Картотека народных игр для детей дошкольного возраста
картотека

Хоруженко Екатерина Викторовна

Картотека для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyy_igr.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста

Пастух и стадо

       Дети изображают  стадо (коровы или овцы) и  находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он  в шапке, за  поясом  хлыст, в руках рожок, и  находится  немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все  животные  спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по  пастбищу, по сигналу «Домой!» все  возвращаются в свои  дома.

Муха

       На земле  очерчивается круг. В центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и  бросают палочки, кусочки дерева -  стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи».

Ручеёк

   Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

   Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог

     Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.            
Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,пока не проиграют все в одной из команд.

Капуста

       Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них  выбирается хозяином. Он садится  рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

        Я на камушке сижу,

        Мелки колышки тешу.

        Мелки колышки тешу,

        Огород свой горожу,

        Чтоб капусту не украли,

        В огород не прибежали

        Волк и лисица, бобер и курица,

        Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бабка-Ёжка

   В середину круга встает водящий — Бабка-Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка-Ёжка                                                                           Костяная ножка                                                                             С печки упала,                                                                             Ногу сломала,                                                                                   А потом и говорит:                                                                       — У меня нога болит.                                                                       Пошла она на улицу                                                                                — Раздавила курицу.                                                                           Пошла на базар                                                                                                         — Раздавила самовар.

Бабка  Ежка  скачет  на  одной  ноге  и  старается  кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

У дядюшки Трифона

       Играющие  берутся за руки, образуя круг, водящий – в  середине. Все поют или  приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

       При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а  все играющие должны повторить их. Тот, кто не  успевает повторить движения или  повторяет их  неточно, платит фант. Движения должны быть  забавными.

Гуси-гуси

      Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Ну, летите же домой!

— Серый волк под горой,
Не пускает нас
 домой,
Зубы точит,

Съесть нас хочет!

— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси»  разбегаются,   «волк»  их ловит.  

Салки

     Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Жмурки

    Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.        

— Кот, Кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?        

— Квас,        

— Лови мышей, а не нас.        
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, кого он поймал — тот становится «жмуркой».

Заяц - месяц (Беларусь)

        Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Чур.

На кого падает слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Стрелок (Башкирия)

        Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 - 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Волк и ягнята (Бурятия)

        Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что ты здесь делаешь?

- Вас жду.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы.  Волку нельзя отталкивать овцу.

Слепой медведь (Дагестан)

        Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

Пчёлки и ласточка (Россия)

       Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

- Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде ислушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

- Ласточка встанет, пчелку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Сторож (Эстония)

        Играющие присаживаются на корточки и делают вид, что спят. Сторож бегает между сидящими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!». Все играющие должны как можно скорее присесть, а сторож следит за ними.

Правила игры. Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто присел последним, становится сторожем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русские народные игры для детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию картотеку русских народных игр. Педагоги ДОУ широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях....

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным заня...

Картотека дидактических игр ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУдля детей дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста...

Картотека народных игр для детей дошкольного возраста

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт ...