Методическая разработка "Формирование у детей представления о народной игрушке"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Прозорова Татьяна Васильевна

Введение: С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народных игрушек, они были очень дороги ребятам и пробуждали творческую фантазию, помогали детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, не всегда современные дошколята могут играть с куклами-пеленашками, свистульками и игрушками-Петрушками, потому что нет опыта и знаний о них. Дома практически нет таких игрушки, соответственно у детей есть недостаточные представления о народных игрушках.

       Огромную роль в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста играет просветительская деятельность детей в условиях детского сада, когда у детей в процессе бесед, посещения мини-музея «Народного творчества» и практической деятельности формируются представления о народных игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа  № 1512»

Методическая разработка 

 по формированию представлений о народной игрушке

в жизни детей

Прозорова Татьяна Васильевна

воспитатель

ул. Красный Казанец, д. 19А

Alexa495@bk.ru

89154826695

г.Москва, 2020-2021 учебный год

Введение: С незапамятных времен народная игрушка была понятна каждому ребенку. Раньше не было фабрик по изготовлению игрушек, и родители делали их своим детям сами. Несмотря на внешнюю простоту народных игрушек, они были очень дороги ребятам и пробуждали творческую фантазию, помогали детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, не всегда современные дошколята могут играть с куклами-пеленашками, свистульками и игрушками-Петрушками, потому что нет опыта и знаний о них. Дома практически нет таких игрушки, соответственно у детей есть недостаточные представления о народных игрушках.

       Огромную роль в этнокультурном образовании детей дошкольного возраста играет просветительская деятельность детей в условиях детского сада, когда у детей в процессе бесед, посещения мини-музея «Народного творчества» и практической деятельности формируются представления о народных игрушках.

Исходя из вышеизложенного, мною был создан проект, направленный на формирование представлений о народной игрушке в жизни детей. Дети рассматривали, сравнивали народные помыслы, играли в народные игры, разрисовывали гипсовые модели игрушек. В проект активно были вовлечены родители: был проведен мастер-класс совместно с родителями, где вместе со своими детьми родители знакомились с разными народными промыслами и совместно разрисовывали дымковскую лошадку. Для подарка мамам на «День матери» были подарены дымковские рыбки, разрисованные ребятами и мамы были в восторге.

Актуальность: для достижения целей патриотического воспитания, которые представлены в рамках образовательной программы детского сада, мы раскрываем тему формирования представлений и понятий о народных игрушках. С этой целью должны быть выполнены следующие задачи:

1) Формирования у детей интересов к народной культуре благодаря знакомству с народными играми и игрушками;

2) Воспитание любви к Родине через призму изучения особенностей культуры родного края и страны;

3) Дополнительное вовлечение родителей ребенка в образовательный процесс.

         Наиболее полное этнокультурное образование ребенка становится возможным благодаря использованию тех предметов, которые на регулярной основе встречаются в окружении ребенка.

Перед воспитателями и родителями стоит важная задача – воспитать в детях любовь к Родине и заинтересованность в культуре родной страны посредством музыки, литературы и искусства. Одной из наиболее эффективных методик в таком случае выступает специально организованная практическая деятельность.

На данный момент в детском саду нет достаточно обширного подхода к формированию творческого воображения детей. Следовательно, необходимо более активное воздействие со стороны воспитателей и взрослых в данной отрасли. С этой целью необходимо разработать специальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса развития творческих способностей и воображения детей дошкольного возраста.

Творческие способности ребенка наиболее активно развиваются в детстве, когда имеется наибольшая потребность в них. В свою очередь особенности народной культуры позволяют придать важный настрой для этих способностей. Необходимо проработать подходы для наиболее эффективного знакомства детей с творческим наследием Родины.

Народное искусство было признано крайне важным с точки зрения воспитания. Первоначальное эстетическое образование детей формируется именно во время изучения народного творчества собственных земляков. Однако первоначально следует подготовить специальные условия, которые позволят гораздо проще приобщать детей к изучению народной культуры.

Важен планомерный и постепенный подход. Сначала необходимо подобрать правильную литературу, которая наиболее простым и понятным языком постепенно расскажет детям об особенностях конкретного промысла, позволит уточнить приемы и методы, используемые для создания конкретного элемента.

Для начала необходимо рассмотреть объекты декоративно-прикладного творчества, объясняя детям принципы создания тех или иных элементов. Алгоритм обучения детей рисованию определенных узоров должен выглядеть следующим образом:

  • Знакомство детей с конкретным объектом декоративно-прикладного творчества;
  • Формирование навыков, позволяющих нарисовать данный объект.

         Целью данной работы является развитие навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Для достижения данных целей мною был разработан проект «Народная игрушка в жизни детей. Знакомство с дымковской игрушкой». Он направлен на формирование более качественного представления о народных игрушках.

Ссылка на проект в старшей группе:

https://docs.google.com/document/d/1pDJkxHNVD8-0VwpJDYy2aqS0RXQLy9Nj9TFW-AQqT70/edit?usp=sharing

Тип проекта: Познавательно-творческий

Цель: Изучение культуры родного края для формирования любви к Родине, а также заинтересованности к особенностям народной культуры благодаря знакомству с разновидностями народных игр и игрушек.

Проблема: отсутствие достаточных знаний о народном искусстве у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей;
  • Формирование стабильного интереса в народном творчестве через народные игрушки;
  • Активное развитие творческих способностей;
  • Развитие навыков работы в коллективе;
  • Увеличение вовлеченности родителей в проект.

 Формы организации работы с детьми

  •  Коллективная деятельность преподавателя с детьми. Совместное изучение познавательной и художественной литературы, активная исследовательская деятельность, хоровое пение, развивающие игры и беседы. Активная творческая деятельность.
  • Обсуждение проблем в контексте народных промыслов;
  •  Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей. Дополнительное изучение материалов, таких как иллюстрации, презентации, познавательная литература.

 Прогнозируемые результаты:

  • Повышение детского интереса к народному творчеству;
  • Формирование любви к Родине;
  • Формирование первых знаний и представлений о народных игрушках;
  • Появление навыков работы в коллективе;

 Дети должны уметь:

  • Отличать элементы народного промысла;
  • Знать отличительные особенности различных народных художественных направлений.

 Выводы:

Детский сад является важнейшей ступенью в формировании у детей первых знаний и представлений о народном творчестве. Первое знакомство происходит посредством народных игр и игрушек. При этом крайне важным становится участие родителей в данном процессе, поскольку все полученные навыки и знания должны закрепляться в семейной жизни. То есть, подразумевается тесная работа воспитателей с родителями. Эффективность такого подхода подтверждается совместной встречей в онлайн формате на базе платформы ZOOM на мастер-классе «Роспись Дымковской лошадки».

Ссылка на мастер-класс:

https://drive.google.com/file/d/1_Pnkw2poERdmYMmE7WWxloA2Trqm0kHU/view?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приобщение детей к русской народной культуре посредством народной игрушки"

Игрушка - важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ...

проект по знакомству детей с русской народной игрушкой

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.Несмотря на кажущуюся п...

Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    Знакомство детей с русской народной игрушкой....

Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Задание1. Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, ...

Проект в группе детей раннего возраста "Народная игрушка"

Материал может быть полезен воспитателям ДОУ...

Досуг в подготовительной группе (для детей с ОВЗ) «Народная игрушка»

Закрепление знаний о народных промыслах. Развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду....