Технология проектной деятельности
методическая разработка

Екатерина Юдкина

Содержание по технологии проектной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов

Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап: подражательско – исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап: развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап: творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Развитие проектных умений у детей.

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Последовательность работы педагога над проектом:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

- собирает информацию, материал;

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Этапы проектной деятельности:

1 этап - «Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап - «Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап - «Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап - «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе -организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Совместное погружение с детьми в образовательный процесс через проигрывание ролей, экспериментирование, создание проблемной ситуации, пополнение и обновление развивающей среды дает возможность детям применять полученный опыт на практике, транслировать свои знания.

Проектная деятельность строится так, чтобы детям было интересно и доступно. В процессе подготовки педагоги обмениваются опытом, предлагают разнообразные формы, методы и технологии работы с детьми. Такой подход дает возможность ребенку более глубже погружаться в тему, получать новый социальный опыт, развивать адаптационные возможности, а мне как воспитателю – увидеть со стороны образовательный процесс.

Очень важная составляющая удачно реализованных проектов, это обязательное участие родителей. Их заинтересованность в жизни группы, интерес к тому, что мы делаем и чем живём, очень помогает реализовать в полном объёме всё задуманное. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Реализация проектной деятельности в ДОУ.

  1. Проект «Учимся сказки любить, чтобы добрыми быть»

Основной этап.

Работа с детьми:

Чтение сказок: Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Загадки про героев сказок.

Беседы: «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Какие сказки вам читают дома?»

Рассматривание иллюстраций: «Зайку бросила хозяйка», «Три медведя», «Лес – полон чудес».

Проблемные игровые ситуации: «Как помочь герою?», «Что делать, если случилась беда?».

Утренняя гимнастика: «Мишка косолапый».

Бодрящая гимнастика после сна «Заинька – зайчишка».

Пальчиковая гимнастика: «Я пеку», «Сорока», «Зайка», «Три медведя», «Домик», «Пальчики пошли играть», «Раз, два, три», «Игрушки».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волк», «Кошки-мышки», «Лохматый пес», «Ходит Ваня», «Я иду», «Колпачок».

Коммуникативные игры: «Доброе сердечко», «Солнышко», «Ласковое словечко», «Тропинка дружбы», «Подушечка - моя душечка».

Дидактические игры: «В гостях у сказки», «Найди такой же», «Собери картинку», «Сундучок», «Лесные жители».

Кукольный театр: «Теремок », «Заинькина избушка». Настольный деревянный театр «Теремок». Магнитный театр «Теремок». Театрализованная игра: «Теремок» (с использование мазок персонажей)

ООД Аппликация «Фартук для лисички» (аппликация с элементами рисования) «Рубашка для волка».

ООД Рисование «Узор на платье сороки», «Вот, какой, терем – теремок».

ООД Лепка «Мышка - норушка», «Мишка косолапый».

Конструирование: «Вот какой домик», «Строим дорожку к теремку».

Выставка творческих работ детей по сказке Теремок.

Работа с раскрасками: «Русские народные сказки».

Индивидуальная работа с детьми: Тематический комплект «Теремок».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Зачем детям сказки?», «Театральная деятельность в детском саду», «Воспитание сказкой».

Совместное с детьми творчество – поделка, рисунок «Подарки персонажам сказки «Теремок»».

Заключительный этап.

Итоговое мероприятие: Постановка с детьми сказки «Теремок».

Результаты: Представлены родителям в виде презентации проекта.

Выставки совместных творческих работ родителей и детей «Подарки персонажам сказки «Теремок»»

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребёнка»

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.

Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Но самое главное - сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

  1. Проект «Играем, познаем, думаем вместе с математикой»

Основной этап:

Цель: Осуществление педагогической работы по внедрению в занятия и режим дня дошкольного учреждения.

Содержание мероприятий:

- ООД по ФЭМП: «Волшебная страна Математика», интегрированное занятие с использованием конструктора Лего «Волшебный конструктор»;

- ООД по ознакомлению с окружающим: «Математика в нашей жизни»

- ООД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные цифры», коллективная аппликация «Царство королевы математики», лепка «Веселые цифры».

