Буклет для родителей "Читаем детям о войне"
консультация (подготовительная группа)

Памятка для родителей

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

 

Описание:  loading=

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память

к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне.

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Дошкольники – самые чувствительные для серьёзного воспитательного разговора слушатели. Разум просыпается, душа – открыта и чиста. Самое время рассказать и познакомить с героическим прошлым нашей страны, нашей малой Родины. Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа - неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.

Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте о войне ему сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования.

Можно прочитать как целые произведения, так и отрывки из книг о Великой Отечественной войне. Читайте и учите наизусть стихотворения о войне. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга...

Пересмотрите семейные фото. Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма с фронта, расскажите их историю. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например А. Маресьев, З. Космодемьянская, Д. Карбышев, и многие другие. Расскажите о герое вашего края. Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-нибудь подвиг. Поговорите об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.

Смотрите вместе фильмы о войне. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Эти фильмы очень хорошо передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать четыре года тяжёлой битвы. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость, плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.

Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. Поразмышляйте о смысле пословиц и поговорок о мире и войне. Детям будут очень интересны мультфильмы на военную тематику. Посмотрите мультимедийную версию истории войны, презентации о войне. Послушайте военно-патриотические песни.

Следующим этапом может стать общение с ветеранами. Постарайтесь их найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно относиться к ним. Проведите предварительную беседу. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. Сделайте с детьми открытку или поделку, которую можно подарить участнику войны. Делая подарок своими руками, ребенок еще больше проникнется атмосферой праздника.

Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите концерты военных песен, театральные постановки. Посетите с ребёнком памятные места, мемориалы, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата и т.д. Возложите цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии, увековеченные на каменных плитах. Попробуйте отыскать однофамильцев. Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём? Сохранить память о них, об их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них сделать.

Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и вспоминать не только 9мая!

Описание:  loading=

С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;

Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;

А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.

Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.

В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.

К. Г. Паустовский «Стальное колечко». Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

 Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

Иванов А. «Как Андрейка на фронт бега».

Осень 1941 года стала очень тяжелым периодом Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска, напав на Советский Союз, захватили большие территории, и уже подходили к самой Москве. Андрейка, герой этой книжки, был ещё мал. Но и он решил, что не может быть в стороне от всенародной борьбы с фашистами. И тайком от родителей отправился из далёкого сибирского села на фронт.

Осипов Ю. «Лётная семья».

Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями

Семенцова В. «Лист фикуса». Автор книги принадлежит к тому поколению людей, которых называют "детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Туричин И. «Крайний случай».

Повесть-сказка о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, мужественно сражающегося против фашистов, адресована самым маленьким читателям.

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии. Это - рассказ о герое.

- Митяев А. «Письмо с фронта»

Рассказы о Великой Отечественной войне

- Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка».

Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

Солдатская сказка К. Паустовского “Похождения жука-носорога“.

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Повесть-сказка “Крайний случай” Илья Туричин

Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы

С. Михалков "День Победы".

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Описание:  loading=

Николай Богданов. «Солдатская каша»

Во время штурма Рейхстага бородатый русский солдат варит кашу, собирая на дрова поломанную мебель и куски балок от разрушенных домов. А из соседнего подвала за каждым его движением наблюдают голодные «зайчата» — маленькие немецкие дети, такие же сироты, как миллионы их ровесников на востоке, за линией фронта. Обязательно прочтите детям этот рассказ.

 

Подготовила педагог-психолог Ляшко Т.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_-_chitaem_detyam_o_voyne.doc357.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_4.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

Описание:  loading=

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память

к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне.

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Дошкольники – самые чувствительные для серьёзного воспитательного разговора слушатели. Разум просыпается, душа – открыта и чиста. Самое время рассказать и познакомить с героическим прошлым нашей страны, нашей малой Родины. Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа - неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.

Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте о войне ему сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования.

Можно прочитать как целые произведения, так и отрывки из книг о Великой Отечественной войне. Читайте и учите наизусть стихотворения о войне. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга...

Пересмотрите семейные фото. Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма с фронта, расскажите их историю. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например А. Маресьев, З. Космодемьянская, Д. Карбышев, и многие другие. Расскажите о герое вашего края. Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-нибудь подвиг. Поговорите об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.

Смотрите вместе фильмы о войне. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Эти фильмы очень хорошо передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать четыре года тяжёлой битвы. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость, плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.

Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. Поразмышляйте о смысле пословиц и поговорок о мире и войне. Детям будут очень интересны мультфильмы на военную тематику. Посмотрите мультимедийную версию истории войны, презентации о войне. Послушайте военно-патриотические песни.

