Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
картотека (старшая группа)

Надеждина Светлана Владимировна

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР – д/с №10 г. Россошь

 

 

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили воспитатели:

Брылева М.Ю.

Надеждина С.В.

 

                                                                       «Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому…»

 

Задачи патриотического воспитания в старшей группе 

Данное пособие предназначено для реализации в старшей группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи 

  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
  • Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
  • Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
  • Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.

                                                 

 

 

Игра «Наша страна».

Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход         игры:         воспитатель показывает иллюстрации         и картины,         задает вопросы. Дети отвечают.

 

 

 

 

                                       

 

Игра   « Флаг России»

 

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области,         областного         центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход         игры:         воспитатель показывает детям         флаг         России, убирает         и предлагает         выложить         разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

           

Флаг — это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. Значит, если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.

 

Подбор цветов не случаен. В нём отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её красной — красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.

Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

Белый цвет — особый, божественный. За синим небом — белые чертоги Бога, Божье царство. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа — Творца мира, и белый цвет передавал это представление.

Получается, что красный цвет — это земное, синий — небесное, белый — божественное.

Но это ещё не всё.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Видишь, три полосы на нашем флаге оказались не случайно. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир, сколько людей и поколений жило на нашей земле до нас. Цвета российского флага рассказывают о нашей долгой и славной истории, или, другими словами, о прошлом нашей Родины.

 

 

                                          Игра   « Герб России»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.

Материал: картинки гербов разных стран

Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям найти  герб России среди других.

 

 

Герб — эмблема государства, и конечно же свой герб есть у России. Вероятно, ты уже знаешь, что он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите? Орёл — царь

птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство.

Наша страна — самая большая в мире. Она занимает одну шестую часть земной суши и превышает семнадцать миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Посмотри, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично. Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

Обрати внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Догадываешься, что означает этот герб в гербе? Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны.

 

Динамическая игра  «Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,                           поднять руки в стороны

Держит скипетр и  державу,                      поочерёдно сжать в кулак пр. и л.

руку

Он Россию сохранил                                  нарисовать руками круг

На груди орла – щит красный,                  приложить руки к груди                            

Дорог всем: тебе и мне                              наклон головы вправо-влево Скачет юноша прекрасный                       шаг на месте

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                           плавные покачивания рук впр. вл.  

И копьё в руке блестит.                             сжать руки в кулак

Побеждает всадник сильный,                   поставить руки на пояс

Злой дракон у ног лежит                           показать руками

Подтверждает герб старинный  Независимость страны.

Для народов всей России  

Наши символы важны.                              поднять руки вверх

                                           

Игра   «Назови кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Медведев, ….).

Материал: портреты известных соотечественников.

Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

 

 

 Беседа «Герб Приморского края и пгт Кавалерово»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного посёлка; уметь выделять герб Приморского края из других знаков.

Материалы:  изображение гербов

 Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб посёлка и отметить отличительные особенности от других гербов нашего края.  

 

                                       Игра   «Пословицы о Родине»

Цель: Знакомство с пословицами. Формировать желание продолжить пословицу, развитие словарного запаса и культуры речи.

  • Родной край – сердцу рай.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • У народа один дом – Родина.
  • Нет сына без отчизны.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
  • Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
  • Родная земля и в горсти мила.
  • Всякому мила своя сторона.
  • В своём доме и стены помогают.
  • Дома и стены помогают.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • И пылинка родной земли – золото.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Дым отечества светлее чужого огня.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

 

Игра «Расскажи о своей семье» 

Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:         фотоальбом, составленный         совместно         с родителями         с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.  

 

                                Игра   «Моих родителей зовут…» 

Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы, мяч.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.

 

Игра «Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

 

                                      Игра «Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

                                     

 

 

Игра «Жилище человека» 

Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…

                                  Пословицы о семье

 

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Муж без жены – что гусь без воды.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Слава сына – отцу отрада.
  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  • Молитва матери со дна моря вынимает.
  • Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
  • Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
  • Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.
  • Братская любовь крепче каменных стен.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

          

          Игра  «Наш детский сад » 

 

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада.

Какие обязанности они выполняют. Сколько групп в нашем детском саду? и т.д.

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.

Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.

 

 

 

Динамическая игра « Что вы делали, ребята?»

Как дела у вас, ребята?

Как вы время провели?

Как играли?

Что видали?

Что за день узнать смогли?

Руки вверх мы поднимали

-Раз, примерно, целых пять. А подняв, не забывали

Опускать их вниз опять.

Поворачивали тело

То направо, то налево.

Это делали умело Саша, Катя, Ксюша, Сева... Шишки дружно собирали И в корзину их бросали.

Вмиг окончили мы сбор,

Привели в порядок бор

Попрошу я вас, ребята, рассказать мне по порядку, например, как вы сегодня утром делали зарядку.

Подъём рук рывком над головой - на вдохе, плавное опускание на выдохе.

Повороты в стороны, руки на поясе.

Энергичные наклоны туловища вперёд.

                                           Игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.

Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!

Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

                               

Игра  «Все профессии важны». 

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.

В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

 

«Кому что нужно для работы». 

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

 

Дидактическая игра по ознакомлению с истоками русской народной культуры «Русские матрёшки» 

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Русская матрёшка - чудный сувенир Прославила Россию и покорила мир. Красой твоей любуемся, Мы взор, не отводя. Матрёшка-чудо-куколка Все любим мы тебя!

Прославила Россию и покорила мир.

Красой твоей любуемся, Мы взор,  не отводя. Матрёшка-чудо-куколка Все любим мы тебя!

 

Игра «Народные промыслы»

 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.

 

Игра «С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход         игры:         воспитатель         показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

 

Игра «Зеленая аптека»

 

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах.

 

Игра «Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Материал: «Малая красная книга»,

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.

 

 

 

 

«Птицы нашего посёлка (края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего посёлка, края»,         составленный         совместно         с родителями.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям         карточки         с         изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем посёлке или нет.

 

 

Игра «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира.

Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

               

«Какие праздники ты знаешь?

Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные) закреплять правила поведения в общественных местах. 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидакти...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в детском саду.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии ар...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку картотек....