Отчет по самообразованию на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.
занимательные факты (средняя группа)

Свидинская Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию

на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Свидинская О.С.

 

 

 

 

 

 

2023-2024 учебный год

Для изучения мной была выбрана тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов».

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:                                                                                             - стремление к познанию;                                                                                                                                                                                                                                            - умение познавать новое;                                                                                                                                                                                                                                          - живость ума;                                                                                                                                                                                                                                                              - умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;                                                                                                                                                                          - стремление к открытиям;                                                                                                                                                                                                                                          - умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;                                                                                                                                                                    - свободное воображение;                                                                                                                                                                                                                                          - фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое». Л.С. Выготский.

 

Перед собой я поставила цель: Создание условия развитие использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                         - Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;                                      - Осуществление систематической работы с детьми;                                                                                                                                                                                              - Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.                                                                                            - Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;                                                                                                                                                                  - Воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;                                            - Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности - развивающие:                                                                                                                            

В групповой комнате создан центр "Творческая мастерская", в котором собрали необходимые изобразительные материалы для этого возраста: клей ПВА, ножницы, кисти, краски, разные виды круп (рисовая, гречневая, гороховая, перловая, манная), разноцветные бумажные салфетки, кусочки поролона, цветной картон, шаблоны, вата, ватные диски, ватные палочки, пряжа разных цветов, пенопласт, сушеные листья (березы, тополя клена), пайетки, бисер, алмазная мозайка, семечки подсолнечника, скорлупа фисташковая, скорлупа грецкого ореха, мешура, деревянные палочки, трубочки для коктейля, атласные ленты, разные виды тканей, капсулы от киндера сюрприза, воздушно пузырьковая пленка.

Чтобы развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов проходило успешно, необходимо сотрудничать с родителями.

Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.

Родители принимают активное участие в пополнении необходимыми материалами для центра творчества.

– Поучаствовали в творческом конкурсе - выставки из сушеных листьев поделки.                                                                                                                                              –В рамках неформальной недели провела мастер-класс с детьми и родителями «Театр для детей своими руками» сделали конусный театр «Три поросенка».              – Поучаствовали в проекте «Подарки для елочки»                                                                                                                                                                                                 –  Участие родителей в различных творческих конкурсах.                                                                                                                                                                                      – Подготовила консультации для родителей по данной теме.                                                                                                                                                                                  – Оформила папки – передвижки в родительский уголок.

Для последовательности задачи повышение уровня собственной информированности по теме. Богатую и полную информацию получила из пособий и книг по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов, а именно:                                                                                             Гульянц Э.К., Базик ИЯ. «Что можно сделать из природного материала»;                                                                                                                                                          Комарова .С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации .                                                                  Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет»

Для достижения поставленной цели мною были выбраны следующие нетрадиционные техники аппликации:

  1. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозайки выкладывают рисунок как бы закрашивая его.
  2. Аппликация из сухих листьев. Этот вид аппликации особенно актуален в осеннее время года. Осень дарит нам свои краски для творчества. Детям всегда интересно играть с листьями, рассматривать их, собирать, сортировать, делать из них «салют». Вот и я со своими ребятами решила собирать осенние листья для аппликации. Аппликация из сухих листьев очень увлекательное занятие, ребята с большим интересом занимаются этой техникой. Им нравиться наблюдать как из обычных листьев, которые валяются у них под ногами, получаются забавные зверюшки, человечки, пейзажи. Процесс создания такой аппликации не сложный. Необходимо подобрать листья разной формы и размера в зависимости от задуманного изображения и наклеить их на плотный картон или другую плотную основу. Можно использовать лист целиком, а можно какую-то его часть. Также сухие листья можно покрошить руками, нанести по контуру рисунка клей и посыпать сверху крошкой из листьев. Таким образом, у вас получится насыпная аппликация из сухих листьев. Также можно распечатать контур рисунка на принтере и наклеить подходящие листики на изображение. Также можно распечатать контур рисунка на принтере и наклеить подходящие листики на изображение. Это может быть «Веселое солнышко», «Забавный лев», «Ежик», «Осеннее дерево», «Прекрасный павлин», «Золотая рыбка» и многое другое.
  3. Аппликаций из ваты или ватных дисков и ватных палочек можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
  4. Конструирование из бумаги считается художественно-эстетическим творчеством, т. е. дети воплощают некий образ (сказочный или литературный персонаж, украшение интерьера, образы из реальной жизни), передают его характер, опираясь на цвет, форму, выражая при этом свою эмоциональную реакцию, личное отношение к этому образу. Ведущая особенность конструирования — теснейшая связь с игровой деятельностью малышей, поскольку поделка мастерится в процессе игры и для игры (театральной, ролевой, дидактической).                                                                                                         Главная цель конструирования — развитие мышления, формирование нравственных качеств, воспитание эстетических чувств.
  5. Аппликация в технике пластилинографии – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином  позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин,  картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

  1. Плоскостная аппликация считается детским видом творчества.

