РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ
материал (старшая группа)

Дмитрук Елена Владимировна

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация19.21 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, мною разработан перспективный план работы по экспериментально – исследовательской деятельности.  

Работа по исследовательской деятельности направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Основными целями и  задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

 2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

 3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

 4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

 - знакомить с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость;

 - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

 3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

 4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;

 5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.

Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

Дерево лёгкое, плавает в воде.

Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.

Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Оборудование уголков экспериментальной деятельности:

  • Приборы - «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;ткани и т.д.
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки с закругленными концами, колбы, мерные ложки; колбы, деревянные палочки, шприцы (без  игл), резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
     разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы:

Материалы, находящиеся в мини-лаборатории  можно распределить  по разделам:

«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; и должны находиться в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В группе созданы условия для детского экспериментирования.

В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.

- В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные  разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

- Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.

- Создана картотека опытов.

- Схемы, чтобы помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей «Скажи мне – и я забуду, напиши мне – и я запомню», «Что должен знать ребенок 5-6 лет, посещающий детский сад»

Общие рекомендации• Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспитательн...

Образовательная деятельность с детьми младшей группы «Расскажем и покажем сказку «Колобок»

Образовательные области: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество"...

Образовательная деятельность с детьми младшей группы «Расскажем и покажем сказку «Ласковое солнышко»

Цели и задачи:- Развитие зрительного внимания- Развитие слухового внимания и фонематического слуха на примере близких по звучанию звукопроизношений- Развитие всех видов моторики- Развитие речи...

Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

(Педагогическое сопровождение в сюжетно-ролевой игре детей раннего возраста)...

Мастер-класс «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

Школа обмена опытом "Формирование навыков самообслуживания и трудолюбия посредством целенаправленности и саморегуляции собственных действий через сюжетно-ролевые игры в группе раннего возраста&qu...

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». 

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....