Чтение сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Шашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек».

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется», «Добеги до флажка», «Найди свой домик».

Пальчиковая гимнастика: «Пять воробьев», «Считаем обувь», «Пять пальцев», «Пять поросят».

Физкультминутки: «Сделай фигуру», «Часики», «Три медведя».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Влияние дидактических игр на развитие ребенка»,

«Развитие математических способностей у дошкольников»,

«Математика - занимательная игра».

Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.

Заключительный этап:

Цель: Подведение итогов по реализации проекта. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.

Содержание мероприятий:

- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

- Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

- Использование дидактических игр по ФЭМП на ООД.

- Обработка и оформление материалов проекта.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему «Математика в нашей жизни»

«Математику уже затем

изучать следует, что она ум

в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У людей необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю" - говорил Архимед.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в строительстве.

Математика в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам, опять же, поможет математика.

Математика в торговле.

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в изготовлении одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в строительстве.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения.

Организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO конструирования

Тема: «Волшебный конструктор»

Цель – развивать творческие способности детей, их познавательную активность и интерес к математике.

Задачи:

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- Воспитывать интерес к математическим занятиям;

Образовательные задачи:

- Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

- Закрепить знание понятий высокий – низкий, узкий – широкий, длинный – короткий;

- Закрепить умения различать и конструировать цифры и геометрические фигуры (используя схемы);

Развивающие задачи:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Материал: Набор карточек с цифрами, карточки геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, шестиугольник) кубики LEGO, коробка в подарочной упаковке.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас подарок, а прислала его вам королева математики. Давайте откроем его? Воспитатель помогает открыть детям коробку.

Что же это? (ответы детей – конструктор ЛЕГО)

Воспитатель: Ребята, это не простые кубики Лего, они волшебные, и сейчас мы с вами в этом убедимся. Вместе с кубиками в коробке лежат карточки заданиями, от королевы математики, давайте, их выполним?

1 задание «Построить цифры из конструктора ЛЕГО»

Дети собирают цифры из кубиков ЛЕГО, используя схемы. Каждый ребенок собирает по одной цифре.

2 задание «Возьми столько же кубиков»

Перед детьми лежат кубики ЛЕГО, каждый должен взять столько кубиков, сколько показывает цифра. Цифры выкладываются в произвольном порядке, по одной в центр стола (от 1до 10).

Воспитатель: Вы все справились с заданием, все правильно сделали. Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка:

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

3 задание «Построй, что скажу»

Дети строят фигуры, которые говорит воспитатель, используя кубики ЛЕГО

(высокая и низкая башни, длинная и короткая дороги, широкая и узкая речки).

4 задание «Построй геометрическую фигуру»

Перед детьми лежат кубики ЛЕГО, в центр стола воспитатель кладет по одной картинке с изображением геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, шестиугольник) дети собирают предложенные геометрические фигуры, используя конструктор ЛЕГО.

Воспитатель: Ну что ребята, вы убедились, что кубики ЛЕГО оказались волшебными? Они помогли нам заниматься математикой. Что мы сегодня делали с конструктором ЛЕГО?

Консультация для родителей на тему

«Влияние дидактических игр на развитие ребенка»

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Следовательно, дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности.

Дидактические игры создают условия для возникновения потребности, ее закрепления (ситуации соперничества, сравнения, соревнования); обеспечивают процесс познания своих возможностей и возможностей сверстника; позволяют знакомить детей с социально полезными способами самоутверждения; предоставляют возможность для выполнения различных по статусу ролей.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

• Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для тренировки памяти и умственного развития детей в целом, а также их воспитания.

• В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

• Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

• Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра - является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

  1. Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Любознательные малыши»

Реализация проекта:

Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, бумагой, тканью, природный и бросовый материал.

1 неделя тема: «Вода»

Эксперимент №1 «Изучаем свойства воды» Цель: Познакомить с некоторыми свойствами воды: вода не имеет цвет и запах, прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, окрасить.

Игра с водой «Плавает или тонет». Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д.); формирование умения играть с водой, с разными игрушками, закрепление понятий «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширение словарного запаса.

