Консультация для родителей на тему: "Самообслуживание-как путь к независимости ребёнка с РАС"
консультация

Белоенко Елена Вячеславовна

Консультация для родителей о необходимости и важности как можно раньше начинать формировать навыки самообслуживания у детей с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

"Самообслуживание-как путь к независимости ребёнка с РАС"

Самообслуживание – это способность делать действия самостоятельно, умение совершать действия по уходу за собой, обеспечивая себя всем необходимым.
Бытовые навыки- особая проблема для детей с аутичными чертами, у них не сформировано желание «я сам», слабая имитация, много страхов и сомнений в себе. Будем с этим справляться!
Аутичному ребенку трудно повторять и имитировать, глупо надеяться, что он научится чему-либо сам. Необходимо обучить ребенка нужным навыкам, но при этом необходимо упростить задание и разбить действия на небольшие составляющие, с которыми ребенок точно справится с вашей помощью, а потом и без. Помогите быть ребенку успешным в новых умениях и он обязательно освоит много новых навыков и действий.
Если ребенок отказывается от какого-либо действия, возможно он испытывает страх или неприятные ощущения? Подумайте, что стоит за отказом учиться? Постепенно помогите ребенку справиться со страхами, хвалите, делайте вместе с ним, давайте ребенку больше самостоятельности, самому держать душ, самому включать свет. Знакомые действия не такие страшные!
Чаще хвалите ребенка и подчеркивайте, какой он взрослый и самостоятельный, какой он молодец. Частые ситуации успеха помогут ребёнку с аутичными чертами стать более уверенным в себе, понять, что мама всегда поможет и, что он неплохо может справиться в итоге сам. Сначала давайте поощрение, но постепенно снижайте помощь и оставляйте только похвалу.
Если у ребенка есть определенные режим сна и игр, проще будет научить его самостоятельности. Упорядоченность помогает детям с аутизмом чувствовать себя увереннее. Когда проснулся, всегда заправлять постель, а перед сном убирать в коробку игрушки. Ребенок быстро освоит навыки, которые повторяются регулярно. Место тоже имеет значение, важно, чтобы ребенку было известно, что в этом месте делают: здесь занимаются, здесь играют, одеваем обувь только на табуретке в коридоре и т.д.
Важно хвалить ребенка при освоении новых навыков и не ругать в случае неправильного выполнения. Лучше еще раз помочь, сосредоточиться на том, как сделать правильно. Процесс обучения самостоятельности долгий и требует много терпения, подсказок, помощи.

Наверняка, в течении дня вы выполняете массу действий за ребенка, помогаете ему одеться, умываете, кормите, прибираете сами игрушки и все домашние дела делаете самостоятельно. Все эти действия можно научить делать вашего ребенка, разбив их на небольшие этапы, упростив и сделав выполнения этих действий интересными, то есть поощряемыми.
Хотите научить ребенка снимать носки? Можно сделать очень интересную и полезную игру: в бутылочку из- под воды насыпать сухой завтрак или другую мелкую вкусность. Закрываете крышечку, надеваете пару носков с обеих сторон бутылки и предлагаете такую игрушку-погремушку ребёнку. Очень быстро он научится носки с игрушки снимать, будет пытаться открутить крышку, чтобы достать вкусности. Носочки с бутылочки периодически надевайте на ребёнка и он сам начнёт стараться их снять.

Чему важно научить:

  • Умение есть, пить правильно
  • Умение пользоваться горшком, туалетом
  • Умение надевать и снимать с себя одежду, обувь
  • Умение пользоваться пуговицами, петлями, крючками, замками, шнурками
  • Умение помогать за столом, по дому, приборка игрушек
  • Умение чистить зубы, умываться, расчесываться, мыться и т.д

Выберите вначале небольшой список того, чему бы вы хотели обучать и приступайте.

В течение дня старайтесь предлагать своему ребенку сделать что-то самому или вместе с вами, так вы узнаете к чему у него есть интерес и способности. Выберете момент и предложите своему ребенку сделать что-либо: насыпать маме кофе в чашку, вставить ключ в замочную скважину, помочь повесить белье, подметать вместе с мамой. Когда делаете что-то рядом с ребенком, предложите попробовать и ему. Может быть ребенок увидев, что вы поливаете цветы, тоже захочет попробовать? Предложите ему, помогите, похвалите. Главное дать ребенку возможность пробовать новое.

Подумайте, что бы вам хотелось улучшить в самообслуживании вашего ребенка, определите цель, время и место где будете учить, подумайте, как можно упростить ребенку задание, например, выбрать носки побольше, сандалики на липучках, а не на шнурках и т.д.

Выберите поощрение, разбейте большую задачу на маленькие составляющие и начните учить. Пусть последнее действие, которое вы делали за ребенка, будет началом ваших занятий.

Важно, чтобы в сознании вашего ребёнка укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается, что его хвалят и помогают. Чтобы ребенок на практике убедился в том, что нет никакой необходимости в том, чтобы кто-то делал за него то, что он способен делать сам. Тогда ребенок обязательно научится и проявит инициативу к самостоятельности.
Самообслуживание - очень нужная и интересная часть ваших занятий, она не требует специального времени, немного упростите повторяемые ежедневно действия, помогайте, направляйте и каждый день проделывайте с ребенком вместе все, что раньше вы делали полностью за него. Выключать свет вместе с ребенком, включать и выключать воду, выкидывать памперс и т.д . Это все несомненно понравится вашему ребенку. Приборка игрушек вместе с мамой, да еще и за вкусности тоже будет восприниматься как игра. Путь к самостоятельности начинается с попытки сделать что-то самому. Похвала и успешность обязательно закрепят результат.

Следите за прогрессом. Помните, что каждое занятие должно закончиться для ребенка небольшой победой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....

Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...

Консультация для родителей на тему: "Самообслуживание у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, ...

Консультация для воспитателей на тему «Самообслуживание».

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук....