Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.
статья

Неркаги Александра Прокопьевна

      «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_nravstvenno-patrioticheskih_chuvstv_u_detey_.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение «Брусничка»
Приуральский район с.Белоярск

«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и  традициям малой Родины»

Воспитатель МДОУ «Брусничка»

Неркаги А.П.

с. Белоярск 2023 г.

      «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Цель-Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского и народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских и родных промыслов, фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского и родного быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского, ненецкого народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Методы,  наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;

- метод моделирования,

- социо-игровые технологии,

- игровой метод,

- метод практических действий,

- наглядный.

Работу по приобщению детей к русской и  народной культуре  необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу.

 В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и родного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми в приобщении к русской и народной культуре.

 В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими и народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской и родной кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским и народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучиваем колядки, русские  и народные песни, заклички. Ежегодно проводится в МДОУ Брусничка праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

  В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской  и народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке).

Знакомим с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д. Изготовляем игрушки своими руками: лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня»,  «Лепка дымковского коня».

. На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими и народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…»

В работе используем воспитатель но образовательную программу для детей дошкольного возраста МДОУ Брусничка «Край, в котором мы живем!».

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской и народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской и  народной культуре детей дошкольного возраста.

Оформление картотеки - русских и народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработка консультации для родителей: «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Семейный музей» и др.

 Большое значение в приобщении детей к русской и народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской и народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации «Мини музеев». Изготовляют своими руками  игрушки, костюмы.

  Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому воспитанию».

Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской и народной культуре осуществляется через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май).

 В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским и народным подвижным и хороводным играм, к русской и народной культуре в целом.

  Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

- Я – человек!

- Я живу на этой Земле!

- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

- Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

- Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

- Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом.

Это все – моя Родина!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

Развитие речи через приобщение к русской народной культуре посредствам малых фольклорных форм

laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»....