«Роль народного фольклора и русских традиций как одно из средств полоролевого воспитания дошкольников.»
консультация по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
На заметку
«Роль народного фольклора и русских традиций как одно
из средств полоролевого воспитания дошкольников.»
С первых минут появления ребёнка на свет в русской семье учитывались полоролевые особенности.
Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек». При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях – величаниях мальчиков и девочек.
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый, смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.
Одной из задач полоролевого воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Например:
Чешу, чешу волосинки,
Расчесываю косоньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся!
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
В старом лопаточке …
Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах – озера синь,
А стан, будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа – цветущий май!
Радость – доченька моя.
В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков.
Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве.
Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.
Например:
Для мальчиков:
… Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку,
Да на веселую страду,
Будем сено косить,
Да будем в кучки носить.
Будешь большой,
Будешь рыбку ловить.
Тетерьку ловить,
Будешь лес рубит
Тятьку, мамку кормить.
Идет Кузьма из кузнецы,
Несет Кузьма два молота.
Тук, тук, тук!
Вот ударим разом вдруг:
Для всех людей,
Накуем гвоздей!
Для девочек:
Аленка – малёнка
Шустра, быстра:
Грибов насобирала,
Носок довязала,
Сарафан дошила,
Воды наносила.
Везде поспела
В охотку ей дело.
Посылали молодицу
Под горушку по водицу.
А водица далеко,
А ведерко велико.
Наша Катя подрастет,
Катя силы наберет,
Станет по воду ходить,
Вёдра красные носить.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
Братьям-соколам –
По козлиным сапогам,
Сестрицам – лебедицам –
До по новым рукавицам.
Баю-баюшки, бай-бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.
Спи дочка, до вечера,
Тебе делать нечего!
Игра – это школа воспитания.
В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует полоролевому воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина».
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Сказка – естественный способ общения с детьми.
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель полоролевого поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора и русских традиций является одним из средств полоролевого воспитания дошкольников. Эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой и высокоэффективной. Она укрепляет ниточку, которая связывает поколения.
Чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народного фольклора и русских традиций в гендерном воспитании дошкольников .
Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянн...
Консультация для родителей. Тема: "Народно-декоративно-прикладное искусство, как одно из средств художественного воспитания дошкольников"
Декоративно- прикладное творчество - одно из направлений народной культуры,изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством.С народно декоративно- прикладным творчеством п...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников....
Семенари-практикум для педагогов "Роль народного фольклора в развитии восприятия дошкольников"
Практикум музыкальтного руководителя для педагогов о народном фольклоре...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Практический материал ( определение творческой инициативы): магнитная доска, иллюстрации: поющие дети, слушающие музыку, танцующие, играющие на муз. инструментах, магниты по количеству уча...
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинор-практикум для педагогов и специалистов ДОУ о значении народной музыки в развитии дошкольников....
Роль народного фольклора в развитии музыкального восприятия дошкольников.
Семинар-практикумдля для педагов ДОУ...