РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе одной из главных задач образования является формирование
функционально грамотных людей. Эта задача очень важна и для дошкольного образования, так как подготовка к школе требует формирования основных компетенций уже в период пред школьным возрастом. Актуальность данного вопроса стимулирует постоянный
поиск новых мыслей, идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с ребёнком.
Понятие функциональной грамотности рассматривается как способность использовать все знания, навыки и умения, постоянно приобретаемые в жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире
и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
По каким признакам можно распознать функционально грамотного человека? Это самостоятельный человек, который знает и умеет жить среди людей, обладает определенными качествами, ключевыми компетенциями.
В дошкольном образовании процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным, если будут соблюдены следующие требования: интеграция субъектов системы дошкольного образования; активное взаимодействие с родителями воспитанников.
В возрасте 6-7 лет формируются базовые основы чтения, письма, математики, этот шаблон помогает будущему ученику приобретать знания и учиться самостоятельно, быть независимым, уметь жить среди людей. Поэтому функциональная грамотность, как
средство выявления учебных навыков и способностей, знакома детям уже в этом возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве при-
оритетной стратегии "Содействие формированию и развитию предпосылок грамотно-
сти" путем создания условий для всех видов детской деятельности, способствующих раз-
витию познавательных способностей детей, путем поддержки инициативы и самостоя-
тельности дошкольников, предоставления им возможности выбирать исходя из их инте-
ресов и потребностей.
Задача педагога - помочь детям легко воспринимать окружающий мир, научить их
адаптироваться в любой ситуации, проявлять инициативу, уметь творчески мыслить,
находить нестандартные решения и идти к цели. Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной гра-
мотности дошкольников педагогам необходимо применять в работе специальные активные, деятельные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений, технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, информационно-коммуникационные технологии.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо использовать в своей работе специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно ориентированные,
развивающие образовательные технологии: технологию формирования правильной чи-
тательской деятельности, которая создает условия для развития важнейших коммуника-
тивных навыков, технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую тех-
нологию овладения новыми знаниями, информационно-коммуникационные технологии.
В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, ко-
торая является основной в этот период. Через игру дошкольники входят в сложнейший
мир познания. Дети играют и не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладе-
вают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения со
сверстниками и взрослыми.
В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, ко-
торая является основной в этот период. Через игру дошкольники вступают в самый
сложный мир познания. Дети играют и не подозревают, что овладевают какими-то знаниями, осваивают навыки действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.
Работая по данной теме, я сделала вывод, что эффективной формой работы по формированию функциональной грамотности у дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать
представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные
способности. Это непосредственно игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенок в игре не думает о том, как решить поставленную в ней образовательную за-
дачу, прежде всего игра для него – возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
При проведении дидактических игр по формированию элементарных математических
представлений у детей возникает живой естественный интерес, что способствует развитию самостоятельного мышления, а главное - освоению способов познавательных действий. Развивая математические способности детей, я провожу следующие дидактические игры: "Убери лишнее", "Продолжи ряд", "Найди пару", "Посчитай, сколько?", "Графический диктант", "Разложи от большего к меньшему" и др.
При использовании игр на занятиях по основам грамоты у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность, развиваются навыки звукового анализа, им
легче запоминать отличительные особенности звуков.
В своей работе я использую такие игры, как «Воротца», "Узнай звук", «Назови слово»,
«Красный – белый», «Поймай звук», «Лови слово», «Автобус» и др., направленные на
развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы учим детей распознавать все,
что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать. полученные знания, я использую следующие дидактические игры: «Волшебный мешо-
чек», «Что из чего сделано?», «Чей домик», «Морские обитатели», «Речные обитатели»,
«Город и село», «Назови правильно» и многие другие.
Дидактическая игра предполагает не только знакомство детей с окружающей жизнью,
но и формирование нравственных основ общения: я стараюсь ставить детей в такие усло-
вия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть
справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными. В таких случаях я про-
вожу дидактические «Игры-поручения», «Мы знаем добрые слова», «Игры-беседы»,
«Если бы я был волшебником...», «Игры-путешествия», «Сделай доброе дело».
Чтобы достичь наилучших результатов в своей педагогической деятельности, педагог
должен уметь реализовывать этот творческий потенциал и в то же время быть профессио-
нально подкованным. Необходимо помнить, что формирование личности воспитанника
и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания
в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие но-
вых знаний». Дети могут научиться действовать только в процессе самого действия, а по-
вседневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, раз-
вивают функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрасту.
Анализируя результаты своей работы, я заметила, что систематическое применение
в воспитательно-образовательном процессе дидактических игр дает значительные ре-
зультаты по формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного
возраста. Я считаю, что моя задача, которая заключалась в том, чтобы помочь детям воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, научить их адаптироваться в любых
ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить, была выполнена.
Оценивая роль дидактической игры, А.В. Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".
Таким образом, использование дидактической игры в воспитательно-образователь-
ном процессе прямо или косвенно приводит к формированию основ функциональной
грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но будут ли эти способности реализованы в дальнейшей жизни, будет зависеть от условий воспитания и обучения.
В современном быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится
одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в социальной,
культурной, политической и экономической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"
консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"...
«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...
Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Из опыта работы....
Использование сюжетно – ролевой игры в формировании функциональной грамотности дошкольника
Способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отно...
Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста
laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....