Проект "Масленица"
проект (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Социально-образовательный проект творческой направленности для детей и родителей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Проект «Масленица»

для детей младшей группы

 

D:\2024-25 уч год ПРОЕКТЫ, ВИДЕОРОЛИКИ\5 проект Масленица\IMG20240312180911.jpg https://mykaleidoscope.ru/uploads/posts/2021-10/1634754657_28-mykaleidoscope-ru-p-blin-35.jpghttps://podacha-blud.com/uploads/posts/2021-07/1627041174_31-p-ukrashenie-blinchikov-32.jpghttps://mykaleidoscope.ru/uploads/posts/2021-09/1632980618_19-mykaleidoscope-ru-p-blini-v-restorane-krasivo-foto-24.jpghttps://avatars.dzeninfra.ru/get-zen-vh/6133012/2a000001819e302de469817b4fb57c6fad47/orighttps://i.ytimg.com/vi/Rdg_AK6w_L8/maxresdefault.jpg

Авторы проекта: Кузнецова Т.А. – воспитатель,

Токманцева С.Г. – воспитатель.

г. Красноуфимск

2024 год

Содержание.

Паспорт  проекта………………………………………………………….…………….…3  

Литература…………………………………………………………………….…………...5

Приложение №1 Сценарий «Посиделки у самовара – Масленица……………………………………………..…………..……...……………….6

Приложение №2 Методическая разработка мастер-класса «Весеннее печенье»

Приложение №3 «Фотоальбом»

Социально-образовательный проект творческой направленности «Масленица»,

направленный на формирование базовых национальных ценностей.

Авторы проекта: Кузнецова Татьяна Александровна, Токманцева Светлана Георгиевна.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя.

Тип проекта: познавательно-творческий. Групповой.

Участники проекта: дети младшей группы 3-4 года, родители, воспитатели.

Введение:

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Масленица – праздник на пороге весны. Это проводы зимы и встреча весны.

Раньше в каждой деревне по вечерам устраивались посиделки. Люди доделывали все свои дела и собирались в одной избе для того чтобы попеть песни, частушки, поиграть и потанцевать, и рассказать сказки. На столы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься. И такое совместное чаепитие уже стало традицией русского гостеприимства. Главное праздничное блюдо – блины. И мы решили на масленичной неделе устроить посиделки. Родители предложили организовать конкурс блинов к чаепитию.

Значимость для ребёнка выбранной темы: общение с родителями и бабушками в непринуждённой обстановке во время чаепития, воспитание культуры гостеприимства.

Цель: формирование интереса к традициям русского народа, к народным праздникам.

Задачи образовательные:

  • познакомить детей с русским самоваром;
  • познакомить детей с русскими народными инструментами – балалайкой и деревянными ложками.

Задачи развивающие:

  • обогащать активный словарь («самовар», «чаепитие»);
  • обогащать эмоциональную сферу детей;
  • развивать интерес к прослушиванию музыкальных произведений, рассматриванию иллюстраций;
  • повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух  времени и богатство традиций.

Задачи  воспитательные:

  • воспитывать культуру гостеприимства, чаепития;
  • приобщать к праздничной культуре, вызвать желание принимать участие в народных праздниках.

Подготовительный этап.

Постановка цели, задач проекта.

Подборка  иллюстраций по теме проекта.

Планирование различных видов деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети знакомы с алгоритмом приготовления печенья из песочного теста.

Дети знакомы с культурой гостеприимства.

Дети знакомы с народным праздником русского народа Масленицей.

Дети проявляют интерес к народному творчеству: игра на русских народных музыкальных инструментах, слушание народных песен, выполнение танцевальных движений под музыку.

Основной этап. Реализация проекта:

Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.

Тонирование бумаги для «блинов».

12 марта – (утро) Мастер-класс с бабушками «Весеннее печенье» - печенье из песочного и слоёного теста.

