Проект "Гжель"
проект (старшая группа)

Лифанова Татьяна Анатольевна

Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Роспись  в стиле  Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Гжель"100.45 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

1.

 Пояснительная записка.

2.

 Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

3

Цель и задачи проекта

4

Этапы реализации проекта

4.1

Взаимодействие с родителями

4.2

 Ожидаемые результаты

5

 Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа)

5.1

Материально-техническое оснащение

5.2

Список используемой и рекомендуемой литературы

6

Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту

                                                                             

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Гжель»

Основания для разработки проекта

Руководители проекта

Лифанова Татьяна Анатольевна, воспитатель разновозрастной группы 5-7(8) лет комбинированной направленности «Почемучки» МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды».

Участники проекта

 Дети, родители, воспитатель

Цель проекта

 Использование инновационной педагогической технологии метода проектов в изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.

Задачи проекта

Дети:

1.Знакомство участников проекта с гжельской росписью.

2.Раскрыть творческие способности детей.

3.Исполнение элементов гжельской росписи на готовых шаблонах.

4.Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи

Родители:

1. Проявлять инициативу к оформлению, организации проекта.

2. Совместная деятельность детей и родителей.

3. Воспитание патриотизма, любви к родине через ознакомление с видами росписи.

Педагоги:

1. Создать творческую атмосферу в группе, в общении с воспитанниками, родителями при реализации проекта.

2. Строить воспитательно-образовательный процесс на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

3. Организовать взаимодействие с родителями в целях сотрудничества и помощи в реализации проекта.

4. Приобщить детей к совместному труду, поддерживать желание выполнять работу своими руками. Радоваться результатам своего труда.

Сроки реализации проекта

01.02.2023 – 31.03.2023 г.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный

2 этап – практический

3 этап – итоговый

Ожидаемые результаты

 Дети:

1. Проявление интеллектуальной активности, познавательного интереса.

2. Развитие потребности в художественно-творческой деятельности, мировосприятия детьми средствами искусства.

3. Сформированность у воспитанников навыка коллективного действия, уважительного и доброжелательного отношения в разных видах художественно – эстетической деятельности.

4. Понимание эмоционального состояния взрослых и других детей.

Родители:

1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком.

2. Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.

Педагоги:

1. Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи.

2. Обогащение знаний детей по данной теме.

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в целях сотрудничества, помощи в подготовке праздника.

4. Реализация цикла мероприятий по данному виду деятельности, направленных на достижение целей проекта.

Предполагаемые продукты проекта

1.Сплоченность участников проекта общностью целей.

2.Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.

3.Презентация проекта

4.Создание Лэпбука «Волшебная гжель»

5.Создание предметно-развивающей среды в ходе реализации проекта

Территория реализации проекта

МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды, Надымского района», группа «Почемучки»

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Существенным содержанием русской культуры является ее быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Роспись  в стиле  Гжель является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

Тема проекта «Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:

  • Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
  • Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
  • Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
  • Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?

Декоративное рисование, аппликация и лепка по мотивам росписи гжель в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.

В качестве научной основы проекта использован опыт работы практикующего педагога дошкольного образовательного учреждения Скорлуповой О. А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством».

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

Обоснование проблемы:

Тактические цели

  1. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи росписи в стиле гжель.

Задачи:

  • Организация предметной среды.
  • Подбор методического материала для проекта.
  • Организация материально-технического обеспечения.

Ожидаемые результаты первой тактической цели:

1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.

2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.

3. Создание выставочного мини-центра.

Продукт первой тактической цели:

1. База образцов росписей.

2. Методические пособия и рекомендации.

3. Выставочный мини-центр.

2. Сформировать творческий союз «педагог-ребенок-родитель».

Задачи:

  • Выбор участников проекта.
  • Формирование мотивации участников проекта.
  • Формирование у воспитанника ДОУ и родителя отношения к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса и навыков технического исполнения гжельской росписи.

Ожидаемые результаты второй тактической цели:

1.Готовность участников проекта к деятельности.

2.Формирование системы взаимодействия «педагог-ребенок-родитель», как развивающейся творческой группе.

3.Сформированный навык технического исполнения гжельской росписи.

Продукт второй тактической цели:

1. Сплоченность участников проекта общностью целей.

2. Педагог – профессионал, ребенок - творец, родитель – партнер.

3. Готовые работы проекта.

4. Создание Лэпбука «Волшебная гжель»

3. Организовать насыщенное и творческое взаимодействие участников проекта.

Задачи:

  • Знакомство участников проекта с гжельской росписью.
  • Исполнение элементов гжельской росписи на готовых шаблонах.
  • Дальнейшее сотрудничество с участниками проекта.

Ожидаемые результаты третьей тактической цели:

1. Информационная грамотность участников проекта.

2. Создание отдельных образцов с элементами гжельской росписи.

3. Создание передового педагогического опыта

Продукт третьей тактической цели:

1. Презентация по теме проекта.

2. Проект «Гжель»»

Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: 01.02.2023 – 31.03.2023 г.

Возраст детей: 5-7(8) лет, разновозрастная группа комбинированной направленности.

Механизмы реализации проекта:

  • Изучение методической литературы
  • Мониторинг изобразительной деятельности детей
  • Работа с родителями
  • Пополнение развивающей среды
  • Индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах.

