КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
методическая разработка

Хартахоева Жаргалма Зоригтуевна

м

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nravstvennoe_vospitanie.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кыренский детский сад «Солнышко»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Подготовила воспитатель: Хартахоева Ж. З.

2023г

На современном этапе развития общества совершенствование системы патриотического воспитания является важнейшим условием, обеспечивающим могущество нашей Родины и развитие России как демократического государства.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Нравственно – патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому дошкольникам необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Первый этап работы по формированию нравственно - патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края, начинаем проводить с младшими дошкольниками, учим называть свою улицу и ту, на которой расположен детский сад. В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на основе ознакомления с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью русского народа. Это позволяет детям увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические. Знакомя дошкольников с родным городом, привлекаем их внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, магазин, аптека, рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями), показываем детям всю красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, стараемся помочь полюбить свое, родное, близкое. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, постепенно расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняем: в честь кого они воздвигнуты; у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого мы проводим экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.Занятия и беседы по ознакомлению с традициями и обычаями наших предков проводим в краеведческом музее, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек и дети могут потрогать предметы своими руками.

Дошкольник должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Исходя из этого, работа по формированию нравственно - патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края включает целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о России, его столице;

расширение знаний детей о символике государства: гербом, флагом, гимном;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого свои воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Задача педагогов и родителей сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Любой край, область, даже небольшое село, неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет нам сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной. Знакомя детей с родным городом, рассказываем, что родной город славен своей историей, шахтерским трудом, традициями, достопримечательностями, памятниками и лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», мы прививаем, знакомя детей на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Подводим их к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, мы подводим их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу

Люди берегут и охраняют природу

Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы по формированию нравственно - патриотических чувств через приобщение к истории и культуре родного края является знакомство детей с другими городами нашей страны, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом России.

При ознакомлении с природой родной страны делаем акцент на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому растению можно сразу определить наш край, какие животные обитают в наших лесах…)

Важной частью нашей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей). На конкретных примерах, через конкретных людей знакомим детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину).

Таким образом, проведя мониторинг сформированности нравственно-патриотических качеств, мы увидели, что дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки, знают родословную своей семьи, символику нашей страны, уважительно относятся к матери, людям и результатам их труда.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

папка -передвижка "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника через приобщение к истории и культуре родного края"

Чувство патриотизма формиркется в дошкольном возросте. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков....

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края.

В данной работе отмечена акктуальность формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте и представлен конспект занятия по ознакомлению  скультурой родного края....

Консультация " Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края"

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...