Пальчиковая гимнасика
план-конспект занятия (младшая группа)

Донских Галина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142»  

Пальчиковая гимнастика

 

Выполнила: Донских Галина Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch.docx65.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнасика

Цель: развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Актуальность :

уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно работать с пазлами, собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой,

счетными палочками, мозаикой

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,фантазию малыша,творческие способности. Мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных исто-рий, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«вле-во»«вверх»«вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет ста-раться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

«Паучок»

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

«Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зёрнышки ищите (собирают зёрна)

ихий-тихий-тихий дождик, (постукиваем кончиками пальцев по столу или по коленкам)

«Дождик-дождик, кап-кап-кап»                                             Дождик-дождик, кап-кап-кап.                                                  Сильней, сильней, сильнее дождик. (постукиваем ладошками по столу или по коленкам)                                                        Дождик-дождик, кап-кап-кап.                                                Сильный-сильный ливень! (сильно стучим ладонями по столу или по коленкам)                                                                                          Гром! (хлопаем в ладоши)

В небе молния блестит! (поднимаем обе руки вверх)    

   (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)

«Семья»

Этот пальчик — дедушка (поглаживаем кончик большого пальца)

Этот пальчик — бабушка (поглаживаем кончик указательного пальца)

Этот пальчик — папочка (поглаживаем кончик среднего пальца)

Этот пальчик — мамочка (поглаживаем кончикбезымянного пальца)

Этот пальчик — я (поглаживаем кончик мизинца)

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошк

«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

- Пальчик-мальчик, где ты был?        Показать большие пальцы на обеих                                                                    руках.

- С этим братцем в лес ходил,           Затем поочередно соединять

 С этим братцем щи варил,                их с остальными пальцами.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 

«Мы рисовали»

Мы сегодня рисовали,                    Плавно поднять руки перед собой,

Наши пальчики устали.                 поворачивать ладошки вверх-вниз

Наши пальчики встряхнем,           встряхивать кистями.

Рисовать опять начнем.

 

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,         Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку солим, солим, поочередное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трем, трем,               потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём, жмём.            сжимать и разжимать кулачки.

 

Работа с детьми:

Использовались различные формы работ по развитию мелкой моторики :

Пальчиковые игры;

- Дидактическая игра с мелкими предметами.

-Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)

Игры с резиновыми игрушками

Конструирование (выкладывание из счетных палочек)

Массаж и самомассаж

Игры с прищепками

Игра-сортировка природного материала (фасоль и горох)

Игры с бусами.

-Индивидуальная работа (рисование по трафарету)

-Нетрадиционная техника рисования- ладошками и пальчиками

Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур

Работа с карандашом, бумагой, ватой

упражнения с бумагой (перелистывание страниц, сделай снежок, обрывная аппликация и т. д.)

Игры с бусами,тканями, пуговицами, песком,

Игры с замочками и пуговицами.

Выкладывание дорожек и фигурок из счетных палочек, , камушек

Работа с родителями:Работа с родителями:

1. Оформление папки передвижки «Пальчиковые движения»

2. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».

2. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами подручного материала».

Индивидуальные устные консультации «Речь и пальчики».

7. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

  1.  Консультация для родителей на тему: «Правельное проведение  с ребёнком пальчиковых игр».

5. Беседы с родителями «Мелкая моторика рук»

9. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Оснащение предметно-развивающей среды :

предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, конструкторы разной формы, размеров, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики;  различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

 Эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: рифлёные, мягкие, колючие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Таким образом, гры с пальцами стимулируют, подражание движениями рук,  ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка, и пальчиковые игры это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт окружающий мир.

dd1d96d1-776c-4665-ac74-799f9961087c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

гимнасика после сна

гимнастика после сна...

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСИКА."

Самообразование по теме: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика"...

гимнасика для глаз

в современных реалиях очень важно сохранять здоровье деток....