Проект "Масленица"
проект (младшая группа)
Социально-образовательный проект творческой направленности для детей и родителей младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 594.14 КБ |
![]() | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Проект «Масленица»
для детей младшей группы
Авторы проекта: Кузнецова Т.А. – воспитатель,
Токманцева С.Г. – воспитатель.
г. Красноуфимск
2024 год
Содержание.
Паспорт проекта………………………………………………………….…………….…3
Литература…………………………………………………………………….…………...5
Приложение №1 Сценарий «Посиделки у самовара – Масленица……………………………………………..…………..……...……………….6
Приложение №2 Методическая разработка мастер-класса «Весеннее печенье»
Приложение №3 «Фотоальбом»
Социально-образовательный проект творческой направленности «Масленица»,
направленный на формирование базовых национальных ценностей.
Авторы проекта: Кузнецова Татьяна Александровна, Токманцева Светлана Георгиевна.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя.
Тип проекта: познавательно-творческий. Групповой.
Участники проекта: дети младшей группы 3-4 года, родители, воспитатели.
Введение:
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Масленица – праздник на пороге весны. Это проводы зимы и встреча весны.
Раньше в каждой деревне по вечерам устраивались посиделки. Люди доделывали все свои дела и собирались в одной избе для того чтобы попеть песни, частушки, поиграть и потанцевать, и рассказать сказки. На столы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься. И такое совместное чаепитие уже стало традицией русского гостеприимства. Главное праздничное блюдо – блины. И мы решили на масленичной неделе устроить посиделки. Родители предложили организовать конкурс блинов к чаепитию.
Значимость для ребёнка выбранной темы: общение с родителями и бабушками в непринуждённой обстановке во время чаепития, воспитание культуры гостеприимства.
Цель: формирование интереса к традициям русского народа, к народным праздникам.
Задачи образовательные:
- познакомить детей с русским самоваром;
- познакомить детей с русскими народными инструментами – балалайкой и деревянными ложками.
Задачи развивающие:
- обогащать активный словарь («самовар», «чаепитие»);
- обогащать эмоциональную сферу детей;
- развивать интерес к прослушиванию музыкальных произведений, рассматриванию иллюстраций;
- повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций.
Задачи воспитательные:
- воспитывать культуру гостеприимства, чаепития;
- приобщать к праздничной культуре, вызвать желание принимать участие в народных праздниках.
Подготовительный этап.
Постановка цели, задач проекта.
Подборка иллюстраций по теме проекта.
Планирование различных видов деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети знакомы с алгоритмом приготовления печенья из песочного теста.
Дети знакомы с культурой гостеприимства.
Дети знакомы с народным праздником русского народа Масленицей.
Дети проявляют интерес к народному творчеству: игра на русских народных музыкальных инструментах, слушание народных песен, выполнение танцевальных движений под музыку.
Основной этап. Реализация проекта:
Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.
Тонирование бумаги для «блинов».
12 марта – (утро) Мастер-класс с бабушками «Весеннее печенье» - печенье из песочного и слоёного теста.
12 марта – (вечер) «Посиделки у самовара - Масленица» с чаепитием и конкурсом блинов
13 марта – «Лакомка» - угощение печеньем сотрудников детского сада и детей других возрастных групп
14 марта – «Разгуляй» - постройка «снежного домика» на участке из снежных блоков
Заключительный этап. Продукт проектной деятельности:
Книга рецептов нашей группы «Сладости своими руками»
Вывод:
Во время мастер-класса родители и бабушки принимают участие в воспитательно-образовательном процессе. Младшее поколение перенимает опыт старшего поколения. Дети и взрослые получили радость от совместного чаепития. Семьи поделились своими рецептами.
Рекомендации родителям и воспитателям:
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Помогите детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Посещайте с детьми выставки и музей, познакомьте со старинными предметами быта (лавка, печь, колыбелька, самовар, глиняный горшок и др.) - это позволит им ощутить себя частью великого народа. Может эти вещи есть у бабушек.
Рассмотрите иллюстрации русских народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка.
Традиционные праздники (Масленица, Пасха) тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Беседуйте с детьми о русских народных праздниках. Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне.
Широко используйте в воспитании фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве отражаются нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности…
Учите детей играть в русские народные игры. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка.
Перспектива проекта:
Познакомить детей с русским народным праздником – Пасха. (апрель)
Мастер-класс с бабушками по приготовлению куличей (знакомство детей с дрожжевым тестом).
Организовать творческий вечер совместно с детьми и родителями «Пасхальное чудо».
Создавать в группе условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию.
Литература:
- https://www.kp.ru/family/prazdniki/maslenichnaya-nedelya/
- https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2018/02/11/maslennitsa-istoriya-prazdnika-i-traditsii
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023
Приложение №1
Сценарий «Посиделки у самовара - Масленица»
Цель: формирование интереса к традициям русского гостеприимства, к народному празднику «Масленица».
Задачи: учить понимать, уважать и любить культуру своей страны; знакомить с традициями праздника; познакомить с русским национальным блюдом праздника – «блины», их разнообразием.
Материально-техническое и методическое обеспечение: русская народная мелодия, песня «Русские матрёшки», «Блины», музыкальные инструменты – балалайки, деревянные ложки, русские народные сарафаны и платки; самовар, чайнички, сахар, заварка, травы, кружки, блюдца, чайные ложки.