Консультация для родителей на тему: «Игры с водой в домашних условиях»

2 неделя тема: «Снег».

Эксперимент №2 «Изучаем свойства снега»

Цель: Расширить представления детей о снеге, наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепиться), уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.

Целенаправленные наблюдения на прогулке.

1. Наблюдение зимних явлений в природе.

2. Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый).

3. Хруст снега.

Подвижная игра: «Снег кружится» Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Развивать слуховое внимание, двигательную активность. Воспитывать желание играть в подвижные игры.

Консультация для родителей «Экспериментирование со снегом».

3 неделя тема: «Ткань»

Эксперимент № 3 «Изучаем свойства ткани»

Цель: Показать детям, что ткань бывает разная по текстуре (гладкая, шероховатая, толстая, тонкая), ее можно мять, она крепкая, ее нельзя порвать.

Дидактическая игра «Сложи салфетку» Цель: учить детей способам обращения с тканью, развивать сенсорные способности.

4 неделя тема: «Бумага»

Эксперимент № 4 «Изучаем свойства бумаги»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, показать детям свойства бумаги (мнется, рвется, режется, шуршит, ее можно складывать и делать из нее фигуры).

Дидактическая игра «Рвем бумагу». Дети рвут бумагу на мелкие кусочки. Цель: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, от работы с бумагой.

Консультация для родителей на тему: «Игры с бумагой в домашних условиях».

Консультация для родителей: на тему: «Экспериментируйте с детьми дома».

Работа с родителями:

- Консультация на тему: «Игры с водой в домашних условиях».

- Консультация на тему: «Игры с бумагой в домашних условиях».

- Консультация для родителей «Экспериментирование со снегом».

- Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома».

- совместное с родителями изготовление стенгазеты «Свойства веществ»

Заключение:

В ходе работы по эксперименту были получены следующие результаты:

1 дети могут устанавливать простейшие связи при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы;

2 знают некоторые свойства воды, снега, бумаги, ткани;

3 лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;

4 проявляют любознательность, самостоятельность;

5 стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;

6 стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них;

7 стали развиваться познавательные и речевые умения;

8 стали бережнее относиться к природе.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, делать элементарные выводы.

В группе создан центр экспериментирования с оборудованием для экспериментирования и элементарных опытов. Пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.

  1. Экологический проект «Кормим птиц зимой»

Темы для бесед с детьми:

«Зачем подкармливать птиц зимой?»,

«Такие разные кормушки»,

«Чем можно, а чем нельзя кормить птиц?»,

Дидактических и подвижны игры и игровых упражнений:

«В зимней столовой»

«Какая это птица»

«Птички»

«Воробушки и автомобиль»

«Вороны»

«Птички в гнездышках »

На втором, основном этапе, в ходе реализации проекта дети познакомились с птицами, населяющими наш регион, узнали их образ жизни, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы посвященные птицам, играли в подвижные и дидактические игры и т.д. В ходе бесед дети систематизировали знания о зимующих птицах.

Для реализации проекта были проведена следующая работа:

НОД по лепке на тему: «Ягоды для снегирей»

НОД по рисованию: «Корм для птичек»

Наблюдение «Птицы зимой» (ежедневно на прогулке).

Задачи:

-Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых

птиц, сравнить их по внешнему виду.

- Организовать кормление.

-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

-Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить

рассказывать о том, что делают птицы.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Чтение художественной литературы о птицах:

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

С. Маршак «Где обедал воробей?»

Ю. Никонова «Зимние гости»

Р. Новикова «Поможем птицам»

Г. Ладонщиков «Каждый день..»

Загадки про птиц.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Черненькая шапочка

Желтенькая грудка

Маленькая птичка,

А зовут её … (Cиничка)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Серая птица,

Меня не боится

Моргнет удивленно,

Ведь это… (Ворона)

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном! (Голубь)

Беседы.

1 «Зачем подкармливать птиц зимой?».

Сегодня мы поговорим с вами о птицах, которые остались, и которые прилетели к нам в гости на зиму. Зачем и как нужно кормить птиц зимой? Когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи для птиц становится недоступными. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится. Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам, им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегом или льдом.

2 Кормушка.

