ПАСПОРТ ВЫСТАВКИ «Защитники земли русской» (в рамках деятельности инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду»)
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

ПАСПОРТ ВЫСТАВКИ «Защитники земли русской»  (в рамках деятельности инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vystavki_zashchitniki_zemli_russkoy.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 г. Светогорска»

ПАСПОРТ ВЫСТАВКИ

«Богатыри земли русской»

(в рамках деятельности инновационной площадки

«Картинная галерея в ДОУ»)

2024 г.

Цель выставки: формирование целостного художественно- эстетического образа  защитников земли русской в картинах  русских художников, приобщение к изобразительному искусству и художественной культуре, развитие эстетических и познавательных способностей детей, стимулирование их личностных проявлений.

Задачи вставки:

  • создавать условия для развития у детей эмоционально-эстетического отклика на проявление   разнообразного образа защитников земли русской в произведениях изобразительного искусства;
  • формировать в процессе обогащения сенсорного и познавательного опыта детей образные представления о богатырях, видение их общих, типичных и индивидуальных проявлений, развивать умение замечать красоту матери в произведениях изобразительного искусства;
  • воспитывать любовь и уважение к матери;
  • развивать художественное восприятие произведений искусства, умение активно, последовательно и внимательно рассматривать произведения искусства; эмоционально откликаться на изображение матери, соотносить увиденное с собственным опытом; формировать элементарное эмоционально-эстетическое суждение (в диалоге с педагогом);
  • формировать опыт восприятия портретного жанра; способствовать освоению его средств выразительности;
  • развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

1

Название

 «Богатыри»

Автор картины

 В. Васнецов

Дата написания картины

 1898 г.

 Сюжет и объекты:  

 ПейзажМифологическая сцена

Вид искусства

  Живопись

Стиль

  Романтизм, Символизм

Техника

  Масло

Где хранится картина

  Третьяковская галерея, Москва

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины В. Васнецова «Богатыри»

     Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова – богатыри-воины, стоящие на защите рубежей родины. С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

     В соответствии с основной темой он строит композицию картины, размещая на большом полотне три крупные фигуры фронтально, что создает впечатление силы и величественности. Персонажи приближены к переднему плану и благодаря точке зрения снизу воспринимаются стоящими на пьедестале. Остроконечные шлемы на головах будто подпирают небо. Плотные массы темно-зеленых холмов с густым темным лесом придвинуты к витязям. Композиция тем самым уплощается, стилистически приближаясь к настенной росписи.

     Широкая распевная манера былинного эпоса помогла художнику при создании характерных черт персонажей картины и пейзажа. В центре – Илья Муромец, он прост и могуч. Согласно былинам, он крестьянский сын, родом из села Карачарова близ Мурома. В правой руке у него булава – не только оружие, но и символ великой силы и власти, а в левой – покоящееся до поры до времени копье, эмблема войны. В Илье Муромце чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Неразрывно слитый с могучим вороным конем, он – глава богатырской заставы, его фигура, расположенная в центре композиции, организует всю группу.

     По левую руку от Ильи Муромца – самый младший витязь, «напуском смелый» – Алёша Попович. Он ловок и находчив, готов для достижения цели пойти на любые хитрости. Молодой красавец, полный отваги, Алёша – большой выдумщик, певец и гусляр, «женский пересмешник». В руках у него лук, а сбоку к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь, Добрыня Никитич, представителен и величав. Былины причисляют его к дружинникам киевского князя Владимира. В осанке Добрыни чувствуется сознание собственного достоинства, тонкие черты лица выражают «вежество», то есть знания, а также вдумчивость и предусмотрительность. В картине только на нем золотой крест, который напоминает о родственной связи с Добрыней летописным, воеводой князя Владимира. Богатыри Васнецова «историчны», но живут в эпическом времени, они стали воплощением самой идеи богатырства.

     Пейзаж написан широкой кистью. Редкие вкрапления подробно выписанных нежных полевых цветов вносят в его могучее дыхание лирическую ноту. Плавные очертания холмов с густым темным лесом на заднем плане вторят силуэтам богатырей. Высокая трава и контуры маленьких елочек и сосенок на первом плане как бы останавливают бег крупных наплывающих планов. Таким образом, природа приобретает эпически монументальный характер.

     Благодаря композиционно-стилистическим приемам художник передал народное представление о героях былинного эпоса. В картине выражена, по словам Владимира Стасова, «вся сила и мощь русского народа <…> сила торжествующая, спокойная и важная».