Вед. Приглашаем Вас на посиделки.
Дорогих гостей приглашаем
Хлебом-солью привечаем!
Приходите посидеть,
Будем с вами песни петь,
Будем мы играть, плясать
Чтобы время скоротать.
Вед. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам идут матрешки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки: танцевать пошли матрешки.
музыка «Танец матрёшек»
Вед. Наши девочки весёлые матрёшки, а мальчики настоящие музыканты. Предлагаем послушать наших музыкантов.
«Весёлые музыканты» игра на деревянных ложках и балалайках
Вед. А гости наши умеют играть на деревянных ложках?
«Весёлые музыканты» игра на деревянных ложках родителей и бабушек
Вед. На окошке котик греет свой животик.
Притворился, будто спит: ну а сам на птиц глядит.
Игра с котиком «Воробушки и кот» (мальчики) (девочки в это время переодеваются)
Вед. Ребята, какое сейчас время года? (весна)
Весной есть праздник, который продолжается целую неделю. Масленица – праздник на пороге весны. Это проводы зимы и встреча весны.
Понедельник «Встреча»
Вторник «Заигрыш»
Среда «Лакомка»
Четверг «Разгуляй»
В пятницу и субботу ходят в гости и угощают друг друга главным блюдом «Масленицы» - блинами.
Воскресенье «Прощённый день» - все просят друг у друга прощения и ходят мыться в баню.
Вед. Ребята с бабушками сегодня состряпали на угощение вкусное печенье, а родители приготовили вкусные блины. Приглашаем всех на праздничное чаепитие.
А чай сегодня необычный.
Кто самый смелый и сможет определить вкус чая?
Дегустация чая родителями «Угадай на вкус»
Чаепитие - давняя традиция гостеприимства и застолий русского народа.
Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.
Пословицы и поговорки
1.Чай пьёшь - до 100 лет проживёшь.
2.Мы за чаем не скучаем.
3.Пей чай-удовольствие получай.
4.Чай пить - не дрова рубить.
Очень полезен для здоровья травяной чай!
«Чай с мелисой» - успокаивает, помогает улучшить настроение, уменьшает головные боли, избавляет от бессонницы.
«Чай с душицей» - помогает бороться с микробами, облегчает боль, успокаивает.
«Чай с шиповником» - помогает сохранению красоты и здоровья, повышает иммунитет, снимает стресс.
«Чёрный чай» - традиционный.
Конкурс блинов.
Чаепитие с блинами и печеньем.
Вед. Отшумели посиделки в нашей праздничной светелке,
До свиданья, ждём ещё, любим Вас – и это всё!
Будем в гости снова ждать Вас!
Приложение №2
Методическая разработка мастер-класса
Тема. «Весеннее печенье»
Дата проведения: 12 марта 2024 года.
Целевая аудитория: дети младшей группы.
Цель: Передача опыта от старшего поколения младшему.
Задачи:
- воспитательные:
- формировать у детей эмоционально положительное отношение к родителям и другим членам семьи;
- приучать детей быть аккуратными: сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы убирать всё со стола;
- обучающие:
- передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий;
- обучать участников мастер-класса конкретным умениям делать печенье из песочного теста с помощью формочек;
- формировать у детей интерес к лепке из теста, познакомить со свойствами песочного теста и способах лепки;
- побуждать детей украшать вылепленные предметы сладкой посыпкой;
- развивающие:
- обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи;
- развивать интерес к труду в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда.
Оборудование:
- песочное тесто, мука, посыпка, сахарная пудра;
- формочки для выдавливания (сердечки, цветы, солнышки);
- скалки, доски;
- фартуки, головные уборы (колпачки, косынки);
- листы в духовку, смазанные маслом.
Планируемый результат:
Песочное печенье для чаепития.
Продолжительность: 20-30 минут. Мастер-класс включает в себя четыре части: организационную, теоретическую, педагогическую и заключительную – рефлексивную.
Ход мастер-класса.
1) Здравствуйте. К нам в гости сегодня пришли бабушки, чтобы поделиться своим опытом. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы начать работать с тестом?
- вымыть руки; надеть фартуки, чтобы не пачкать одежду; надеть головной убор, чтобы волосы не попали в пищу. Выберите стол, за которым вы будете работать.
2) Посмотрите внимательно и послушайте: «Как мы будем делать печенье». Сначала нужно посыпать муку на доску и скалку и растереть её. Затем нужно взять кусочек теста, размять его, скатать колобок, сделать лепёшку нажатием, положить на доску, немного присыпать мукой и раскатать скалкой. Выбрать формочку. У формочки, потрогайте, один край острый, другой – тупой. Чтобы вырезать форму печенья, к тесту нужно прижимать острым краем. Нажимаем на формочку, немного двигаем и поднимаем, помогаем тесту выпасть из формочки. Печенье можно украсить посыпкой. Уносим и кладём на противень, смазанный подсолнечным маслом.
3) Самостоятельная работа детей, помощь взрослых при необходимости.
Готовый противень с печеньем уносим поварам на кухню.
4)Обсуждение результата. Украшение печенья сахарной пудрой.
Прибираем рабочее место, складываем аккуратно чистые фартуки, колпачки и косынки. Грязные фартуки уносим в стирку. Моем и кладём просушивать доски, скалки, формочки.