 Подразумевает в себе наклеивание вырезанных деталек на основание бумажного листа, картона или ватмана. Более сложный вариант — это наклеивание заготовок на коробочки, вазочки, предметы мебели или домашней утвари. Плоскостная аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной. Остановимся на каждом виде более подробно:
Рассмотрим пример предметной аппликации. Это может быть силуэт животного или растения. Силуэт вырезается и приклеивается на приготовленную поверхность
Сюжетная аппликация — это когда картинка собрана из небольших заготовок. Другими словами, животное или растение склеивается из частей. А так же на картинке можно видеть не один предмет, а несколько. В результате мы видим изображение объединённое одной сюжетной линией.
Декоративная аппликация чаще всего используется в оформлении и украшении. Например, открытка ко дню рождения, обложка альбома или фоторамки.

  1. Объёмная аппликация – это одна их разновидностей обычной классической аппликации, она достигается путем не совсем полного наклеивания деталей будущего изображения на лист бумаги. Создавать на бумаге картины и узоры своим руками очень увлекательно. В этой работе есть где разгуляться детской фантазии!

Объемная аппликация помогает научить ребенка мыслить пространственно, трехмерно; расширяет кругозор, позволяя малышу знакомиться с окружающим миром; оказывает благоприятное влияние на развитие речи; способствует формированию усидчивости и упорства; позволяет получить новые сенсорные впечатления.

Техника объемной аппликации не сильно отличается от техники аппликации обычной, плоской  - то же прикрепление деталей к основе. Однако, в отличие от плоской аппликации, здесь мы либо используем изначально объемный материал, либо придаем нашему творению объем с помощью различных приемов. Эффект 3D на аппликации всегда смотрится привлекательно и увеличивает удовольствие от проделанной работы.

Делая аппликацию вместе с ребёнком, занятие нужно организовать таким образом, чтобы оно принесло малышу радость. Поэтому аппликации для детей выбираются в соответствии с возрастом. Родители должны подбирать задания, которые ребёнку под силу осуществить. Несмотря на то, что создание поделок — полезный творческий процесс,  он не должен  длиться больше 10-15 минут.

Предлагаю подборку идей аппликации на зимнюю тему. Всего немного цветной бумаги — и настоящее волшебство войдет в ваш дом

  1. Торцевание из гофрированной бумаги. Однако существуют направления, появившиеся относительно недавно, к ним относятся аппликация, квиллинг, оригами и торцевание. При использовании техники торцевания создаются объемные аппликации из бумаги, способствующие развитию творческого начала, мелкой моторики, абстрактного мышления. Кроме того, это занятие учит терпению, усидчивости и трудолюбию, чего так часто не хватает современным детям. Эта молодая технология становится все более популярной благодаря простому способу исполнения и необычному эффекту «пушистого ковра», приятного на ощупь и визуально.

9.Аппликация из мятых салфеток.

     Одна из технологий, используемых в поделках и аппликациях, которую дети просто обожают — это шарики из салфеток. Приятные ощущения маленькие мастера получают благодаря мягкости и податливости материала. Сама технология очень проста: салфетки разрываются на небольшие части, каждая из которых скручивается пальцами в шарик. Если использовать салфетки разных цветов, то, cooтветственно, и цвета готовых шариков получатся разными.
По описанной выше технологии заготовьте нужное количество шариков, а затем предоставьте ребенку возможность самостоятельно заклеить ими заранее очерченный карандашом контур
Выполнив подобную работу, малышу наверняка захочется продолжить экспериментировать с салфетными шариками. Вручите ему пачку цветных салфеток, а спустя некоторое время насладитесь результатом творчества.

  1. Геометрическая аппликация
    Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.
    Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  2. Аппликации из ладошек – одно из увлекательнейших и интересных занятий для детей и их родителей.Оно предполагает усидчивость ребёнка, развитие моторики, воображения, восприятия цветов, составления композиций. Материалы для такой аппликации можно использовать разные: карандаш, белую бумагу, цветную бумагу или картон, а также клей или степлер и ножницы. Может пригодиться и двухсторонний скотч, и наклейки, и различные материалы для украшений. Даже окончив поделку, всегда можно придать ей индивидуальность, добавив что-то от себя. 

 

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что аппликация из нетрадиционных материалов эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение у детей.

Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка.

 Я заметила, что у детей улучшилась фантазия, память, воображение, зрительное восприятие, стали более точны точны движение рук и мелкая моторика пальцев. Творческая деятельность стала иметь большое значение для всестороннего развития детей.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в работе с природным материалом»

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней....

самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...

Папка воспитателя по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через логические блоки Дьенеша».

Логические блоки Дьенеша, несомненно, приносят только пользу: улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную гран...

Самообразование на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредстсвом аппликации из нетрадиционных материалов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска  детский сад № 150              Самообраз...