ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
статья

Варламова Людмила Александровна

             Известно, что профориентация, как правило, затрагивает учащихся старшего звена. Но существует такая точка зрения, что в старших классах говорить о профессиях поздно, так как очень мало времени остается на размышление и самоопределение в вопросе профессий. Считаю дошкольный возраст особенно подходящим для решения данного вопроса. Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Так взрослея, дошкольники могут расширить свое представление о той профессии, которая им интересна и попутно, пополнить свой кругозор о менее распространенных профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

             К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о том, где и кем работают их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, то он, к сожалению, так и не понял какой профессиональной деятельностью заняты их родители.

             Известно, что профориентация, как правило, затрагивает учащихся старшего звена. Но существует такая точка зрения, что в старших классах говорить о профессиях поздно, так как очень мало времени остается на размышление и самоопределение в вопросе профессий. Считаю дошкольный возраст особенно подходящим для решения данного вопроса. Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Так взрослея, дошкольники могут расширить свое представление о той профессии, которая им интересна и попутно, пополнить свой кругозор о менее распространенных профессиях.

              Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

              Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, я ставлю для себя следующие задачи:

  1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).
  2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).
  3.  Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
  4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни.
  6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

             В своей работе по данной проблеме я использую разнообразные формы и методы:

            Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия.

            Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.      Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий. Виртуальные экскурсии: позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Так же в своей работе по ранней профориентации использую Дидактические игры, наглядные пособия. Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Продуктивная деятельность (рисование) ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности. Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей. Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему. Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Итак, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"

laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...

Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие «Мы будущее Югры!»

Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие«Мы будущее Югры!»...

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательное развитие.

Целью ранней профоринтации дошкольников является расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к трудовой деятельности взрослых....

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

            Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элемен...

"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие"

Содержание работы направлено на работу с детьми среднего дошкольного возраста. Для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников....