, источником торжества, счастья, заполнялись узоры вышивки. По краю обводили узорчерным цветом, цветом земли и добра. Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья. Это любимый цвет чувашского народа. Чувашей можно назвать детьми солнца. Зеленый цвет считается цветом природы, жизни. Синий цвет – это цвет неба и волшебства.

Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл.

Мы в нашем детском саду с целью ознакомления детей с убранством чувашской избы изготовили лэпбук. Лэпбук-это самодельная интерактивная папка. Работа с ЛЭПБУКОМ является отличным способом для закрепления определенной темы, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу,в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук» состоит в том:

- Дети учатся думать.

- Развивают внимание, память, логическое мышление.

- Зрительное восприятие и мелкую моторику.

- Воображение и любознательность.

Это отличный помощник в работе воспитателя. Его можно использовать как для индивидуальной, так идля работы с подгруппой детей.

С чего начатьсоздание лэпбука? Во-первых, определяемся с темой. Темы могут возникнуть внезапно, например: на «Утреннем круге», либо после выходных, либо это может быть тема, с которой мы сами хотим познакомить детей. Тема может быть любой: насекомые, космос, страны, исторические события, время года и т.д.

Мы распечатали картинки с атрибутами, кукол в национальной чувашской одежде и с интересом приступили к работе. Наклеили картинки на плотный картон, собрали макет дома и разместили атрибуты чувашской избы. В конце мы заполнили наш дом трудолюбивыми людьми.  

Мы живем в удивительном месте, гостеприимной Чувашии. В Чувашской Республике дружно живут и русские, и мордва, и татары, и чуваши. Есть и другие национальности. Так давайте же будем любить свою малую родину, людей, живущих рядом с нами. Также не забывать свой родной язык, обычаи, традиции. свои родовые корни, ведь только из прошлого рождается будущее.

F:\методическая копилка\IMG-adae6b1e1773a1e1eb02cda3bdf6cc89-V.jpg

Список использованной литературы:

1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.

2. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto...

3. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dl......

4.Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитаниюдошкольников» 2005г

5.Трофимов А.А. «Чувашское народное искусство» //Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Убранство русской избы"

Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразия старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и де...

проект " Убранство русской избы"

Проект " Убранство русской избы"...

Цель: знакомство с убранством русской избы, предметами старины – самоваром, русской печью, чугунком, люлькой, тряпичными куклами. Приобщение детей к фольклорным формам – колыбельным песням, прибауткам, поговоркам.

Цель: знакомство с убранством русской избы, предметами старины – самоваром, русской печью, чугунком, люлькой, тряпичными куклами. Приобщение детей к фольклорным формам – колыбельным песням...

Конспект занятия в музее “Внутреннее убранство татарской избы”

Конспект занятия в музее   “Внутреннее убранство татарской избы”  ...

Убранство Русской избы

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)2. Обогатить словарь детей народными загадк...

Убранство Русской избы

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)2. Обогатить словарь детей народными загадк...