Следующим этапом может стать общение с ветеранами. Постарайтесь их найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно относиться к ним. Проведите предварительную беседу. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. Сделайте с детьми открытку или поделку, которую можно подарить участнику войны. Делая подарок своими руками, ребенок еще больше проникнется атмосферой праздника.

Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите концерты военных песен, театральные постановки. Посетите с ребёнком памятные места, мемориалы, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата и т.д. Возложите цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии, увековеченные на каменных плитах. Попробуйте отыскать однофамильцев. Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём? Сохранить память о них, об их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них сделать.

Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и вспоминать не только 9мая!

Описание:  loading=

С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;

Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;

А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.

Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.

В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.

В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.

К. Г. Паустовский «Стальное колечко». Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.

Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.

 Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.

Иванов А. «Как Андрейка на фронт бега».

Осень 1941 года стала очень тяжелым периодом Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска, напав на Советский Союз, захватили большие территории, и уже подходили к самой Москве. Андрейка, герой этой книжки, был ещё мал. Но и он решил, что не может быть в стороне от всенародной борьбы с фашистами. И тайком от родителей отправился из далёкого сибирского села на фронт.

Осипов Ю. «Лётная семья».

Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями

Семенцова В. «Лист фикуса». Автор книги принадлежит к тому поколению людей, которых называют "детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Туричин И. «Крайний случай».

Повесть-сказка о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, мужественно сражающегося против фашистов, адресована самым маленьким читателям.

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии. Это - рассказ о герое.

- Митяев А. «Письмо с фронта»

Рассказы о Великой Отечественной войне

- Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка».

Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

Солдатская сказка К. Паустовского “Похождения жука-носорога“.

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Повесть-сказка “Крайний случай” Илья Туричин

Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы

С. Михалков "День Победы".

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

Описание:  loading=

Николай Богданов. «Солдатская каша»

Во время штурма Рейхстага бородатый русский солдат варит кашу, собирая на дрова поломанную мебель и куски балок от разрушенных домов. А из соседнего подвала за каждым его движением наблюдают голодные «зайчата» — маленькие немецкие дети, такие же сироты, как миллионы их ровесников на востоке, за линией фронта. Обязательно прочтите детям этот рассказ.

Подготовила педагог-психолог Ляшко Т.Н.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читаем детям о войне История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа». 9 мая – День Победы! – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Подготовила педагог-психолог: Ляшко Т.Н.

Слайд 2

Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье. Предлагаю примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома : - чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику; - рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек); - словесно – дидактические игры; - заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему; - участие в выставках совместного семейного творчества; - посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность ). Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется , самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Слайд 3

Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы: - дать небольшие сведения из истории; - рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом; - говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны. Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать. Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного Память о Великой Отечественной войне и ее героях хранит множество книг, в том числе детских. Они помогают познакомиться с трагическими событиями нашей истории,рассказать о тяготах военных лет и настоящих подвигах. Мы собрали лучшие рассказы о войне для детей разных лет, которые помогут взрослым начать разговор с ними на одну из самых сложных тем в нашей жизни. Аркадий Гайдар. «Поход» Пока Алька спал, отец ушел на войну. Мальчишка возмущен, что его не разбудили. Он собирается уходить вслед за отцом. Хитрая мама Альки неожиданно разрешает ему отправиться в поход, но с одним условием. К трудной дороге нужно как следует подготовиться. И теперь они с Алькой разучивают марши, шьют знамена, вяжут чулки и варежки... Перед тем как читать этот рассказ маленькому слушателю, стоит упомянуть, что Аркадий Гайдар из своего военного похода так и не вернулся. Леонид Пантелеев. «Сердца моего боль» Короткий рассказ Леонида Пантелеева поднимает взрослые вопросы о скорби и потере близких людей на войне. Но читать детям его можно и нужно. Герой рассказа прячется от матери своего погибшего друга детства. «Ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня... До боли клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся. Андрей Платонов «Маленький солдат» Сережа Лабков воюет как взрослый. Сначала он попал на фронт вместе с родителями, однако оба они погибли. Мальчик остался сиротой и стал сыном полка. «Майор Савельев взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем человеком». Андрей Платонов умел находить такие слова, которые сразу попадают в сердце и оживают. Простая история о ребенке на войне заставляет сжиматься сердце, потому что детство и война несовместимы .