Кормушки облегчают птицам поиски еды, а это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию. Кормушки можно вешать в лесу, в парке, на подоконнике – главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день. Существует много различных конструкций кормушек. Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.

3 Чем можно, а чем нельзя кормить птиц?

Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника. Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами. Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками. Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало.

Чем нельзя кормить птиц?

Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т.п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.

Дидактические и подвижные игры и игровые упражнения:

«В зимней столовой» Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

«Какая это птица» Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить произносить звук «Р».

«Птички» Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

«Воробушки и автомобиль» Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

«Вороны» Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами, упражнять в правильном произношении звука «Р», учить говорить то громко, то тихо.

«Птички в гнездышках » Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Работа с родителями:

- Оформление памятки «Покормите птиц зимой»

- Оформление памятки «Из чего можно сделать кормушку»

- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.

- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

- Задание: Во время прогулки с ребенком покормить птиц и сделать фотографии для стенгазеты.

На третьем этапе дети уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. Удалось привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц, а так же в сборе материала для стенгазеты.

Конспект ООД по Лепке: «Ягоды для снегирей»

Цель: Учить раскатывать пластилин между пальцами. Задачи: Обучающие: Учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки. Развивающие: Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах. Материал и оборудование: кормушка, веточки рябины, пластилин красного цвета, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения Ю. Никонова "Зимние гости".

Ход ООД:

На доске развешаны картинки с изображением снегиря: снегири в кормушке, на ветках деревьев. Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки, воспитатель обращает внимание детей на ту картинку, где изображены снегири в кормушке. Затем вносит в группу кормушку и предлагает рассмотреть.

- Как вы думаете, для чего нужен этот предмет?

Рассказ воспитателя.

На улице зима, вся земля покрыта снегом, стало совсем холодно и маленьким птичкам, зимой, под снегом не найти себе еды, и поэтому взрослые люди строят вот такие кормушки, куда насыпают различный корм для голодных птиц. Это и зернышки, и кусочки хлеба, семечки.

Затем воспитатель показывает детям нарисованных снегирей.

-Давайте рассмотрим птичек. Это - снегирь, красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные, а брюшко и щёки красные. Клюв у снегиря короткий, чёрный.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

- Ребята, больше всего снегири любят ягоды рябины. Посмотрите на веточку рябины.

- Какого цвета ягоды рябины?

- Какого размера ягоды?

- Какой формы?

- На веточке рябины много маленьких круглых красных ягод. Мы сейчас с вами будем лепить ягоды рябины для снегирей.

Дети начинают лепить, воспитатель контролирует приём работы, помогает детям.

- Какие вы молодцы, положите свои ягоды в кормушку и птички прилетят пообедать вашими ягодами.

Конспект ООД по рисованию «Корм для птичек»

Цель: Вызвать у детей интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Задачи: Обучающие: Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками. Развивающие: Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах, аккуратность и внимательность. Материал: ватные палочки, желтая краска, салфетки на каждого ребенка.

Ход ООД:

1. Перед воспитанниками лежит подготовленный лист бумаги с нарисованной кормушкой (пустой). Воспитатель рассказывает детям о птицах, которые зимой нуждаются в питании, но зимой нет возможности добывать корм самим птицам, поэтому люди ставят кормушки для птиц, и насыпают в них корм (зерно, семечки, хлеб).

2. Давайте нарисуем для птиц корм в нашу кормушку. Посмотрите, как будем рисовать. Показ рисования с объяснением.

Дети рисуют корм ватными палочками

Пальчиковая игра «Воробей»

Шустро скачет воробьишка (Стучат пальцами по столу),

Птичка – серая малышка (Сжимают и разжимают пальцы в кулак).

По двору шныряет (Пальцами «ходят» по столу),

Крошки собирает (Стучат пальцами по столу).

Ребята, сегодня мы с вами нарисовали кормушку, теперь птицы будут накормлены и смогут перезимовать.

Все молодцы, у всех очень хорошо получилось, все справились с заданием.

Использованная литература:

  1. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.2006.
  2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. \\ Развитие личности. 2000 №1.
  3. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 2007.
  4. Метод проектов.// Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.
  6. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
  7. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....