12 марта – (вечер) «Посиделки у самовара - Масленица» с чаепитием и конкурсом блинов

13 марта – «Лакомка» - угощение печеньем сотрудников детского сада и детей других возрастных групп

14 марта – «Разгуляй» - постройка «снежного домика» на участке из снежных блоков

Заключительный этап. Продукт проектной деятельности:

Книга рецептов нашей группы «Сладости своими руками»

Вывод: 

Во время мастер-класса родители и бабушки принимают участие в воспитательно-образовательном процессе. Младшее поколение перенимает опыт старшего поколения. Дети и взрослые получили радость от совместного чаепития. Семьи поделились своими рецептами.

Рекомендации родителям и воспитателям: 

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо  прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.  Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Помогите  детям почувствовать духовную жизнь русского народа.

Посещайте с детьми выставки и музей, познакомьте со старинными предметами быта (лавка, печь, колыбелька, самовар, глиняный горшок и др.) - это позволит им ощутить себя частью великого народа. Может эти вещи есть у бабушек.

Рассмотрите иллюстрации русских народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка.

Традиционные праздники (Масленица, Пасха) тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Беседуйте с детьми о русских народных праздниках. Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне.

Широко используйте в воспитании фольклор  (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве отражаются нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности…

Учите детей играть в русские народные игры. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка.

Перспектива проекта: 

Познакомить детей с русским народным праздником – Пасха. (апрель)

Мастер-класс с бабушками по приготовлению куличей (знакомство детей с дрожжевым тестом).

Организовать творческий вечер совместно с детьми и родителями «Пасхальное чудо».

Создавать в группе условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию.

Литература:

  1. https://www.kp.ru/family/prazdniki/maslenichnaya-nedelya/
  2. https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2018/02/11/maslennitsa-istoriya-prazdnika-i-traditsii
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023

Приложение №1

Сценарий «Посиделки у самовара - Масленица»

Цель: формирование интереса к традициям русского гостеприимства, к народному празднику «Масленица».

Задачи: учить понимать, уважать и любить культуру своей страны; знакомить с традициями праздника; познакомить с русским национальным блюдом праздника – «блины», их разнообразием.

Материально-техническое и методическое обеспечение: русская народная мелодия, песня «Русские матрёшки», «Блины», музыкальные инструменты – балалайки, деревянные ложки, русские народные сарафаны и платки; самовар, чайнички, сахар, заварка, травы, кружки, блюдца, чайные ложки.

Вед. Приглашаем Вас на посиделки.

Дорогих гостей приглашаем

Хлебом-солью привечаем!

Приходите посидеть,

Будем с вами песни петь,

Будем мы играть, плясать

Чтобы время скоротать.

Вед. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам идут матрешки.

Ложки деревянные,  матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошки: танцевать пошли матрешки.

музыка «Танец матрёшек»

Вед. Наши девочки весёлые матрёшки, а мальчики настоящие музыканты. Предлагаем послушать наших музыкантов.

«Весёлые музыканты» игра на деревянных ложках и балалайках

Вед. А гости наши умеют играть на деревянных ложках?

«Весёлые музыканты» игра на деревянных ложках родителей и бабушек

Вед. На окошке котик греет свой животик.

Притворился, будто спит: ну а сам на птиц глядит.

Игра с котиком «Воробушки и кот» (мальчики) (девочки в это время переодеваются)

Вед. Ребята, какое сейчас время года? (весна)

Весной есть праздник, который продолжается целую неделю. Масленица – праздник на пороге весны. Это проводы зимы и встреча весны.

Понедельник «Встреча»

Вторник «Заигрыш»

Среда «Лакомка»

Четверг «Разгуляй»

В пятницу и субботу ходят в гости и угощают друг друга главным блюдом «Масленицы» - блинами.

Воскресенье «Прощённый день» - все просят друг у друга прощения и ходят мыться в баню.

