Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
материал

Ренёва Ирина Павловна

Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-исследовательской активности. Таким образом, актуальность проблемы изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста и выявления педагогических условий их развития очевидна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом семинаре «Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада» на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель МАДОУ

Детский сад №39 «Солнечный город»

Ренёва И.П., г. Королёв.

Актуальность: эффективность процесса развития творческих способностей напрямую зависит от возраста ребёнка: чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию творческих способностей, тем эта работа более результативна. Следовательно, поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-исследовательской активности. Таким образом, актуальность проблемы изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста и выявления педагогических условий их развития очевидна.

Цели: совершенствование работы по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении, повышение активности педагогов по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе; раскрытие и развитие творческого потенциала педагогов, способствующего активизации творческих способностей у детей.

Задачи:

  • установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • создание условий для профессионального самосовершенствования и рефлексии педагогов;
  • стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов дошкольных образовательных учреждений;
  • формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

На сегодняшний день в психологической и педагогической литературе существует множество определений понятия «творческие способности», и все они базируются на понимании таких терминов, как «творчество» и «способности».

В психолого-педагогической науке «творчество» понимается как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». Кроме того, творчество рассматривается как «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, результат которой оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)».

Творчество характеризует социально значимые открытия, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. С точки зрения педагогики, особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, определенных способностей, эмоциональных черт, высокой работоспособности.

Творчество можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества: стимульно-продуктивный — продуктивная творческая деятельность под действием какого-либо внешнего стимула; эвристический — сама деятельность принимает творческий характер без внешнего стимула; креативный — самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Таким образом, творчество носит продуктивный характер, поскольку процесс творчества рождает какой-либо результат, продукт или решение.

Для реализации творческой деятельности необходимы определённые способности. Учёные выделяют два уровня способностей: репродуктивный (усвоение знаний и овладение определённой деятельностью по образцу) и творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать оригинальное). Среди способностей личности к творчеству выделяют способность порождать идеи, отклоняться в мышлении от схем, быстро разрешать ситуации. Такая способность была названа креативностью.

Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребёнка, определяющих успешность творческой деятельности. По мнению Л. П. Айкиной, можно выделить следующие наиболее значимые творческие способности:

  • творческое воображение
  • гибкость мышления
  • способность видеть целое раньше частного
  • способность применить приобретённые ранее навыки в новых условиях
  • способность к образному видению общей тенденции или закономерности
  • способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний
  • способность самостоятельного выбора альтернативы
  • способность к генерированию идей

Поскольку творческие способности развиваются в деятельности, необходимо поощрять участие детей в разнообразных видах творческой деятельности, а участие в творческом процессе для ребёнка является способом созидания собственной личности. Организация различных видов деятельности, в которых ребёнок может проявить свои задатки и развивать творческие способности, — одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации.

Значимость успешного решения этой задачи определяется исключительной важностью периода дошкольного детства. Дошкольный возраст играет особую роль в личностном становлении. Началом систематического обучения знаменуется серия явных изменений в развитии ребёнка. Этот возрастной период связан с развитием в новой социальной ситуации, с исполнением новой социальной роли, с необходимостью отвечать новым требованиям и выполнять новые обязанности, и, кроме того, с глубинной перестройкой личностно-психологической сферы.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности ребёнка. В этот возрастной период формируется структура мотивов, появляются новые социальные потребности, такие как необходимость признания и уважения, возникает новый опосредованный тип мотивации, который является основой произвольного поведения, происходит процесс закрепления системы социальных ценностей, правил поведения в обществе, моральных норм.

Дошкольный возраст — это наиболее чувствительный период для развития творческих способностей в силу того, что на протяжении дошкольного детства происходит интенсивное формирование и развитие памяти и мышления, способности к произвольной деятельности, ребёнок включается в новые виды деятельности и системы межличностных отношений.

Однако развитие творческих способностей не происходит само по себе, для этого требуется создание благоприятных условий. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются следующие:

  1. Изменение роли дошкольника в процессе творчества.

Благодаря этому он становится активным участником познания и творчества, имеющими возможность выбирать и удовлетворять собственные интересы, потребности, реализовывать свой творческий потенциал. В процессе непосредственного выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие дошкольника и воспитателя. Суть его заключается в неразрывности прямого и опосредованного воздействия как сотворчества.

  1. Комфортная психологическая обстановка.

Комфортная психологическая обстановка благотворно влияет на развитие творческих способностей, оказывая поощрение и стимулирование стремлений дошкольников к творчеству. Благоприятная психологическая обстановка создается за счет безусловного принятия каждого дошкольника, уважения его потребностей, мнений, опускания замечаний и каких-либо осуждений. Поскольку отрицательные эмоции (страх, тревога, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, создание благоприятной психологической обстановки, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя безопасно и уверенно, имеет особую значимость.

  1. Создание внутренней мотивации в творческом процессе. 

Необходимость внутренней мотивации дошкольников способствует успешному развитию творческих способностей. Познавательная потребность, желание и интерес ребенка к знаниям, к процессу поиска послужат гарантией большего напряжения ума, и самореализации. При создании внутренней мотивации важно ненавязчиво помогать, но не решать за ребенка, если ему под силу самому выполнить решение.

  1. Сочетание разнообразных форм в образовательном процессе.

Подразумевается сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм деятельности в зависимости от целей и задач творческого задания, уровня сложности. В дошкольном старшем периоде предпочтение отдается коллективной и групповой формам деятельности, что обусловлено совместным поиском, позволяющим объединить знания, способности, способствующим повышению рефлексии, играющей определенную роль в процессе получения результата или творческого продукта.

  1. Межпредметность.

В процессе работы над решением творческих задач необходимо использовать полученные знания из смежных или разных областей. Это также позволяет активизировать знания для творческого поиска и решения предложенной задачи.

  1. Самостоятельность в ходе выполнения творческого задания.

Решение дошкольником задач на основе самостоятельности требует максимального напряжения физических и психологических сил, поднимая собственный потенциал на более высокий уровень. Необходимы сложные, но достаточно посильные для детей дошкольного возраста творческие задания, которые стимулируют развитие способностей к творческой деятельности, развивая соответствующие умения.

  1. Последовательность и системность в развитии творческих способностей дошкольников.

Эпизодический характер творческих упражнений, предусмотренных программой дошкольного образовательного учреждения, не способствует активизации творческой деятельности дошкольников, следовательно, необходимо систематически развивать способности. Таким образом, творческие способности детей дошкольного возраста могут успешно развиваться только при наличии представленных выше условий, поскольку их формирование — это сложный процесс, требующий основополагающих знаний психологии и педагогики и активного участия взрослых.

Приложение 1. Схема «Развитие творческих способностей дошкольников»

Приложение 2.  «Виды творческих способностей дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"

Консультация для воспитателей нва тему: "Развитие творческих способностей у дете дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре"...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада. “Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.”

ldquo;Обогащение словаря дошкольников у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.&rdquo...

Педагогический опыт работы "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ  в  соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только...