Долгосрочный проект: по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр»
проект (младшая группа)

Григорьева Наталья Михайловна

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektmoydodyr_2023-24gg.docx96.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                        «Средняя школа № 8»

СОГЛАСОВАНО

 МБОУ «Школа № 8» филиал

Зам. Директора по УВР

_________________Е.А. Зубкова

«____»________________20__г.

Долгосрочный проект:  по формированию культурно-гигиенических навыков  в младшей группе «Мойдодыр»

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/17/s_5e49d9f3cacdd/1355945_1.jpeg

Составил:

воспитатель младшей группы

Григорьева Наталья Михайловна.

Ачинск

2023-2024 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность проекта………………………………………………...……………3

2. Цели и задачи проекта………………………………………………………..........4

3. Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков…6

4. Планируемые результаты…………………………………………………............11

    Список литературы………………………………………………………....….......12

    Приложения………………………...………………………………...…….............13

1. Актуальность проекта.

          Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

         Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

         Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.

         Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

        Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

        Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

2. Цель проекта:

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи проекта:

1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта:

воспитатели, родители, дети.

Целевая группа проекта:

проект предназначен детям младшего дошкольного возраста.

Проект долгосрочный (сентябрь 2023 -май 2024 года)

Формы реализации проекта:

Групповые и индивидуальные занятия включают в себя различные виды деятельности: рекреационные,

культурно-гигиенические,

игровые,

ценностно-ориентировочные,

просветительские,

нравственно-эстетические и др.

Проект реализуется в соответствии основной образовательной программой ДО.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование,

2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамически стереотипов;

3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); должен быть неизменным, а формы — разными;

4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной  ложками, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Аккуратно повесить;

3. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

6. Надеть в обратной последовательности.

Критерии эффективности проекта:

1. Системность и логическая последовательность проведения мероприятий по принципу от общего к частному.

2. Заинтересованность всех участников проекта.

3. Все мероприятия проекта подобраны с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей аудиторий.

4. Задействованы все каналы восприятия информации.

5. Имеется необходимая материально-техническая база, информационно- методическое и кадровое обеспечение.

6. Системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени, месте и цели проводимого мероприятия.

7. Выдержка во времени.

3.Перспективный план

по формированию культурно-гигиенических навыков

МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, игровой.

ПРИЁМЫ:

  • беседы, объяснения, чтение стихотворений, потешек, рассказов;
  • показ, демонстрация;
  • игровые упражнения, дидактические игры, игровые ситуации, приёмы мнемотехники.

Совместная деятельность педагога и детей

Задачи

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Пальчиковая гимнастика «Моем ручки».

Игровое упражнение. «Моем руки чисто-чисто».

Чтение «Мойдодыр»

К.И. Чуковского.

Формировать умение правильно и тщательно мыть руки (смачивать руки под струёй воды, набирать мыло из дозатора, намыливать руки выше запястья, тереть ладони друг о друга, промывать между пальцами, смывать мыло, умывать лицо, отжимать воду с рук, пользоваться только личным полотенцем.

Закреплять понятие, что мыть руки необходимо перед едой, после туалета и прогулки и по мере загрязнения.

Консультация в ходе родительского собрания «Культурно-гигиенические навыки ребёнка 3-х лет».

ПИТАНИЕ

Беседа «Для чего нужны салфетки».

Д/И «Покажем слонику как вести себя за обедом».

Продолжать прививать культурно-этические нормы (далее КЭН): обращать внимание на сервировку стола. Формировать умение держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту узкой частью. Формировать навык культуры поведения за столом: брать пищу губами, не всасывая в себя, есть бесшумно, не крошить хлеб, во время обеда съедать блюда в порядке очерёдности, не выхватывать кусочки пищи руками из тарелки, пользоваться салфеткой во время еды.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр. «Одеваем по порядку»,

Д/И «Покажем зайчику, где лежат наши вещи».

Формировать умение детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать свою одежду на стульчике перед сном. Учить пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду, не путать с одеждой других детей.

НОСОВОЙ ПЛАТОК И ПОСЕЩЕНИЕ ТУАЛЕТА

Игровое упражнение. «Покажи, как умеешь вытирать носик».

Беседа «Где живёт туалетная бумага», Индивидуальные беседы «Порадуем маму сухими штанишками».