Вед. Ребята с бабушками сегодня состряпали на угощение вкусное печенье, а родители приготовили вкусные блины. Приглашаем всех на праздничное чаепитие.

А чай сегодня необычный.

Кто самый смелый и сможет определить вкус чая?

Дегустация чая родителями «Угадай на вкус»

Чаепитие - давняя традиция гостеприимства и застолий русского народа.

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Пословицы и поговорки

1.Чай пьёшь - до 100 лет проживёшь.

2.Мы за чаем не скучаем.

3.Пей чай-удовольствие получай.

4.Чай пить - не дрова рубить.

Очень полезен для здоровья травяной чай!

«Чай с мелисой» - успокаивает, помогает улучшить настроение, уменьшает головные боли, избавляет от бессонницы.

«Чай с душицей» - помогает бороться с микробами, облегчает боль, успокаивает.

«Чай с шиповником» - помогает сохранению красоты и здоровья, повышает иммунитет, снимает стресс.

«Чёрный чай» - традиционный.

Конкурс блинов.

Чаепитие с блинами и печеньем.

Вед. Отшумели посиделки в нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждём ещё, любим Вас – и это всё!

Будем в гости снова ждать Вас!

Приложение №2

Методическая разработка мастер-класса

Тема. «Весеннее печенье»

Дата проведения: 12 марта 2024 года.

Целевая аудитория: дети младшей группы.

Цель: Передача опыта от старшего поколения младшему.

Задачи:

- воспитательные:

- формировать у детей эмоционально положительное отношение к родителям и другим членам семьи;

- приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы убирать всё со стола;

- обучающие:

- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий;

- обучать участников мастер-класса конкретным умениям делать печенье из песочного теста с помощью формочек;

- формировать у детей интерес к лепке из теста, познакомить со свойствами песочного теста и способах лепки;

- побуждать детей украшать вылепленные предметы сладкой посыпкой;

- развивающие:

- обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи;

- развивать интерес к труду в семье, формировать представления о конкретных видах  хозяйственно-бытового труда.

Оборудование:

- песочное тесто, мука, посыпка, сахарная пудра;

- формочки для выдавливания (сердечки, цветы, солнышки);

- скалки, доски;

- фартуки, головные уборы (колпачки, косынки);

- листы в духовку, смазанные маслом.

Планируемый результат:

Песочное печенье для чаепития.

Продолжительность: 20-30 минут. Мастер-класс включает в себя четыре части: организационную, теоретическую, педагогическую и заключительную – рефлексивную.

Ход мастер-класса.

1) Здравствуйте. К нам в гости сегодня пришли бабушки, чтобы поделиться своим опытом. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы начать работать с тестом?

- вымыть руки; надеть фартуки, чтобы не пачкать одежду; надеть головной убор, чтобы волосы не попали в пищу. Выберите стол, за которым вы будете работать.

2) Посмотрите внимательно и послушайте: «Как мы будем делать печенье». Сначала нужно посыпать муку на доску и скалку и растереть её. Затем нужно взять кусочек теста, размять его, скатать колобок, сделать лепёшку нажатием, положить на доску, немного присыпать мукой и раскатать скалкой. Выбрать формочку. У формочки, потрогайте, один край острый, другой – тупой. Чтобы вырезать форму печенья, к тесту нужно прижимать острым краем. Нажимаем на формочку, немного двигаем и поднимаем, помогаем тесту выпасть из формочки. Печенье можно украсить посыпкой. Уносим и кладём на противень, смазанный подсолнечным маслом.

3) Самостоятельная работа детей, помощь взрослых при необходимости.

Готовый противень с печеньем уносим поварам на кухню.

4)Обсуждение результата. Украшение печенья сахарной пудрой.

Прибираем рабочее место, складываем аккуратно чистые фартуки, колпачки и косынки. Грязные фартуки уносим в стирку. Моем и кладём просушивать доски, скалки, формочки.


Предварительный просмотр: