ОРганизация РППС
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Лена Михайловна

Значимым условием по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда. Многие исследователи придавали большое значение данной проблеме, что подтверждает ее актуальность и в настоящее время. О важной роли предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка говорится в исследованиях Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабиновича П. Д., Марича Е.М. Организационной основой предлагаемого нами подхода к процессу адаптации является создание предметно — развивающей среды группы, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно, комфортно и в физиологическом, и психологическом плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_rpps_ns.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Ранний возраст – период быстрого формирования психофизиологических процессов, свойственных человеку. Своевременно начатое и правильно организованное воспитание детей является основным условием их полноценного развития. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и получал все необходимые знания и навыки, создаётся развивающая среда в детской группе раннего возраста. Она универсальна, но требует уклона в сторону индивидуальности, что позволяет создать нужные условия для развития в зависимости от особенностей национальности, состояния здоровья и т.д.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом и социально-психологическом.

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пойдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:

  1. Легкую (1-16 дней);
  2. Среднюю (16-32 дней);
  3. Тяжелую (32-64 дня).

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

1) предметно-развивающаяся среда в группе;

2) возраст ребенка;

3) состояния здоровья;

4) уровень развития;

5) личностные особенности;

6) умение общаться с взрослыми и сверстниками;

7) приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

8) сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

9) готовность родителей к пребыванию в дошкольном учреждении;

10) шумовой фон в группе детского сада;

11) стабильность воспитательского состава;

12) компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Значимым условием по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда. Многие исследователи придавали большое значение данной проблеме, что подтверждает ее актуальность и в настоящее время. О важной роли предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка говорится в исследованиях Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабиновича П. Д., Марича Е.М. Организационной основой предлагаемого нами подхода к процессу адаптации является создание предметно — развивающей среды группы, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно, комфортно и в физиологическом, и психологическом плане.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность. Изучение процесса адаптации в условиях правильно организованной предметно – пространственной среды происходило с помощью методов наблюдения, опроса родителей и диагностирования уровня адаптированности ребенка к детскому саду. Данное наблюдение было направлено на фиксацию фактов. Этот вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и исследует индивидуальные особенности его функционирования. Наблюдение проводилось в привычной для ребенка ситуации занятия, в свободной деятельности - спонтанной игре, в режимных моментах.

Ожидаемый результат от правильной организации предметно – пространственной среды в группе:

· Успешное прохождение адаптации ребенка к детскому саду;

· Обеспечение психологической безопасности каждого ребенка;

· Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе;

· Создание условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада.

В основу данной работы легла педагогическая идея о том, что правильно организованная предметно – пространственная среда в группе раннего возраста является условием успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не менее значимо учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (Н.Д. Ватутина, А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).

Чтобы ребенок сформировался как личность, имел представление об эстетичности, красоте и художественном замысле, имел хорошую фантазию, грамотную речь и острое зрение, в дошкольных учреждениях создаётся подходящая развивающая среда. Это часть образовательной среды, представляющая собой специально организованное пространство, оказывающее прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в ДОУ.

Под предметной средой, создание которой предусмотрено в рамках формирования условий для развития детей раннего возраста, понимается оснащение кабинетов и классов инвентарем и материалами. С ними воспитанники должны взаимодействовать ежедневно, включая визуальное восприятие.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

При формировании среды для детей раннего возраста учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей, а также важно ориентироваться на охрану, укрепление здоровья воспитанников. Только при условии комплексного подхода удается создать благоприятную для роста и развития атмосферу.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный период, связанный с адаптацией ребенка.

Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня.  Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром.

Главной целью создания развивающей среды является развитие дошкольника как личность. Для этого перед педагогами ставится несколько задач:

  • Помочь ребенку чувствовать себя защищённым, показать, что окружающим может доверять.
  • Показать ребенку, что есть много причин для радости, научить радоваться мелочам.
  • Развить индивидуальность, показать, что особенности характера или внешности – это не недостатки.
  • Сформировать стержень личной культуры.

Построение предметно-развивающей среды предполагает создание опоры на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Ребенок учится общаться со сверстниками, педагогами, родителями и другими взрослыми.

 Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Создавая предметно-развивающую среду группы, должны учесть следующие принципы её построения:

  • информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
  • вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и  художественные традиции; климатогеографические особенности;
  • полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
  • интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);  
  • педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
  • индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с учетом полоролевой специфики;
  • трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
  • индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования).

Основные требования

Организация пространства должна выполняться в соответствии с требованиями ФГОС. Важным условием является зонирование помещения таким образом, чтобы дети могли заниматься разными видами деятельности, находясь в одной группе и не мешая друг другу.

В помещении создаётся несколько зон:

  • Уголок сюжетно-ролевой игры. В этой игровой зоне дети распределяют роли, берут игровой материал и разыгрывают определенные ситуации, которые могут произойти в реальной жизни или уже произошли. Эта зона отвечает за развитие памяти, фантазии, интеллекта, учит выстраивать отношения со сверстниками. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Мы уделяем особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.  Центр игры  Оборудован набором машин: маленькие машины, машины среднего размера, большие машины, инструменты для починки машин, заводные игрушки, игрушки – забавы.  Оборудования для игр  кукол: куклы различных размеров, пупсы, мебель для игр с куклами  кухня, коляски для кукол наборы овощей и фруктов, наборы посуды, утюги. Так же представлен уголок «парикмахерская»
  • Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
  • Уголок песка. В этой зоне дети расслабляются, развивают мелкую моторику рук. В летнее время игры с песком проводятся на улице. Ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
  • Развивающие игры. Одна из самых важных зон. В ней дети развиваются физически и интеллектуально, получая доступ к разнообразным играм. Центр развивающих игр направлен на развитие речи, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, кубики с геометрическими фигурами, лабиринты и прочее.
  • Зона двигательной активности. Эта зона оборудуется таким образом, чтобы ребенок задействовал свои физические способности. Например, игрушки размещаются на высоких полках, что требует от ребенка встать на носочки, чтобы достать нужный предмет. Также предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В нашем  спортивном уголке имеются  массажные коврики, кегли,  мячи,  обручи, мячи для метания, кольца, скакалки, ленты и флажки для проведения подвижных игр. А также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
  • Книжный уголок. На этом участке группы размещаются книжки, желательно в 2-3 экземплярах, чтобы одну и ту же литературу могли одновременно просматривать несколько детей.  В ясельной группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги, следует время от времени менять.  Так же в нашем книжном уголке можно увидеть серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации). Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку). Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
  • Зона конструирования. Здесь дети занимаются с конструкторами, учатся складывать детали для получения определенной фигуры. В жизни детей раннего возраста важную роль играет продуктивная деятельность, поэтому мы постарались оборудовать зону для игры различными видами строительного материала: это деревянный, пластмассовый, мягкий конструкторы различной величины; машинки и игрушки для обыгрывания построек.
  • Зона уединения. Для снятия эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному у нас есть небольшой центр уединения, где ребенок может посидеть на мягких подушках.
  • Музыкальный уголок. Эта зона отводится под музыкальные инструменты, с которыми детей знакомит педагог. Уголок с различными звучащими и гремящими игрушками. В музыкальном уголке представлены разнообразнее музыкальные инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки. Шумовые игрушки  наполненные разными наполнителями (камешки, горох и так далее. Карточки с картинками.
  • Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В нашем театральном уголке представлены различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи, стержневой, кукольный (набор наручных кукол). Наборы масок сказочных животных. Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.
  • Уголок творчества. Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности.  В нашем уголке творчества имеется материал для продуктивной и творческой деятельности  детей: листы бумаги и альбомы, тематические раскраски, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином.

Периодически предметы в каждой зоне должны меняться, поскольку новые игры стимулируют к деятельности, мотивируют, вовлекают в игровой процесс.

Основные принципы

Оборудование и материалы позволяют обеспечить условия для реализации программы раннего развития детей. Подбираются они с учётом следующих принципов:

  • Принцип обеспечения здорового образа жизни и правильного физического развития. Оборудование должно помогать в решении задач по развитию всех систем организма, предоставлять возможность для повышения двигательной активности, способствовать охране нервной системе ребенка. В раннем возрасте акцент делается на физическое развитие, без которого познание мира становится проблематичным.
  • Принцип создания условий для воспитания и развития детей в условиях детского дошкольного учреждения. Интерьер и оборудование должны быть рассчитаны на одновременное присутствие 10-15 детей раннего возраста. При этом должны быть созданы условия для безопасного и комфортного пребывания в группе как целой группы, так и каждого ребенка по отдельности.
  • Принцип обеспечения педагогического процесса. Оборудование должно обеспечивать возможность применения методов последовательной и индивидуальной постепенности в обслуживании воспитанников, а также создавать условия для индивидуального общения с одним ребенком и с целой группой.
  • Принцип безопасности. Интерьер и используемые материалы должны быть безопасными и надёжными.
  • Принцип гигиеничности. Мебель для группы подбирается экологичная, с водоотталкивающей поверхностью.
  • Принцип удобного использования. Оборудование должно быть доступным для детей младшего возраста, быть удобным для использования.
  • Принцип гендерного соответствия. В группе предусматриваются материалы для девочек и мальчиков в равном разнообразии.
  • Принцип разнообразия и выбора. У детей должен быть выбор материалов и оборудования для обучения, игр, взаимодействия с педагогами и сверстниками.

Перечисленные принципы действуют в отношении групп всех возрастных категорий, но особо важно их соблюдение для малышей от 1,5 до 4 лет.

Структура и качества среды

В создании среды обязательно участвует педагогический состав. Осуществляется это в процессе ежедневного пребывания детей для обеспечения:

  • игровую, исследовательскую, творческую, познавательную активность каждого ребенка;
  • экспериментирование с доступными и безопасными для детей материалами;
  • двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики;
  • эмоциональное благополучие воспитанников;
  • возможность самовыражения.

У педагогов должна быть возможность менять структуру предметно-пространственной среды в зависимости от возможностей и меняющихся интересов детей, климатических особенностей, праздников и важных дат.

Прогнозируемые результаты

Правильно организованная образовательная среда обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ, предусмотренных ФГОС;
  • создание условий для организации инклюзивного образования;
  • учёт национальных, климатических условий, в которых организуется образовательная деятельность;
  • учет возрастных, психофизических особенностей детей.

В группах для детей от 1,5-2 лет также необходимо предусмотреть:

горку с 3-4 пологими ступеньками и скатом, предусматривающую ограждения, исключающие падение с высоты (обычно у окна). Под горкой располагают игрушки-двигатели (набор крупных машин);

ленточный дидактический стол (может быть прямоугольным, овальным, крестообразным) – подход к нему должен быть со всех сторон;

рекомендуется также шарнирное устройство на потолке для подвешивания крупных игрушек, цветных ленточек, колокольчика, карусели и т.п., развивающее координацию и устойчивость в пространстве;

невысокие овальные воротца (можно поролоновые модули), низенькие банкеточки.

Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, 2/3 игрового пространства насыщено дидактической игрушкой. В группах для детей от 1,5-2 лет педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его или помыть куколке голову.

Игрушки:

крупные, в рост ребенка;

однотипные: 5-6 одинаковых утят, матрешек и т.д.; средних размеров;

разные по величине, форме, цвету: мишка большой, мишка маленький, кошка белая, кошка черная;

игрушки-забавы.

В конце года вносятся:

«Кухня»: на плите чайник, кастрюля;

«Ванна»: для купания голыша;

уголок «ряженья» (платочки, фартучки, ленточки) с зеркалом во весь рост;

рядом располагают музыкальные игрушки: металлофон, маленький бубен, барабанчик, колокольчики, балалаечка;

уголок природы: 2-3 крупнолистных растения (бегония, фикус).

В группах детей от 2-3 лет постепенно вносятся изменения в окружающую среду.

Группа не должна быть заставлена столами, громоздкой мебелью. Постепенно из группы выносится горка (на улицу).Меняется тематика настенных картин: они могут отображать какой-либо развернутый сюжет. Главное, сюжет картины должен быть понятен ребенку, картина рассмотрена с пояснениями взрослого, сравнениями и доступна для обозрения. Например, сценка из жизни ребенка или пейзаж, отвечающий текущему времени года.Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.

Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть:

· место для игр с дидактическими игрушками;

· место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр мальчиков);

· 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр девочек).

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИРО разместило на своем сайте рекомендации к составлению ООП и к организации РППС

Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внедрения ФГОС ДО, первые примерные образовательные программы для дошкольных организаций должны быть уже утверждены...Читать тему на форуме:...

Назначение и цели организации РППС ДОО

Назначение и цели организации РППС ДОО...

Организация РППС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраст...

Доклад к педсовету по теме "Организация РППС по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО"

анализ содержания развивающей предметно - пространственной среды по художественно - эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО...

Организация РППС

Методическая разрабока по организации РППС в старшей группе на тему "Весна"...

Интегративный подход к организации РППС в ДОУ.

Выступление на региональном семинаре воспитателей  "Игровые формы организации НОД". Доклад сопровождается презентацией....

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...