     Полотно стало одним из последних приобретений П.М. Третьякова в июне 1898 года. Для произведений Васнецова был выделен большой зал на втором этаже Галереи. «Богатыри» помещены на то место, которое они занимают и поныне, став одной из самых значительных и любимых картин в русском искусстве второй половины XIX века.    

 

Душа знаменитой картины

Чем же так завораживают «Богатыри»?

Этот шедевр русской живописи воссоздает образы былинных героев, которые олицетворяют связь Древней Руси с будущим России, ее неизменное величие и силу. Три богатыря в центре картины выглядят реалистично, но вместе с тем полны мощи и подобны исполинским деревьям. Это собирательный образ наших защитников, воплощенная смелость, готовность к бою и гордость. С помощью продуманного пейзажа, самих героев и их коней Васнецову удалось мастерски передать дух былины и поэтическое начало русской души. История «Богатырей» — это история про саму Россию, поэтому картина так любима многими из нас.

Факты о творчестве Васнецова

  • Образ Ильи Муромца на картине — собирательный, так же как и в былинах. Его прототипом послужили извозчики, кузнецы и другие жители окрестностей, которых встречал Васнецов.
  • Васнецов изображал Илью Муромца на разных картинах, и от полотна к полотну его образ немного менялся. Например, «Витязь» написан в лучших традициях романтизма. Илья Муромец стоит на распутье, но никакого распутья для богатыря нет: только один путь — к битве со смертью. В «Богатырях» он словно ожившая скала на иссиня-черном коне, а на картине «Богатырский скок» — ловкий, готовый к бою.
  • Образы Алеши Поповича и Добрыни Никитича тоже отсылают к реальным людям. Искусствоведы отмечают сходство Алеши Поповича и сына Саввы Мамонтова, который жил в Абрамцево. А некоторые находят в Добрыне Никитиче черты самого художника.
  • Считается, что Васнецов вдохновил другого русского художника — Ивана Билибина. Увидев «Богатырей» на выставке, Билибин тоже начал иллюстрировать былины и сказки, переосмысливая лубок и палехскую миниатюру.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

2

Название

 «Богатырский скок»

Автор картины

 В. Васнецов

Дата написания картины

 1914 г.

Сюжет и объекты:  

Мифологическая сцена

Вид искусства

  Живопись

Стиль

  Романтизм

Техника

  Масло

Где хранится картина

  Третьяковская галерея, Москва

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины В. Васнецова «Богатырский скок»

     Богатырская тема, появившись впервые в 1870-е годы, прошла через всё творчество Виктора Васнецова. В образах русских витязей он воплощал народные представления о добре, справедливости и любви к родине, передавая живописными средствами поэзию древнерусского эпического сказания.

     Картина в своей основе не имеет конкретного сюжета, будучи иллюстрацией распространенного в русских былинах выражения: «Скачет выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Художник изобразил могучего воина, который подскочил до небес, осматривая границы земли Русской – не идет ли где враг? Васнецов не назвал богатыря, однако сделал образ узнаваемым: в нем угадывается Илья Муромец, запечатленный художником в картине «Богатыри» (1881–1898). Он изображен на коне Бурушке- Косматушке, также отличимом благодаря белым пятнам на голове и задней ноге.

Развивая фольклорный образ, Васнецов использовал характерные для русского искусства средства художественной выразительности – яркие чистые цвета, а также обратную перспективу в построении композиции, традиционную для русской иконописи.

     Картина была создана в годы Первой мировой войны, ставшей для художника настоящим потрясением. Он писал: «Всё время наполняется на разные лады разговорами о раненых и о войне; что бы ни делал, что бы ни думал, а вспоминается всё “она”». В произведении «Богатырский скок» Васнецов размышлял на тему защиты Отечества, связывая фольклорный образ с событиями русской истории.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

3

Название

 «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовском поле»

Автор картины

 Авилов М.И.

Дата написания картины

  1943 г.

Жанр:  

Сюжетное историческое искусство

Вид искусства

  Живопись

Стиль

  Реализм

Техника

  Масло

Где хранится картина

 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины Авилова М. И. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовском поле»

     Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 г., в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

     На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

     По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны - русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

     Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды». В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

4

Название

 «Илья Муромец»

Автор картины

Н. Рерих

Дата написания картины

 1910 г.

Жанр:  

Сюжетное историческое искусство

Вид искусства

  Живопись

Стиль

 

Техника

  Масло

Где хранится картина

 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины Н.Рериха  «Илья Муромец»

     Николай Рерих прославился не только как художник, но в первую очередь как философ и общественный деятель. Он является одним из авторов эзотерического учения. Как творец Рерих-старший воплощал на своих картинах историю русской культуры, традиций и духовности Руси. Николай всерьез увлекался археологическими раскопками, участвовал в экспедициях и раскопках. Поэтому быт древней, допетровской Руси давался ему особенно хорошо.

     Картина "Илья Муромец" – часть художественной сюиты "Богатырский фриз". Когда-то

это произведение украшало столовую в доме Баженова. Позднее отдельные панели были сняты и переехали в Русский музей. Кроме "Ильи Муромца", сохранились фрагменты с изображениями Микулы Селяниновича, Садко, Баяна и Соловья-разбойника.

     Главный персонаж русских былин и сказок изображен на картине Рериха сильным, крепким мужчиной в блестящих латах. Из-под стальной кольчуги выглядывает домотканая рубаха с вышитым орнаментом. Наряд всадника изображен со скрупулезной археологической точностью. Восседая верхом, Илья целится из лука в кого-то, невидимого глазу зрителя. Колчан Муромца полон стрел – пока герой на посту, никто не смеет посягать на родные просторы. Конь богатыря полностью соответствует хозяину – такой же крепкий, приземистый, в богатой сбруе. Белый цвет животного говорит о светлых и чистых помыслах седока.

    Илья Муромец на картине Рериха олицетворяет защитника родины, патриота своего народа. Чтобы показать связь богатыря с русской землей, художник изобразил его среди картин древнерусской природы. Поля и леса, реки и озера за спиной храброго воина надежно защищены. Вдалеке виднеются белоснежные церкви с золотыми куполами – символ чистоты веры. "Илья Муромец" является одной из самых значимых картин в творчестве художника, его своеобразной "визитной карточкой".

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

5

Название

 «Добрыня Никитич»

Автор картины

С. Москвитин

Дата написания картины

 2002 г.

Жанр:  

Сюжетное историческое искусство

Вид искусства

  Живопись

Стиль

 

Техника

  Масло

Где хранится картина

 Частная коллекция

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

 

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

6

Название

 «Александр Невский»

Автор картины

Корин П.Д.

Дата написания картины

 1942 г.

Жанр:  

 Портрет

Вид искусства

  Живопись

Стиль

 

Техника

  Масло

Где хранится картина

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины     А. Корина  «Александр Невский»

Триптих «Александр Невский» был написан П.Д. Кориным в 1942–1943 годах по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Композиции объединены сюжетной линией – борьбой русского народа против иноземных захватчиков.

     Центральное панно представляет новгородского князя Александра Невского. За защиту русских земель от немецких и шведских войск он был причислен Русской православной церковью к лику святых. Полководец изображен во весь рост, в доспехах. Он стоит у рубежа родной земли, закрывая собой ее просторы, охраняя неприкосновенность и покой. В руках он сжимает огромный меч, словно напоминая – «кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». (Эти слова приписывались князю.)

    На суровом лице полководца написано ожидание битвы. Он словно следит взглядом за приближением врагов, чтобы дать им достойный отпор. Даже небо над ним нахмурилось, готовое вот-вот разразиться молниями и громом.

     За спиной Александра Невского развевается на ветру стяг с изображением Христа Спасителя и стоит армия, готовая пуститься в бой по первому приказу. А главное – за спиной остается родная земля, которую нужно защищать, с ее белокаменными городами, женами, детьми и матерями.

Именно такие образы, напоминавшие о неизбежности гибели врага, вдохновляли советских воинов на борьбу.

 В 1938 году на экраны вышел знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский». В июле 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден орден Александра Невского.

     Впервые целиком триптих появился на выставке «Героический фронт и тыл» в 1943 году. Художник так рассказывал о своей работе над этим произведением: «Я писал его в суровые годы войны, писал непокоренный гордый дух нашего народа, который в “судный час своего бытия” встал во весь свой гигантский рост».

     К образу Александра Невского Корин обращался и после войны. Мозаику с изображением легендарного полководца, созданную художником в 1951 году, можно увидеть на станции «Комсомольская» Московского метрополитена.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

7

Название

 «Александр Невский»

Автор картины

Пантюхин Ю.П.

Дата написания картины

 2003 г.

Жанр:  

 Портрет

Вид искусства

  Живопись

Стиль

 

Техника

  Масло

Где хранится картина

 Частная коллекция

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины       Пантюхина Ю.П.  «Александр Невский»

     Левая часть триптиха «Александр Невский»  обращена к истории Древней Руси, написанная в 2003 г. Это станковая картина, имеет горизонтальный формат, выполнена маслом па холсту в жанре исторической картины.

     Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского. В момент, когда состоялась первая победа Александра на Неве, князю шел всего 22 г. После чего он покидает Новгород и уезжает к своему отцу Ярославу, который дает ему на княжество Переславль¬ Залесский, в котором родился сам Александр, но уже через год новгородские жители снова приглашают князя в Новгород, просят продолжить войну с Ливонским орденом, войска которого подошли на тот момент к Пскову. Левая часть триптиха изображает вышеописанный исторический момент — возвращение князя Александра в Новгород. Его фигура уже стоит как бы во главе собранного войска. Его поза свободна и уверенна, позади него верное ему войско, русская святая Земля, олицетворением которой служит Новгородская София, расположенная на дальнем плане картины. Стяги с иконами и знамена воинов, изображенные на среднем плане, вновь переводят взгляд зрителя на центральную фигуру Александра, за спиной которого гордо реет синий стяг со святым ликом, из-за синего полотнища выбивается икона со Св. Георгием Победоносцем, — все это русские символы веры, надежды и победы над захватчиками.

     Александр Невский стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святок власти, его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Темно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Все остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объемные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и ее образу романтический настрой, но в тоже время он не лишен динамики. Напротив, произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.

ПАСПОРТ КАРТИНЫ ВЫСТАВКИ

Номер картины

8

Название

 «Клятва князя Пожарского»

Автор картины

 Нестеренко В.

Дата написания картины

 2008 г.

Жанр:  

 Портрет

Вид искусства

  Живопись

Стиль

 

Техника

  Масло

Где хранится картина

 Московская государственная картинная галерея В. Нестеренко

Где хранится репродукция картины в ДОУ

Методический кабинет

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

картины   Нестеренко В.   «Клятва князя Пожарского»

     Картины, посвященные Смутному времени, занимают особое место среди исторических произведений Василия Нестеренко. Говорить языком истории о проблемах современной жизни – вот основная задача, стоящая перед художником в момент обращения к той или иной исторической теме. Близость причин, приведших к Смутному времени, опасностей и искушений, стоявших перед государством и народом России во время Смуты, и некоторых сложностей, через которые прошла и проходит новая Россия, отмечается многими нашими современниками.

     То, что русскому народу удалось миновать бездну Смутного времени и сохранить чистоту веры, целостность государства и национальную самобытность, говорит не только о силе духа наших предков, стойкости в уповании на Бога, самоотречении ради общего дела, но и является примером для нас, живущих в России спустя четыреста лет после трагедий начала XVII века.

     Первое освободительное движение россиян против иноземных захватчиков возглавил выдающийся русский полководец Михаил Скопин-Шуйский. Потеряв своего вождя, отравленного предателями, первое русское ополчение, несмотря на героизм и самоотверженность, потерпело неудачу. Одним из героев первого противостояния стал Зарайский воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, тяжело раненый в боях с поляками на улицах Москвы.

     С большим трудом граждане России смогли собрать при помощи нижегородского купца Козьмы Минина второе ополчение. Военная власть над русским воинством была вручена едва оправившемуся от ранения князю Дмитрию Пожарскому в древнем русском городе Ярославле, где несколько месяцев простояло народное ополчение, собирая силы для освободительного похода на Москву.

     На картине «Клятва князя Пожарского» изображен момент, когда князь во время Ярославского стояния молитвенно обращается к небесным силам с просьбой о помощи в святом деле освобождения Русской земли.

     Полотно «Клятва князя Пожарского» было повторено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в технике мозаики и установлено в виде монумента в центре Ярославля в год тысячелетнего юбилея города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной площадки «Картинная галерея В ДОУ» «Богатырь и его верный конь»

Конспект образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задачи рабочей программы «Картинная галерея в ДОУ» для детей 5-6 лет по теме «Прошлое и настоящее» (ху...

Проект работы по образовательному продукту инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду»

Проект работы по образовательному продукту инновационной площадки «Картинная галерея в детском саду»...

Статья про выставку «Образ Снегурочки в живописи русских художников» (в рамках реализации проекта "Картинная галерея в детском саду")

Статья про выставку «Образ Снегурочки  в живописи русских художников» (в рамках реализации проекта "Картинная галерея в детском саду")...

Статья про выставку "Образ матери в полотнах художников» (в рамках реализации проекта «Картинная галерея в детском саду»)

Статья про выставку  "Образ матери в полотнах художников» (в рамках реализации проекта «Картинная галерея в детском саду»)...