Картотека экспериментов во второй младшей группе
картотека

Картотека экспериментов во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_eksperimentov_vo_vtoroy_mladshey.docx83.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9\Desktop\%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8 %D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.webpC:\Users\Николай\Desktop\ээээ.png

Во второй младшей группе.

«Свойства воды»

Задачи:

Познакомить детей с такими свойствами воды (текучесть, прозрачность и др.). Формировать элементарные навыки, связанные с экспериментированием. Развивать логическое мышление и любознательность.

«Нагревание воды»

Задачи:

 Предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие емкости, одну емкость оставить в тени, а другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.

«Окраска воды»

 Задачи:

 Предложить детям окрасить воду в различные цвета. Дать понятие о таком свойстве воды, как растворимость.

«Замораживание воды».

Задачи:

Предложить детям раннее окрашенную воду вынести на прогулку, разлить её в формочки и посмотреть, что произойдёт с водой на морозе.

«Некоторые свойства воды»

Задачи:

 Актуализировать знания детей о таких свойствах воды, как прозрачность, способность менять форму, растворять краски. Учить детей делать простейшие выводы.

Экспериментирование с песком.

Задачи:

Дополнить элементарные представления детей о свойствах песка (сухой рассыпается, мокрый-липнет, принимает форму емкости (формочки)). Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.

«Свойства сухого и мокрого песка»

Задачи:

Вместе с детьми сравнить свойства сухого и влажного песка, учить правильно называть их, использовать простейшие конструкции сравнения.

«Тонет - не тонет»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей., учить делать простейшие выводы.

«Куда делась лужица»

Задачи: 

 Показать детям, что губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Вызвать желание у детей экспериментировать.

«Чем пахнут почки»

Задачи:

 Предложить детям растереть пальчиками и понюхать почки с опавших веток, рассказать, что при этом мы чувствуем запах смолы, защищающей листья от мороза.

«Температура предметов на солнце и в тени»

Задачи:

 Обсудить с детьми, как узнать, какие предметы теплее – те, что находятся в тени или на ярком солнце (дотронуться ладонями до этих предметов), учить детей выявлять простейшие закономерности, делать выводы, отвечая на вопросы воспитателя.

«Как работает воздух»

Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.

Материал: два одинаковых листа бумаги, стул.

Ход опыта:

Предложите малышу скомкать один лист бумаги.

Затем пускай встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок.

Какой листок приземлился раньше?

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

«Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

А теперь – пусть нажмет на бутылку.

Что заставило шарик надуться?

Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надавили, из нее вышел воздух и надул шарик.

«Бумага мнется»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

 Описание опыта:

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей). Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей).Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей). Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ И РВЕТСЯ.

«Бумага намокает»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).

Описание опыта: Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

«Снег холодный и белый»

Цель: выявить свойства снега.

Описание опыта:

Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям:

- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?

- Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный).

Предлагает детям поочерёдно  взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения).

- Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони).

- Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша?

(индивидуальные повторения).

Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки.

- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги).

- А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета.

- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан.

- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)

Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду.

В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.

- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).

- А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона).

- А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшего снега нельзя? ( Она грязная).

«Цветные льдинки»

Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Описание опыта: воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке

Рассмотреть с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предметы. Предложить детям взять кисточки, приставить к стаканчику и посмотреть сквозь него. Что вы видите? Подвести детей к выводу, что вода по цвету прозрачная, не имеет цвета.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают).

Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.

«Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, сундучок с прорезью.

Описание игры - эксперимента:

Галчонок  «Любознайка»  предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

«Мыльные пузырьки».

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово: Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе.

Материалы помогут знакомить детей второй младшей группы со свойствами воды, воздуха, света и т.д. Могут быть использованы как педагогами, так и родителями....

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе...

Картотека игр-экспериментов во второй младшей группе

                   В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавл...

картотека Экспериментов во второй младшей группе.

Развивать умение  путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи....