Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы в организации логопедической работы с детьми с ОВЗ.»
консультация (средняя группа)

Корнилова Светлана Михайловна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития. 

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в ло­гопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего ло­гопеда и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 «Алёнушка» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район РБ

Сообщение

Тема: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя коррекционной группы в организации логопедической работы с детьми с ОВЗ.»

Подготовил:

воспитатель-Корнилова С.М.

2023 г.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушениями психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания1. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме,указывает основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.

Так же одной из самых удачных форм является, тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, из которой воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, перечень заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, лексико – грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

Взаимосвязь в осуществлении коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя:

  • Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи
  • Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. (слайд 7)

Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед:

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- профилактика нарушений письменной речи;

- оказание консультативной помощи родителям и педагогам.

Воспитатель:

- постоянный контроль за речью детей;

- развитие мелкой моторики;

- организованная- образовательная деятельность по познавательному, речевому развитию;

- интегрированные формы ООД.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и
    иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Так, подвижная игра «Урожай», рекомендованная воспитателям для проведения в средней группе при изучении темы «Овощи», позволяет расширить глагольный словарь детей, ввести в их речь глаголы соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

А упражнение «Теленок», которое проводится в средней группе при изучении темы «Домашние животные», расширяет образный словарь детей, позволяет ввести в него прилагательные рогатый, хвостатый, ушастый.

Пальчиковая гимнастика «Наша квартира», которая проводится при изучении темы «Мебель», вводит в активную речь детей относительные прилагательные дубовый, зеркальный, журнальный. Игры и игровые упражнения помогают детям осознать элементы языка, речи и, прежде всего, слова, что становится предпосылкой для усвоения программы по русскому языку при дальнейшем обучении в школе.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий,опираемся на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт.

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используем «Бродилки», кубики, «Картинки-символы», «Повтори за лягушкой», обязательно сопровождая упражнения стихотворными текстами. Прибавление к упражнениям немного игровой ситуации увлекает детей в мир Веселого Язычка. У ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.

Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание. При их проведении особое внимание уделяем характеру производимых вдохов и выдохов. Учим детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук используем различные шнуровки, мозаики, прищепки, массажные мячики «Су-Джок», камешки Марблс.

Благодаря играм на развитие моторики, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движении. Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

При постановке звуков используем игры, основанные на звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: шипит змея, жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, ; звук “Л” - летит высоко в небе самолёт.

С помощью развивающих игр, примеры которых будут приведены ниже, проводится работа по автоматизации, дифференциации, введению звука в речь, закрепление навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Игры «Собери цветочек», «Собери бусы», «Кто в домике живет?», «Сложи в корзинку»,

Все представленные игры имеют большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Опыт работы с использованием развивающих игр, примеры которых были приведены, позволяют сделать следующие выводы. Коррекционно развивающие игры дают возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);
  5. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  6. Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  7. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
  8. Закрепить навыки словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова.
  9. Активизировать словарь.
  10. Развивать связную речь.

Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед, как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.

Совместные интегрированные занятия логопеда и воспитателя рекомендуется проводить как обобщающие, итоговые один раз в месяц. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыковпользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Тема: «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР».

1. Реализация практических аспектов моделирования взаимосвязи учителя – логопеда и педагога – психолога при обучении детей с ОНР.2. Оказание информационной и методической поддержки учителям – ло...

Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».

Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя            логопедической группы».   Взаимосвязь учителя-логопеда и во...

Мастер – класс на РМО для воспитателей средних групп по организации индивидуальной работы. Тема: «Аквагимнастика - как средство повышения развития речи у детей дошкольного возраста».

Речь- это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г.Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать...

Консультация учителя-логопеда для начинающих воспитателей ДОУ « Требования к организации развивающего речевого пространства в группе детского сада»

Выступление перед участниками Клуба молодого педагога  " Требования к организации развивающего речевого пространства в группе детского сада"...