Родительское собрание в средней группе «Знаете ли вы своего ребенка?»
материал (средняя группа)

Носова Ольга Анатольевна

 Знакомство родителей с особенностями психического развития ребенка, научить родителей разделять понятия «негативизм», «упрямство», «капризность»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_sredney_gruppe.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЁНКА?»

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад «Родничок»

Носова О.А.

Надым, 2021г

Ход собрания

Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
План собрания:

  • Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».
  • Сравнение результатов работы с результатами детей.
  • Теоретическая часть с элементами анализа ситуаций «Основные признаки кризиса развития».
  • Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей»

Ход проведения собрания в дестком саду:

  • Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».

Перед началом нашего разговора мы выполним с вами небольшое задание «Знаю ли я своего ребенка». Перед вами лежат листики, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.
1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?
5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.

  • Сравнение результатов работы с результатами детей.

Очень часто родители задают себе вопрос, почему мой ребенок совершает те - или иные поступки, которые не всегда устраивают самих родителей и окружающих. Чтобы правильно оценивать ребенка надо знать его возрастные особенности. И сегодня я хочу вас познакомить с этими  особенностями.

     В возрасте 4-5 лет у детей появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия выполняются не ради их самих, а ради смысла игры. Совершенствуется техническая сторона изобразительной  деятельности, дети рисуют геометрические фигуры, вырезают ножницами, наклеивают изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, развивается ловкость, координация движений. Восприятие становится образным, вычисляют в сложных объектах простые формы, называют форму, на которую похож тот или иной  предмет. Начинает складываться произвольное запоминание, способны принять задачу на  запоминание, помнят поручения взрослых. Начинает развиваться образное мышление, строят по схеме, решают лабиринтные задачи, пазлы. Речь становится предметом активной деятельности, дети учатся строить рифмы.

     Изменяются содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив, информация может быть трудной для понимания, но она вызывает интерес. В группах начинают выделяться лидеры, появляется конкурентность, соревновательность. Повышенная обидчивость на замечания представляет собой возрастной феномен.  

Возрастные нормы поведения 4 года:

  • в занятиях предпочитает сверстников взрослым
  • коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям
  • нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов
  • инициативен, любознателен, с удовольствием и безболезненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.
  • тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками
  • может проявлять заботу о младшем или животном
  • может соблюдать правила очередности
  • может проявлять сострадание и заботу о близких

Затем педагогом предлагается практическое задание «Острое блюдо»

Перечница, в ней листочки бумаги  свернутые трубочкой, на листках вопросы:

     1.            Что делать если ребенок капризничает в магазине?

     2.            Ребенок отказывается идти в д\с

     3.            Ребенок отказывается надеть предложенную одежду

     4.            Ваш ребенок кусается

     5.            Требует такую же игрушку как у товарища.

В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее
В это время ребенку свойственно проявление некоторых отрицательных качеств, таких как негативизм, упрямство, капризность, симптом обесценивания.

Давайте разберемся в этих понятиях, в особенностях проявления этих качеств и в решениях их преодоления.

Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, ни в коем случае не подчиняться воле взрослого, даже вопреки собственному желанию.. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки, просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
Хочется вас успокоить. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера или изощренным желанием досадить взрослому. Напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, его попытку выделить свое «Я». У ребенка возникают свои собственные желания и намерения, которые очень часто не совпадают с желаниями и намерениями взрослых. Ребенок как бы дает нам понять, что он тоже имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.
Задача взрослых – поддержать его, превратить негативизм в игру, одновременно обучая его выражать свои желания и намерения. Например, при проявлении негативизма воспользуйтесь моментом и поиграйте в специальную игру 
«Делай наоборот»

Показываем на нос и комментируем:

- Это мой рот.

Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е. показать на свой

собственный рот и сказать: «А это мой нос».

Теперь показываем на левую ногу и сообщаем:- А это моя правая нога.
Ребенок показывает свою правую ногу и говорит:- Это моя левая нога

СОВЕТ: - не давить на ребенка;- не разговаривать в приказном тоне.

Упрямство.
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых, не восприятие ребенком мнения других людей, а настаивание на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный. Малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый сок. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах). Как же поступить маме в этой ситуации? (Не придавать большого значения – во время приступа не пытайтесь что-то внушать ребенку, это бесполезно, ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат – не прибегайте к помощи посторонних, ребенку только это и нужно – просто возьмите его за руку и уведите

– будьте в поведении с ребенком настойчивы).

Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал. Это явление закономерное, нормальное в известных пределах.
Часто родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым закрепляя проявление упрямства и лишая ребенка возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.

Одной из ошибок воспитания в семье, ведущей к появлению упрямства является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Родители выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возрастных и индивидуальных возможностей. Бесполезно требовать от ребенка 4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился не колени в новой одежде и т.д.
Если дети после 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, как удобном способе манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Как преодолеть упрямство? Прежде всего, не придавайте ему большого значения. Примите это как необходимость. Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы

сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Капризность.

Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и провести четкую границу между ними очень сложно. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов в следующем:

- в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно

бессмысленно, не приносит пользы

- в недовольстве, раздражительности, плаче,

- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка. 
Часто капризы ребенка нелепы и совершенно невыполнимы.
Не путайте упрямство и капризы! Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, ему нравиться быть в центре внимания.
Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного – «Я не хочу».
Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

Замечено, что:

- девочки капризничают чаще, чем мальчики;

- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Истерика.

Очень часто за капризом ребенка, в случае невыполнения его требований, наступает истерика. Для истерик у детей характерны:
Характерной особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при повышенном внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как это внимание иссякнет.
Ситуация для анализа:
Дочка требует: «Купи мне шоколадку». Мама купила именно ту, на которую она показала. Дочка ее развернула и сказала, что эту не хочет, хочет другую. Мать кое-как вытащила дочь на улицу, там она еще минут 15 орала. Мама еле-еле поймала машину. Только заехали во двор – истерика прекратилась.

Благоприятными условиями для возникновения капризов являются:
- переутомление;
- некомфортная обстановка;
- плохое самочувствие;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- чувствительность.
Регулярные детские капризы и истерики ведут к изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают такие стойкие психопатические наклонности, как:
- нетерпеливость;
- нетерпимость к мнению окружающих;
- требовательность;
- подозрительность;
- обидчивость;
- мстительность;
- неадекватность эмоциональных реакций.
Бывает так, что ребенок при одном из родителей не позволяет себе капризы и истерики. Здесь корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение ребенка. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, «только бы он не расстроился», то последствиями такого воспитания становятся: избалованность, вседозволенность.
Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повториться нечто подобное, только с еще большей силой.
Дети гораздо наблюдательней, чем мы думаем. И прекрасно понимают, что за конфетой, которую мама не дает, надо идти к деду, что гулять надо с папой, потому что он покупает «запрещенную» газировку, а если устроить бабушке истерику, можно получить все и немножко больше. 
Постарайтесь, чтобы ни один из родных не умалял авторитета другого. Если мама не разрешила, значит нельзя. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, конечно, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы.

 Памятка 1 Как предотвратить приступы истерики у детей.

Симптом обесценивания- еще одно проявление. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающим. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан «симптом обесценивания», который проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение останется незамеченным, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Симптом обесценивания станет привычной линией поведения ребенка. 

С этим симптомом также связано обесценивание игрушки и отказ от нее, хотя совсем недавно это была любимая игрушка ребенка.

Завершение тренинга. 

Вручение «Памяток для родителей».

Памятка 2  Рекомендации для родителей

 Уважаемые родители, хочется еще раз обратить ваше внимание, на то, что нельзя расценивать все эти проявления в развитии ребенка только со знаком «минус». Отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, социально одобряемое действие. 

Следующие сообщение касаются изменений в общеобразовательной программе.  Мы работаем по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы. Эта программа является инновационным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными образ стандартами  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 Коротко суть этой программы-воспитание успешного человека.

Программа построена на позициях гуманитарно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Программа предусматривает партнерские отношения между воспитателем детьми и родителями. Необходимо участие родителей во всех формах общения и воспитательных процессах. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе" Знаете ли вы своего ребёнка?"

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целесообразности....

Родительское собрание в средней группе: «Знаете ли вы своего ребенка»

Целевые ориентиры: 1. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. 2. Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их ...

Родительское собрание в средней группе "Знаете ли Вы своего ребенка?"

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей. Задачи: •знакомство родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, •вовлечение родителей в образовательный процесс, ...

Конспект родительского собрания в средней группе «Знаете ли вы своего ребенка?»

Конспект родительского собрания в средней группе «Знаете ли вы своего ребенка?»...

Родительское собрание в средней группе "Знаете ли вы своего ребенка? "

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей. Задачи: знакомство родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, вовлечение родителей в образовательный процес...

Родительское собрание в средней группе "Знаете ли Вы своего ребенка?"

Родительское собрание в средней группе "Знаете ли Вы своего ребенка?"...