Консультациядля родителй: «Детские страхи и как поддержать малыша, который боится»
консультация

Алёна Владимировна Авдеева

Консультация: «Детские страхи и как поддержать малыша, который боится»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detski_strahi.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка»

Консультация: «Детские страхи и как поддержать малыша, который боится»

Подготовила: педагог-психолог

Авдеева А.В.

Детские страхи - явление распространенное, и они могут быть по любому поводу. Особенно длительно эти страхи держатся после причинения ребенку боли, чаще всего при проведении лечебных или диагностических процедур. Дети боятся взятия анализа крови, уколов, посещений стоматологов…

Иногда боль причиняется родителями умышленно, как воспитательное мероприятие. Однако еще ни одно физическое наказание не приводило к желаемому результату. Зато оно порождает страх и разрушает ростки доверия между родителями и ребенком.

Еще одна причина страха у малыша - появление новорожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего былого, особенного положения единственного ребенка-первенца.

Излишняя наша опека и забота о детях непроизвольно тоже могут стать источником их страхов. «Оденься потеплее, простудишься», «Не подходи к собаке, укусит», «Не бегай на дорогу, там машины, они задавят» - и так весь день мы, сами того не сознавая, «мимозим» и внушаем страх ребенку. Ведь если этого боится мама, о чем не трудно догадаться даже по интонации ее запрета, то, очевидно, это и вправду страшно. И вот уже запуганный ребенок готов одеться потеплее, хоть и на улице жара, и испугается погладить даже собственного ласкового щенка.

Еще сложнее обстоит дело, когда мы сами специально пугаем непослушного ребенка, используя такой маневр как метод воспитания: «Не будешь кушать, поведу тебя в больницу, там доктор сделает укол», «Не будешь слушаться, отдам полицейскому, он заберет тебя».

Как правило, вначале эти банальные для взрослых фразы дают желаемый эффект. Однако часто у впечатлительных детей внушенный страх к полицейскому, врачу, собаке и т. д. способен выйти из-под контроля взрослых, и тогда малыш пугается всего и всех, кто хоть в какой-то мере похож на этого полицейского, на этого врача.

Вы сами выпустили «джинна из бутылки». И не загнать его назад. Теперь попробуй покажи ребенка доктору, когда он заболел, попробуй сделать ему хоть один укол, попробуй в гости пригласить полицейского. И объяснение родителей, что доктор добрый, а дядя-полицейский - хороший, уже не помогает.

В три года действенным толчком развития всей гаммы страхов у ребенка, как правило, бывает поступление его впервые в детский сад. Поэтому готовить ребенка к саду необходимо заблаговременно.

Малыш растет, меняется палитра страхов. Используется весь багаж пережитого. Уже в четыре года, а иногда и в пять лет ребенка настигает возрастной страх одиночества. Происхождение его нетрудно объяснить. Ведь дети в этом возрасте чувствительны все до предела к поддержке и к защите взрослых и тянутся к родителям и близким всеми фибрами своей души.

В шесть-семь лет достигает апогея страх смерти. Ребенок начинает вдруг осознавать, что смерть - естественное завершение всей жизни и рано или поздно это все-таки произойдет.

Страх смерти - проявление инстинкта самосохранения. Ребенок тщательно скрывает этот страх. Однако о нем можно догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни, т. е. все то, что угрожает его жизни и здоровью. Особенно боятся дети в этом возрасте укусов змей и операций, всего того, что может привести к смертельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказочными персонажами-чудовищами - как может быть Кощей бессмертным, когда бессмертных не бывает?

Чуть позже, после страха собственной смерти, появляется страх смерти своих родителей. Ребенок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым осталось меньше жить. Как обойдется он без мамы и без папы? И эта мысль мучает его.

Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, но их «оценочная» любовь не всякий раз бывает удовлетворена, и вот, уже теряя веру в себя, ребенок начинает бояться стать «не тем», кем должен быть.

Довольно часто, не придавая этому никакого значения, родители внушают страхи детям своими на ходу придуманными угрозами и оскорблениями, как стрелами ранящими самолюбие ребенка. Но если в раннем возрасте словесный метод убеждения безрезультатен, то на дошкольника он действует по-иному, и наиболее эмоционально чувствительные дети верят, что все угрозы их родителей способны реализоваться. А это - снова повод для страха.

И эти поводы можно перечислять без конца: испуг, травмирующее обстоятельство, экстремальная ситуация. Как правило, причины страхов понятны взрослым. Но иногда пережитое ребенком событие незаметно для них, и страх им кажется беспричинным. Однако даже высокий уровень тревожности у матери и страхи ее в детстве способны передаваться малышу. И предпосылка этого не генетическая обусловленность, а общая эмоциональная чувствительность у матери и ребенка.

Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он - как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить. Поэтому приглядывайтесь и изменяйте., при этом помня, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции познания окружающего мира, когда они эпизодичны и полностью не подчиняют воображение ребенка.

Когда Вы видите, что Ваш малыш «бесстрашен» и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития

Рекомендации родителям:

  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.
  • Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому – то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».
  • Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.
  • Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во – первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате включенный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком если он боится лифта. Во – вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.
  • Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, миллионеры и преступники одним миром мазаны».  Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших - можно и нужно! Так же, как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвое человека- слишком тяжелое испытание для ребенка.
  • Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.
  • Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратился в смешинку».
  • Маленький человек не только подражает взрослому в его поведение, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.
  • Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состояние справиться сам.
  • Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что, если он будет осторожен, ничего плохого не случится.
  • Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. По старайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.
  • Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.
  • Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т.д.).  В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай на играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.
  • Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля – игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.
  • Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким – то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).
  • Можно предложить ребенку какой – нибудь приз за совершение смелого поступка (скажем, прохода по темной комнате, пересечение двора и т.д.).

Игры

«Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты)

«Печлка перелетала с цветка на цветок (используя стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок).  Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается матерей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила по спать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. Игра проводится с одним ребенком или группой детей.

«Качели».

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнения 2-3 минуты.

Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка

1.Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это, прежде всего, эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2.Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

3. Наладить хорошие взаимоотношения в семье.

4.Не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты, никогда не выяснять отношения в семье при спящем ребенке.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по головке, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая какую-либо незамысловатую историю.

8.Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием («ужастики»), бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещение.

9.Спокойному сну способствует принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей. "Детские страхи"

В помощь родителям о преодолении детских страхов...

Консультация для родителей «Детские страхи – ступеньки детства»

В статье кратко описываются детские страхи, а также то, как избежать возникновения и закрепления страхов....

КАК ПОДДЕРЖАТЬ МАЛЫША, КОТОРЫЙ БОИТСЯ

Как бы то ни было, но распознать страх, который начина­ет мешать человеку, бывает очень трудно. Задача осложняется еще больше, если страх терзает маленького ребенка независи­мо от того, насколько малы...

Мастер-класс по коррекции детских страхов: "Я выдумал его, а теперь боюсь!"

Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10-ти годам,  дети самостоятельно избавляются от многих...

Консультация для родителей «Детски страхи». Игры для избавления от страхов.

Консультация для родителей «Детски страхи». Игры для избавления от страхов....