Формировать умение пользоваться носовым платком.

Формировать умение вовремя посещать туалет по мере необходимости, пользоваться самостоятельно туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть руки после туалета с мылом.

ОКТЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Д/И: «Поучим медвежонка делать пену», «Покажем лисичке, как надо вытирать руки насухо».

Продолжать формировать навык намыливать руки до образования пены, тщательно смывать ее, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место.

Памятка

«Что умеет ребёнок 3-х лет»

ПИТАНИЕ

Беседа: «Кушаем красиво».

Чтение: «Маша обедает». Беседа по содержанию.

Закреплять умение детей есть аккуратно, есть  котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игровое упражнение. «Застёжки».

Игровое упражнение. «Надеваем по порядку».

Упражнять в использовании разных видов застежек. Закреплять умение надевать колготки, обувь, застегивать верхнюю одежду с помощью взрослого. Просьбу о помощи выражать только словесно.

ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ И ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА.

Беседа «Для чего нам влажные салфетки?»

Индивидуальное упр. «Я уже не маленький, я уже большой»

Формировать умение использовать на прогулке влажные салфетки для протирания лица и рук по мере загрязнения.

Продолжать приучать детей пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную.

НОЯБРЬ

УМЫВАНИЕ

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются»,

Чтение: потешка «Водичка, водичка»

Продолжать формировать умение правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями.  Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место.

Памятка «Профилактика кишечной инфекции»

ПИТАНИЕ

Показ, объяснение

Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой».

Формировать умение полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Беседа «Как готовимся ко сну?»

Д/И «Покажем мишке как мы складываем одежду».

 Закреплять умение раздеваться перед сном в нужной последовательности, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

ПРОФИЛАКТИКА КИШЕНОЙ ИНФЕКЦИИ.

Беседа «Где живут микробы?»

Беседа «Правила поведения в туалете».

Индивид. Упр. «Я сам».

Приучать детей не трогать грязными руками лицо, не облизывать пальцы и игрушки.

Продолжать формировать умение пользоваться туалетной бумагой самостоятельно, отрывать, складывать, использовать не пачкая рук, выбрасывать использованную, мыть руки с мылом после посещения туалета.

ДЕКАБРЬ

УМЫВАНИЕ.

Беседа «Не разбрызгивай воду».

Игр. упр. «Научим куклу умываться».

Воспитывать аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки.

Консультация «Я сам».

ПИТАНИЕ

Беседы: «Кушаем правильно»,

«Если скатерть на столе…»

Продолжать привитие КЭН: обращать внимание на порядок поедания блюд за обедом, сервировку стола.

Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.  

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Беседа «Зачем сушить одежду».

Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду»

Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. Приучать оказывать помощь воспитателю при развешивании на просушку одежды и обуви.

ЩЁТКА ДЛЯ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Игр. Упр. «обметаем снег с одежды»,

«Обметаем обувь».

Формировать умение пользоваться щёткой, обметать одежду и обувь от снега.

Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

ЯНВАРЬ

УМЫВАНИЕ

Чтение: Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

Игр. Упр. «Научи товарища мыть руки».

Продолжать формировать умение детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду

Консультация «Что почитать детям о гигиене».

ПИТАНИЕ

Беседа: Беседа «Как правильно есть второе блюдо».

Продолжать формировать умение детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, не мять котлету, чередовать поедание основного блюда и гарнира; пользоваться салфеткой после еды.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр.  «Кто правильно и быстро положит одежду»,

«Застегнём –расстегнём»,

«Пошли валенки сушиться».

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Формировать осознание, что нужно развешивать одежду на просушку, ставить валенки на сушилку. Закреплять умение аккуратно складывать свою одежду на стульчик перед сном. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому

ОПРЯТНОСТЬ

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Д/и: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты».

Игр. Упр. «обметем друг друга от снега»,

«Обметаем обувь».

Продолжать формировать умение замечать непорядок в одежде и устранять его, очищать одежду и обувь от снега самостоятельно, с помощью взрослых или других детей.

Продолжать приучать пользоваться салфетками и туалетной бумагой, вовремя посещать туалет.

ФЕВРАЛЬ

УМЫВАНИЕ

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Игр. Упр. «Раз-два, засучили рукава».

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. 

Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в привитии культурно-гигиенических навыков»

ПИТАНИЕ

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает». Беседа по содержанию.

Повторение правил поведения за столом.

Продолжать прививать КЭН: обращать внимание на сервировку правила поведения во время приёма пищи. Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Игр. Упр. «Надеваем колготки».

Д/И «Оденем куклу на прогулку».

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Если не просушим рукавички».

Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Формировать умение размещать варежки на сушилке. Формировать понятие, что обувь и одежду необходимо разместить на сушилках возле батареи, иначе она останется мокрая.

РАСЧЁСКА И НОСОВОЙ ПЛАТОК.

Игровое упражнение. «Где твой платочек?»

Игровое упражнение. «Давайте причешемся».

С-Р/И «Парикмахерская».

Закреплять умение пользоваться носовым платком. Учить правильно сморкаться. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы.

МАРТ

УМЫВАНИЕ

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки».

Рассматривание рисунков по теме.

Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.

Памятка «Правила этикета для малышей»

ПИТАНИЕ

Д/и: «Расскажи Хрюше, как надо правильно кушать», «В гостях у куклы Маши».

Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом, закреплять знания правил сервировки стола.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Д/и: «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном»,

«Покажем мишке, где мы сушим рукавички».

Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду и не путать с одеждой других детей. Размещать рукавицы на сушилке возле радиатора.

ОПРЯТНОСТЬ

Д/и: «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные».

Беседа «Порадуем папу чистыми штанишками».

Формировать умение самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде, переодевать одежду и бельё при загрязнении. Продолжать формировать навык самостоятельного использования туалетной бумагой.

АПРЕЛЬ

УМЫВАНИЕ

Повторение алгоритма мытья рук с опорой на мнемотаблицу.

Д/упр. «Научи товарища», «Проверь, правильно ли товарищ моет руки».

Закреплять умение правильного мытья рук, повторять правила поведения в умывальной комнате, повторять алгоритм мытья рук.

Воспитывать ответственность за своё здоровье, самостоятельность, дружелюбие.

Консультация «КГН ребенка 4-х лет»

ПИТАНИЕ

Беседа «Кушаем второе правильно».

Д/И «Обед у слоника».

Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. п.) гарниром, не набивать полный рот.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Чтение С. Михалков «Всё сам».

Игр. Упр. «Покажи волчонку, как мы научились одеваться/раздеваться».

Беседы о правилах поведения в раздевалке.

Формировать у детей навыки самообслуживания, умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.

ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ ДЛЯ ТУАЛЕТА.

Беседа «Влажные салфетки в туалете».

Организация опытно-экспериментальной деятельности с кусочками туалетной бумаги и влажными салфетками «Тонет-не тонет, растворяется-не растворяется».

Продолжать формировать КГН при посещении туалета: учить использовать влажную туалетную бумагу при необходимости, доставать её из индивидуальной упаковки чистыми руками заранее, выбрасывать использованную в ведро, мыть руки с мылом после туалета.

МАЙ

УМЫВАНИЕ

Заучивание алгоритма мытья рук по мнемотаблице.

Пальчиковая гимнастика « Моем руки».

Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Продолжать формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения.

Памятка «Гигиена на прогулке»

ПИТАНИЕ

Организация участия детей в сервировке столов: помощь в раскладывании ложек и салфеток.

Д/И «Завтрак у куклы Маши», «Обед у лисички».

Продолжать прививать КЭН: формировать знание сервировки стола для разных приёмов пищи. Совершенствовать умение аккуратно кушать, жевать закрытым ртом, не разговаривать за столом, не размахивать ложкой, не тянуть скатерть, пользоваться салфеткой.

ОДЕВАНИЕ/РАЗДЕВАНИЕ

Д/И «Покажем зайчику, как мы одеваемся/раздеваемся».

Д/И «Застёжки».

Игр. Упр. «С изнанки на лицевую»

Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки). Учить выворачивать вещи на лицевую сторону. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

ГИГИЕНА НА ПРОГУЛКЕ

Беседа «Где живут микробы».

Д/И «Можно-нельзя».

Продолжать формировать навык использовать влажные салфетки для протирания рук на прогулке. Продолжать объяснять детям, почему нельзя облизывать руки и предметы на улице, трогать грязными руками лицо.

4. Планируемые результаты:

Дети

      При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 2-3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

• имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических

• принимают активное, живое участие в жизни группы;

• проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;

• проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

• осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие

компетенций ребёнка, его личностных качеств.

 

Список литературы

1. Гербова В.В., Максаков А.И «Занятия По Развитию Речи В Младшей Группе Детского Сада» М. Просвещение 1986.

2.Гербова В.В., Елисеева.Л.Н. Книга Для Чтения В Детском Саду И Дома: 2-4 Года. М. Оникс. 2006

3. Дидактические Игры и Занятия с Детьми Раннего Возраста. Пособие для Воспитателей Дет. Садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой; М.: Просвещение, 1977.

4.Здоровый Малыш: Программа Оздоровления Детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

5.Основная Общеобразовательная Программа ДО

6. СанПин 2.4 3648-20.

7. Афонькина, Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию [Текст]   Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2017г. – 130с.

8. Белостоцкая,  Е. М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст] / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011г. – 81с.

9.. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2015. - 69с.

10. Богуславская, З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская. – М.: 2011. – 109с.

11. Воспитателю о работе с семьёй [Текст] / / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 2009. – 36с.

12. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. [Текст] / И. В. Гурина.  – СПб., 2007г. – 36с.

13. Лихачёва, А. А. Встреча с Мойдодыром  [Текст]  //Дошкольное воспитание №9 – 2009. -56с.

14. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л. Ф. Островская. – М.: Просвещение, 2013г. – 96с.

Приложения.

I. Беседа «Почему надо мыть руки с мылом».

Цель: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

Ход беседы:

Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

А вы как думаете, ребята, надо ли мыть руки? (ответы детей)

Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов?  Нет. Почему?

 Потому что  микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

Мыла!  

Микробы живут везде: в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках, и других предметах.

   Микробы -- это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

 Чтобы не заболеть, надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

А чтобы избавиться от вредных микробов надо всегда мыть руки с мылом!

 II.  Настольная игра «Моем руки»

В игре используются картинки алгоритма умывания. Цель игры: собрать картинки в правильной последовательности.

Потешки:

1. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2. Водичка, водичка,

Умой, Насте личико

Настя кушала кашку

Испачкала мордашку

3.Ручки мыли,

Щёчки мыли,

Носик мыли.

Все помыли!

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

4. Кран откройся, нос умойся,

Глаз купайся, грязь смывайся.

5. Тра-та-та, тра-та-та

Где там прячется вода?

Выходи, водица,                                          

Мы хотим умыться.

6. Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

 Где ты прячешься, вода!

 Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

7. Каждый день я мою мыло

Кипяченою водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)

Вот оно и не упало,

Нам не мыть его сначала! (если не упало)

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

8. Эта хорошая девочка.

Её зовут Маша.

А это её тарелочка

А в тарелочке…

Нет не каша, нет не каша.

Села Маша, съела кашу,

Всю сколько дали.

Пальчиковые игры:

Ах, вода, вода, вода!                         (ритмично потирать ладошки,

Будем чистыми всегда!                      имитируя мытье рук

Брызги – вправо, брызги – влево     пальцы сжать в кулачок, затем с силой

Мокрым стало наше тело!                 выпрямить пальчики, как бы стряхиваем                                      

                                                              водичку

Полотенчиком пушистым                 энергичные движения имитируют

Вытрем ручки очень быстро            поочерёдное вытирание каждой руки

                                                             полотенцем).

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки!     хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,      «крошим»  хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котёнка, чистыми ладошками        одной  рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки - прямо на дорожку…      руки положили на колени

Как они устали ладушки-ладошки                поглаживание рук).

III. НОД «Помоем кукле Кате руки»

Цель занятия:

-- Обогатить и активизировать словарь.

-- Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

-- Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого

Ход занятия:

  Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Поздоровайтесь с Катей. (ребята здороваются).

 Читает отрывок из стихотворения А. Барто:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Черные ладошки,

На локтях – дорожки.

- Посмотрите, ребята, какие у Кати  грязные руки. Что же нам делать?  (Надо помыть кукле руки).

-  Для того, чтобы помыть кукле руки, нам понадобится таз, мыло, полотенце.

Дети рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

 -- Ребята, что это? (показываю мыло). Мыло.

 --  Правильно!

 --  А для чего оно нам нужно?  (Чтобы руки были чистые).

 --  А для чего нам нужен таз?  (Чтобы налить воду).

 --  А для чего нам нужно полотенце?  (Чтобы вытирать руки)

 Для того чтобы вымыть руки надо сначала закатать рукава. (Показываю и рассказываю  последовательную цепочку действий). Теперь нужно намочить руки куклы в тазике. Потом нам нужно намылить руки куклы мылом. Теперь мы сполоснем мыльные руки в воде. Руки кукле мы вымыли. А теперь мы вытираем руки полотенцем.

  Сегодня мы с вами вымыли руки кукле Кате. А зачем мы моем руки?  (Чтоб не болел животик).

   Молодцы ребята!  Кукла Катя  вам говорит  спасибо.  Теперь она всегда будет мыть руки с мылом.

IV. НОД «Будем чистыми всегда»

Цель:

-- Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.

Задачи:

-- Закреплять у детей привычку мыть руки с мылом.

-- Знать предметы личной гигиены (полотенце) и его местонахождение.

-- Проявлять потребность к чистоте и опрятности.

Ход занятия:

Доброе утро ребята! Какое у нас настроение?

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

Воспитатель обращает внимание детей на грязное полотенце и говорит:

 «Кто не моет руки с мылом?

 От среды и до среды

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы»

--  Ребята, покажите все свои руки, я посмотрю на того грязнулю, который испачкал полотенце. У вас руки чистые. Давайте поищем того, кто испачкал полотенце.

 В сторонке сидит мишка (игрушка).

--  Так вот же он! Но ругать мы его не будем, а научим мыться с мылом.

Сначала отгадайте загадку.

               Если руки наши в ваксе,

               Если на нос сели кляксы,

                Кто тогда нам первый друг,

                Снимет грязь с лица и рук? (вода)

-- А с водой вы дружите? Для чего нужна вода? (умываться, пить, мыть посуду, полы, поливать цветы, готовить еду, стирать).

Пальчиковая гимнастика «Ах, вода, вода, вода…»

   Теперь отгадайте следующую загадку:

              «Белое, душистое, моет ручки чисто». (Мыло)

--  Правильно, это мыло!  Какое мыло? (душистое, белое)

-- Для чего нужно мыло?  (мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы).

  У нас есть вода, мыло. Чего ещё не хватает?

                «И махровое, и гладкое бывает.

                 Кто помылся, тот о нем не забывает:

                 Взрослого, младенца

                 Вытрет … (полотенце)».

--Ребята, а где мы умываемся? (в умывальной комнате).

   Мишка, а ты умеешь умываться? (Мишка лапой трет глаза и нос)

   Нет Мишенька, не так надо умываться. Наши ребята сейчас покажут тебе как надо.

   Сначала мы  закатываем рукава. (Дети закатывают рукава)

   Открываем кран, чтобы вода бежала тоненькой струйкой. А почему тоненькой струйкой?  (чтобы вода не брызгала во все стороны). Подставляем руки под струю, намочим ладошки. Возьмём мыло и намылим ладошки до белой перчатки, круговыми растирающими движениями. После этого смываем мыло.  Отжимаем руки, чтобы вода не стекала на пол, возьмём своё полотенце, насухо вытрем руки, повесим полотенце на место и закроем кран.

Видишь, Мишутка, наши дети всё знают и умеют.

А ты запомнил, как надо умываться?

Мишка показывает весь процесс мытья рук и вытирания

Мишутка, молодец! Ты все сделал правильно, и теперь стал таким же  чистым как наши дети!

       Надо, надо умываться

       По утрам и вечерам

       А нечистым

       Трубочистам –

       Стыд и срам!

       Стыд и срам!

   Мы сегодня с вами научили Мишку  правильно мыть руки и не пачкать полотенце, Постараться самим  быть всегда аккуратными  и  чистыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект по формированиюкультурно-гигиенических навыков"Чистюли"...

Долгосрочный проект: по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр»

Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Маленькие чистюли».

Актуальность проектаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, об...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков в младшей группе «Я сам умею»

Развивитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Учить детей следить за своим внешним видом, быть опрятным. Обучать навыку пользования носовым платком, приучать при чи...

Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Цель проекта:Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....