Слайд 4

Владимир Богомолов. «Необыкновенное утро» У Владимира Богомолова немало рассказов для первого знакомства ребенка с военной историей. Дедушка будит маленького Иванку, чтобы вместе с ним отправиться по местам боевой славы в Волгограде. Он рассказывает о жестокой битве за Сталинград, о причинах, которые заставляли советских солдат стоять насмерть, о народном героизме и мужестве. Сергей Алексеев. «Генерал Жуков» С раннего возраста детей необходимо знакомить с именами славных героев и полководцев Великой Отечественной войны. Творчество Сергея Алексеева очень хорошо выполняет эту задачу. Георгий Константинович Жуков — человек, на плечах которого лежало тяжкое бремя ответственности за всю армию и за каждую солдатскую жизнь. Это значит, что он всегда должен был опережать на полшага даже своих подчиненных, не говоря уже о врагах. Об этом рассказ. Алена Василевич. «Партизанка Книга» В Великой Отечественной войне участвовали не только люди. Книга — это лошадь кавалериста. В одном из боев она была ранена в ногу. У хозяина не поднялась рука пристрелить боевого друга, и он оставил Книгу в маленькой деревеньке, на попечение одного пожилого колхозника. Скоро деревня была оккупирована фашистами, а в окрестных лесах появился партизанский отряд. И тогда Книга снова вступила в строй. Она служила партизанам верой и правдой, а однажды благодаря ей был спасен сбитый советский летчик. Николай Богданов. « Фюнфкиндер » Этот рассказ ценен тем, что написан во время Великой Отечественной войны, когда ее исход был еще неизвестен. Оказавшись в плену у партизан, сбитый немец, чтобы спастись от немедленного расстрела, показывает фотографию своих пятерых детей. Несмотря на ненависть к фашистам, партизаны оставляют его в живых. И он обживается в «сказочном жилье партизан — не то свайная деревня времен каменного века, не то гнездовье болотных птиц». В этом рассказе ярко проявляется одна из лучших черт русского народа, который всегда был способен отличить «виноватого от безвинного». Валентина Осеева. «Отцовская куртка» Уходя на фронт, отец передает старшему сыну Леньке не только свою черную бархатную куртку, но и ответственность за мать и младших братьев и сестер. Леньке всего-то тринадцать лет, но он маленький мужчина. Валентина Осеева с пронзительной материнской любовью описывает жизнь детей войны, вынужденных до времени заменить собой взрослых фронтовиков. Отцовская куртка — это символ целого поколения. Наша великая и трагическая история

Слайд 5

Лев Кузьмин. «Салют в Стрижатах » Наступил долгожданный День Победы. Жители маленького поселка Стрижата бегут к станции, где стоит воинский эшелон. Вместе со всеми бежит и главный герой — юный тракторист, который всю войну, недосыпая и недоедая, работал наравне со взрослыми. Жители больших городов в этот великий день увидят праздничный салют. Неужели жители Стрижат будут лишены такой возможности? Командир передает свою ракетницу в руки маленькому трактористу. Ведь это его Победа! Он приближал ее точно так же, как солдаты на фронте, напряжением всех своих сил. Сергей Георгиев. «Дедушка» Алешка позвонил по этому номеру телефона из чистого озорства. Номер был нацарапан на стене в телефонной будке. Но мальчику ответили так, как будто всегда ждали его звонка. Так Алешка и познакомился с военным летчиком, бывшим фронтовиком, который одиноко жил в своей квартире, страдая от старых ран. У самого Алешки дед погиб на войне, и незнакомец на том конце провода становится для него родным человеком. Война вроде бы давно уже кончилась, но ее эхо сквозь годы все еще звучит . Сергей Алексеев. Как «„Катюша“ „Катюшей“ стала» Реактивные минометные установки Великой Отечественной войны на фронте называли «Катюшами» — ласково, по-домашнему. Автор рассказа знакомит маленьких читателей со славной историей Советской Армии. Появление «Катюш» на полях сражений означало коренной перелом в нашу пользу, поэтому советские солдаты относились к этому оружию, как к живому соратнику. Прежде чем «Катюша» стала «Катюшей», она, оказывается, перепробовала много других имен . Сергей Георгиев. « Мурзик » В 1943 году летчику лейтенанту Бочарникову посчастливилось ненадолго заскочить домой. Его маленькая дочка Маша отдала ему на счастье своего любимого плюшевого медвежонка Мурзика . С тех пор игрушка всегда вылетала на боевые задания вместе с экипажем и однажды спасла Машиному отцу жизнь... Этот рассказ не только о мужестве русских воинов, но и о надежде, которую ничем невозможно истребить .

Слайд 6

Станислав Олефир . « Хенкель и ястребок» События этого рассказа происходят в оккупации. Мать главного героя, от имени которого идет повествование, странноприимная, милосердная женщина. Она дает приют бродягам, которыми наводнены деревни оккупированных территорий. Один из нищих с гордостью рассказывает хозяйке о воздушном бое русского летчика с немецким асом. Эту же историю чуть позже с сочувствием рассказывают ей также и полицаи. «Гитлеру служат, а сердце за наших болит!» — удивляется автор загадке русской души, из которой даже трусость и предательство не могут полностью вытравить любви к Родине. Николай Богданов. «Красная рябина» Немцы заставили деда Арсения и маленького Алешу после боя разбирать и закапывать тела погибших солдат и собирать оставшиеся боеприпасы и орудия. Улучив момент, хитрый дед Арсений, бывший солдатом еще Гражданской войны, прячет под рябиной артиллерийское орудие... Однажды наступит день, когда дед вместе с внуком пустят его в ход, и немцам мало не покажется. «Хотел немец с Москвы сапоги снести, а не знал, как от Москвы ноги унести». Замечательный рассказ Николая Богданова ценен тем, что записан по воспоминаниям реальных людей. Николай Богданов. «Солдатская каша» Во время штурма Рейхстага бородатый русский солдат варит кашу, собирая на дрова поломанную мебель и куски балок от разрушенных домов. А из соседнего подвала за каждым его движением наблюдают голодные «зайчата» — маленькие немецкие дети, такие же сироты, как миллионы их ровесников на востоке, за линией фронта. Обязательно прочтите детям этот рассказ Анатолий Митяев. «Самовар» Во время нашего наступления войсковую часть срочно отправляют на новые позиции и не успевают сразу перевезти хозяйство на новое место. Следить за порядком оставляют одного-единственного солдата, Митю Корнеева. Легко тянуть фронтовую лямку, когда вокруг тебя множество товарищей, но трудно вдруг оказаться в полном одиночестве. Чтобы избыть свою тоску и скоротать время, Митя бродит по блиндажам и разыскивает полезные вещи. Ему попадается на глаза красавец-самовар. Словно воспоминание о счастливых мирных днях, его вид наполняет Митино сердце весельем и надеждой, без которых на фронте никак не справиться. Баруздин С. «Шел по улице солдат» Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке. Когда-то звали его красногвардейцем. Потом красноармейцем. А сейчас зовут солдатом Советской Армии. Это - рассказ о герое.

Слайд 7

Иванов А. «Как Андрейка на фронт бега». Осень 1941 года стала очень тяжелым периодом Великой Отечественной войны. Немецко-фашистские войска, напав на Советский Союз, захватили большие территории, и уже подходили к самой Москве. Андрейка, герой этой книжки, был ещё мал. Но и он решил, что не может быть в стороне от всенародной борьбы с фашистами. И тайком от родителей отправился из далёкого сибирского села на фронт. Осипов Ю. «Лётная семья». Маленькая повесть для детей дошкольного возраста, состоящая из рассказов шестилетнего мальчика о своем отце-летчике, о жизни в военном поселке, об играх, о начале войны, о наблюдениях за воздушными боями Семенцова В. «Лист фикуса» . Автор книги принадлежит к тому поколению людей, которых называют "детьми блокады". В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. Туричин И. «Крайний случай». Повесть-сказка о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, мужественно сражающегося против фашистов, адресована самым маленьким читателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Детям о Великой Отечественной войне"

В буклете даны рекомендации, что можно рассказать детям дошкольного возраста о ВОВ...

Буклет для родителей "Расскажите детям о войне"

Рассказывать о Великой Отечественной войне нужно начинать с детского сада....

буклет для родителей читаем детям о войне

Буклет читаем детям о войне...

Буклет "Как рассказать детям о войне"

Буклет для родителей воспитанников и педагогов ДОУ....

Буклет для родителей "Расскажем детям о войне"

Буклет для родителей "Расскажем детям о войне"...

Буклет "Как рассказать детям о войне 1941-1945"

laquo;Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов?»Мамы и папы, рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День Победы?Этот День Победы. Только ...

Буклет Презентация проекта "Великая Отечественная война глазами детей XXI века"

В буклете отражено  краткое описание работы педагога с детьми по теме "Снятие блокады Ленинграда". А также помещены фотографии рабочих моментов: прослушивание блокадных историй, рассмат...