Дидактические игры
план-конспект занятия (средняя группа)

Хомушко Светлана Владимировна

Сенсорное развитие дошкольников по средствам дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspe_pro_didakt.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие дошкольников по средствам дидактических игр.

Выполнила: Хомушко С.В.

Средняя группа №2

Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Именно дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов и т. д.).

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств, предметов.

 Основная особенность дидактических игр — обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила даёт возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание — основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:

повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

 делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

 соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

 В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно — установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

 Обязательным элементом дидактическим игр является:

-Отражение учебного материала.

-Выделение игровых задач.

-Наличие правил.

-Действия играющих.

-Подведение итогов игры.

         

Методика организации дидактических игр:

 Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её применение и анализ.

 

 Подготовка:

-Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).

-Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.

-Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.

-Выбор места.

-Определение количества играющих.

-Подготовка необходимого дидактического материала.

-Подготовка к игре самого воспитателя.

-Подготовка к игре детей.

 

Проведение игры: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры.

Правила игры:

Основная цель правил игры — организовать действия, поведения детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре.

От детей требуется — умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Саморазвитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Наряди солнышко.

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

Задачи: закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", " одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: детям предлагается "нарядить солнышко" ,т.е. путем прикладывания к основному солнышку ребенок располагает лучики по кругу. Далее ребенку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путем наложения нарядить лучик.

Наряди матрешку.

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Задачи: Учить запоминать геометрические фигуры, обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения, совершенствовать тактильные ощущения и творческое воображение детей, развивать мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Игровые правила. Правильно находить, раскладывать и называть геометрическую фигуру по заданному цвету.

Игровые действия. Поиск геометрических фигур, раскладывание фигур на матрёшке.

Где, чей листок.

Целисовершенствовать умение считать в пределах 10, закреплять знания цифр в пределах 10. 

Ход игры: ребенку надо найти и посадить на каждый листок коровку, у которой столько же точек, сколько и на листке.

Если играющих несколько, то надо всем играющим раздать по одной "Божьей коровки" и разложить на столе листики с цифрами. Игроки по очереди считают количество точек на "Божьей коровке", называют число и берут соответствующий листок.

Продолжи ряд.

Цель: Закрепить название основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг) и основных цветов (желтый, синий, красный).

Задачи:

«Познавательное развитие»

Научить детей путем логического мышления продолжать ряды геометрических фигур по образцу, закреплять знания геометрических фигур.

«Речевое развитие»

Активизировать активный словарный запас по теме: ряд, круг, квадрат, треугольник, желтый, синий, красный.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение продуктивно включаться в образовательный процесс, соблюдать правила культурного поведения, вырабатывать усидчивость, концентрацию внимания.

«Физическое развитие»

Развивать мелкую моторику пальцев рук; вырабатывать зрительную концентрацию и координацию движений; закреплять умение детей ориентироваться на плоскости.

Материал: дощечки из поролона, обшитые фетром с нарисованными линиями разной зигзагообразной формы и прикрепленные к этим линиям геометрические фигуры разного цвета. Отдельно прилагаются сделанные из фетра геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники) трех цветов – желтого, синего, красного.

Ход занятия: Воспитатель кладет перед ребенком дощечку и предлагает путем логического мышления продолжить ряд с геометрическими фигурами.

Спрячь от дождика.

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг, овал).

Задачи:  учить детей различать геометрические фигуры и называть их; учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения; развивать речь, внимание, мелкую моторику.

Материал: Вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) разного цвета; карточки с рисунками разноцветных зонтиков.

Чудесные резинки.

Цель: способствуют развитию пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Задачи: С помощью этой игры дети смогут "нарисовать" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, учатся ориентироваться на плоскости.

Фигуры и счет.

Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических

фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию воспитателя.


Почини одеяло.

Цель: Закрепить умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете, размере и пространственном расположении моделей.

Задачи: Учить детей подбирать и сопоставлять геометрические фигуры, формировать умение группировать предметы в группы по какому-либо объединяющему их признаку, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, внимание, воспитывать усидчивость.

Игровой материал:

Модели одеяла: цветные листы картона с прорезанными фигурами («дырами») различной формы. Лучше, если будут разные «одеяла»: с одной «дырой» - прорезью и с несколькими «дырами» - прорезями. Комплекты геометрических фигур разного цвета и формы, соответствующих прорезям в картоне.

Какой фигуры не хватает.

Цель: проанализировав ряды фигур по горизонтали, выбрать недостающую в третьем ряду фигуру; вызывать у детей интерес к решению задач данного типа; развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. Учить детей в доказательстве решения.

Оборудование: карточка с изображенными на них сюжетными фигурами.

Ход игры: (краткая аннотация): педагог предлагает детям рассмотреть таблицу с изображенными на ней фигурами хоккеиста. Уточнить, что на карточке изображены фигуры хоккеиста, которые отличаются друг от друга положением хоккейной клюшки, шайбы, цветами и формами заплаток на костюме.

Двойные пазлы.

Цель: систематизировать знания детей чисел от 1 до 10; от 10 до 100; закреплять навыки счета в пределах 10 и круглыми десятками от 10 до 100; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности, усидчивость; пробуждать интерес к предмету через игру.

Задачи:

закрепить счет от 1 до 10 и от 10 до 100;

акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел;

способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

выполнять задания поискового характера;

учиться применять знания в измененных условиях;

способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

Собери картинку.

Дидактическая игра поможет в развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук детей. Это поможет малышу правильно подбирать части картинок. Для начала перед игрой карточки должны быть разрезаны по пунктирным линиям.

Цели: формировать умение детей выделять форму предмета, цвета, помогать правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Что сначала, что потом.

Цель: учить ребенка связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Как играть: Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта.

Основные варианты игры:

1 вариант. Определить последовательность

Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели.

Как следствие, у ребенка развивается логическое мышление и улучшается визуальное восприятие, память. Ребенок учится выстраивать причинно-следственные связи, так как анализирует не отдельные образы, а целую цепочку.

2 вариант. Определить лишнюю карточку

Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку. Это стимулирует у ребенка внимание, развивает реакцию и наблюдательность.

3 вариант. Рассказать историю

Ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта. Если ребёнок затрудняется, ему можно помочь дополнительными вопросами. Данный вариант игры заставляет ребёнка проговаривать свои мысли, что развивает речь, улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.

Сделай по образцу.

Цель: дидактической игры «Собери картинку» – научить дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов

Задачи:

обучение умению определять форму и цвет предметов;

обучение навыку правильного составления объекта из частей;

формирование способности соотносить представленный образ с реальным целостным объектом;

развитие моторики пальцев, обучение навыку выполнения действий руками;

развитие памяти, способности анализировать, сопоставлять, логически мыслить;

воспитание стремления к познанию, усидчивости, нацеленности на результат;

формирование интереса к самостоятельному выполнению работы.

Лабиринты, рисуем по точкам, найди отличия.

Цель: дидактической игры «Лабиринт» – поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.

Задачи:

формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения;

улучшение концентрации внимания, памяти;

развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить;

улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук;

обучение умению находить варианты решения проблемы;

воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими.

Цели: дидактической игры «Рисуем по точкам».

Обучающие: Продолжать учить соединять точки прямой линией.

Развивающие: Развивать внимание, координацию, память.        

Воспитывающие: Воспитывать терпение.

Цель: игры «Найди отличия» – развитие умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.

Посредством занятия у детей:

формируется усидчивость, способность к последовательному выполнению задач;

улучшается зрительное восприятие;

укрепляются знания об основных цветах палитры;

развивается навык счета;

улучшаются речевые навыки;

развиваются внимание, память, мыслительная способность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...