                                                                                                               

План реализации проекта

Мероприятия

Участники

Ожидаемый результат, продукт деятельности

I – ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 

1

Анализ воспитательного процесса по данной теме

Воспитатели

Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме наличие художественной литературы

2

Анкетирование родителей

Воспитатели

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

3

Интервьюирование детей

Воспитатели

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта

4

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта

Воспитатели родители

Составлен план мероприятий

5

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе

Воспитатели родители, дети

Предметно-пространственная среда оснащена (полки, альбомы «Элементы росписи», фигурки «Гжель», часы, поднос, ленты, тарелки «Гжель»)

Группа оформлена в стиле «Гжель»

6

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатели

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

7

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатели, родители

Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта

8

Создание материалов для дистанционного консультирования родителей

Воспитатели

Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта

9

Создание мини-выставки в группе

ДОУ «Экспонаты гжельской росписи»

Воспитатели родители, дети

Мини-выставка пополнена новыми образцами гжельских мастеров

(приобретены тарелки, салфетки бумажные 100 шт., для росписи и украшения группы в стиле «гжель»)

10

Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Воспитатели

Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников

II – ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ

  1. Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Сине-голубое чудо Гжель»

Беседа «История возникновения гжельской росписи»

 «Чего раньше не умел»

Беседа «Ремесла на Руси»

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

С.р.и «Магазин народных промыслов»

С.р.и «Город Мастеров»

Д/и  «Найди лишний узор»

Д/и «Собери гжельскую посуду»

Д/и «Собери сказку»

Д/и «Угадай и расскажи»

Д/и «Найди отличия»

Д/и «Составь узор»

Конструирование из бумаги «Чайный сервиз»

Конструирование из конструктора «Город мастеров»

Воспитатели

дети, родители

Проведены беседы и игры  в соответствии с планом. Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

Дети

 - получили первоначальное представление о гжельской росписи и народных ремеслах;

- научились отличать роспись в стиле гжель от других видов росписи русского народного прикладного творчества;

- закрепили  умение составлять узоры гжель;

- закрепили умение конструировать из бумаги и конструктора разных видов

  1. Познавательное развитие

 Виртуальные экскурсии

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» 

Просмотр презентаций

«История Гжели»

«Чудо на фарфоре»

Воспитатели

дети

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

  1. Речевое развитие

Составление описательного рассказа «Гжельская посуда»

Чтение легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

Восприятие русских народных сказок, «Детям о народных промыслах», О.Н. Алексеева

Заучивание чистоговорок

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика «В гости к мастеру ходили»

Чтение:

- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;

- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

- стихотворения о Гжели;

«Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова 

«Гжель», П. Синявский

 «Незатейливый узор», Н. Радченко

«Гжель», Н. Радченко

Просмотр художественных альбомов:

«Чудесная гжель», Л. Куцакова

«Сказочная гжель», Ю. Межуева

Наглядно-дидактическое пособие

«Сказочная гжель», В. Вилюнова

Воспитатели

дети.

Сформированы навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с товарищами

Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная  монологическая речь, содержательность и логика выражения.

  1. Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество:

- ООД «Знакомство с искусством гжельской росписи»

- ООД «Роспись тарелки. Узорные строчки. Капелька»

- ООД «Секреты гжельской розы. Роспись кружки»

- ООД  «, Украшаем чайник» (пластилинография)

 Музыкальное развитие:

Русские лирические мелодии

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

Песни современных авторов

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

 «Гжель» З. Я.Роот

 «Россия, Россия» М. Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз.Иванова

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель», «Найди гжельский узор», «Укрась тарелочку»

Воспитатели дети

В соответствии с планом воспитательно образовательной работы Проведена организованная образовательная деятельность в разной форме.

Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы 

гжельской росписи.

Детское творчество:

Оформление выставки с изделиями Гжели.

Эстетическая развивающая среда

Оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики

Создание шаблонов для совместного творчества по теме «Сказочная Гжель».

  1. Физическое развитие

Физкультминутки

Народные подвижные игры:

«Третий лишний»

«Золотые ворота»

«Гуси»

Хороводные  игры:

«Ручеек»

 «Гори, гори ясно»

Бодрящая гимнастика

Воспитатели дети

Реализованы оздоровительные и воспитательные задачи:

- потребность в ежедневных физических упражнениях;

- умение рационально использовать физические упражнения  в самостоятельной двигательной деятельности;

- самоорганизация, творчество, инициативность.

III – ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВЫЙ)

1

Выставка детских работ 

«Волшебная Гжель»

Воспитатели  дети.

Организация выставки детских работ  «Небеса России»

2

Создание Лэпбука «Волшебная гжель

Воспитатели родители, дети.

Презентация Лэпбука «Волшебная гжель»

3

Создание развивающей среды в группе «Почемучки»

Воспитатели родители, дети.

Оформление группы «Почемучки»

Обобщение опыта работы по проекту

Воспитатели

Создание  презентации реализованного проекта. Публикация материалов проекта на  сайте детского сада и в социальных сетях, в мессенджерах группы «Почемучки»

Работа с родителями по проекту:

1. Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника».

2. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

3. Выставка для родителей экспонатов гжельской росписи

4. Помощь в создании мини-выставки ДОУ «Экспонаты гжельской росписи»

5. Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Итоги проектной деятельности.

В ходе реализации проекта уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной росписи, научились создавать выразительные узоры не только на бумаге, но и на объемных предметах. Создание совместными усилиями предновогоднего настроения. Создание благоприятной развивающей среды, способствующей положительным эмоциям детей и максимально комфортных условий в группе.

Результаты проекта:

1.        Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

2.        Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

3.         Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжель, лэпбук «Волшебная гжель».

4.        Организована выставка детских работ «Волшебная Гжель» Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.

5.   Создана предметно-пространственная среда в группе, способствующая максимальному комфортному пребыванию детей в группе.

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
  • увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
  • увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.

2.        Включение родителей в образовательный процесс:

  • увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
  • увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Перспективы дальнейшего развития

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. В реализацию проектов активно включаются родители воспитанников.