Сборник дидактических игр по нравственному воспитанию
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития», – Д.В. Менджерицкая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya_gruppa.docx430.12 КБ
Файл srednyaya_gruppa.docx524.9 КБ
Файл starshiy_doshkolnyy_vozrast.docx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по нравственному воспитанию

для детей 3-4 лет

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры | Мир дошколят

Составитель: Абубакирова Г.А.

Краснотурьинск, 2021

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития», – Д.В. Менджерицкая.

Содержание

Игра «Водичка, умой мое личико!»……………………………….3

Игра «Умоем Буратино»…………………………………………….3

Игра «Утешим медвежонка» ……………………………………….4

Игра «Самостоятельный енот»…………………………………….5

Игра «Проводим уборку»……………………………………………6

Игра «Водичка, умой мое личико!»

Дидактическая задача: формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости.Умывание картинки для детей - 21 фото

Игровая задача. Помочь Буратино выполнять правила поведения.

Игровые правила. Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила.

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображено, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскивают руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравится больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему.

Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны штаны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок —таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол?» Дети объясняют, что сначала надо умыться.

Начинается игра «Умоем Буратино»

Все штанишки в черных пятнах, (Дети переглядываются и грозят пальцем.) Ты, дружок, не аккуратен.Рисунки карандашом Буратино (28 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

Сбит в полосочку колпак.

Нам в ответ: (Буратино отмахивается рукой.)

— Сойдет и так!

Весь в песке, в болотной тине (Буратино садится за стол.)

Был испачкан Буратино, (Дети возмущенно переглядываются.)

Как чумазый он пришел,

Так уселся он за стол.

Все ребята это знают — (Дети имитируют умывание.)

Так никто не поступает,

Перед каждою едой

Непременно руки мой! (Дети показывают чистые ладоши.)

Два часа от грязной тины (Дети моют Буратино.)

Отмывали Буратино,

Стал наш мальчик так хорош, (Дети хвалят Буратино.)

Так красив и так пригож.

Повязал себе салфетку, (Буратино повязывают салфетку.)

Аккуратно съел котлетку, (Буратино дают тарелку с едой.)

Суп не вылил на кафтан

И «спасибо» всем сказал. (Буратино встает из-за стола и раскланивается.)

Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с помощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино.

Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, покажем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают (моют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, извиняются).

Игра «Утешим медвежонка»

Дидактическая задача: поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.Рисунок грустный мишка (44 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Игровая задача: помочь медвежонку и утешить его. Игровые правила. Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

Игра «Самостоятельный енот»

Дидактическая задача: учить правильно оценивать поступки; воспитывать самостоятельность.Не крошка, но енот

Игровая задача: показать еноту, как надо быть самостоятельным.

Игровые правила: правильно подобрать карточку.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то пыхтит за ширмой. Это енот, он не может завязать себе шнурки. Енот сердится и кидает башмаки. Воспитатель спрашивает у енота, почему у него такое настроение. Енот отвечает, что башмаки у него плохие, не слушаются, а шнурки не хотят завязываться, поэтому он и разозлился. Енот не верит, что у детей башмаки и шнурки никогда не капризничают.

Воспитатель просит ребят показать, как надо обращаться со шнурками, чтобы они завязывались, и с ботинками, чтобы они хорошо надевались и красиво выглядели. Дети берут заготовки со шнурками и показывают, как надо их завязывать. Потом они объясняют еноту, как надо ухаживать за ботинками: мыть, смазывать кремом, сушить, ставить на полочку.

Затем дети играют в игру «Что нужно?» Воспитатель дает им карточки с изображением предметов и карточки с изображением ухода за ними (на одной карточке изображена обувь, на другой — крем для обуви; одежда —щетка; ковер —пылесос; пол —швабра и ведро). Сначала дети рассматривают карточки, потом называют изображенные предметы и способы ухода за ними, потом подбирают соответствующие карточки.

Игра «Проводим уборку»

Дидактическая задача: воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.Мемы сквозь года | Пикабу

Игровая задача: научить Незнайку убирать свою комнату.

Игровые правила: правильно подобрать карточки.

Ход игры

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по нравственному воспитанию

для детей 4-5 лет

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры | Мир дошколят

Составитель: Абубакирова Г.А.

Краснотурьинск, 2021

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности, а поможет ему в этом – игра. «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития», – Д.В. Менджерицкая.

СОДЕРЖАНИЕ

Игра «Как надо заботиться»……………………………………….4

Игра «Научи послушанию»…………………………………………4

Игра «Вежливые слова»……………………………………………..5

Игра «Как я дома помогаю?»………………………………………5

Игра «Палочка-выручалочка»……………………………………..5

Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»…………....6

Игра «Только хорошее»……………………………………………..7

Игра «Обзывалки»…………………………………………………..7

Игра «Нужно-нельзя»………………………………………………..7

Игра «Я люблю…»…………………………………………………..8

Игра «Как надо заботиться»Забота о животных — Дневник добрых дел

Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Научи послушанию»

Цель и задачи: развитие у детей умения находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.Тест по сказке Колобок - Викторина с ответами онлайн

Ход игры: Вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию. Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде: «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Курочка ряба»; «Колобок»; «Три поросёнка»; «Буратино»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.

Ребенок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребенок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

Игра «Вежливые слова»

Цель: Воспитание в детях культуру поведения, вежливости, уважения друг к другу, желания помочь друг другу. Плохо и хорошо, можно и нельзя. Курс занятий с детьми от 3 до 6 лет. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-… | Детский сад темы, Дети, Детский спорт

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. п.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

Игра «Как я дома помогаю?»

Цель: Формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.Беседа «Хорошие и плохие поступки» 2020, Шелковской район — дата и место проведения, программа мероприятия.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры: Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Изображения Magic Wand | Бесплатные векторы, стоковые фото и PSD

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее»

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры: Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Обзывалки» Дети дразнятся - векторные изображения, Дети дразнятся картинки | DepositphotosДети дразнятся - векторные изображения, Дети дразнятся картинки | DepositphotosРебенок дразнит других детей. |

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Материал: мячик.

Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка - редиска» и т. д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Игра «Нужно-нельзя»

Цель и задачи: закрепление правил поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома) Плакаты с правилами безопасности в транспорте для детей

Ход игры: Воспитатель спрашивает, что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации). За правильный ответ участник получает фишку.

Игра «Я люблю…»

Цель: воспитание уважительного, заботливого отношение к близким людям, друг к другу, развитие коммуникативных способностей

Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка

Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в х...

Сборник дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Как повысить интерес к знаниям , создать такие игры , которые могут привлечь ребенка, одновременно закрепить полученные умения и навыки, а также развить мелкую моторику и цветовосприятие можно создать...

Сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 4-7 лет

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть мысли, ч...

Сборник дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников «Эколенок»

Сборник адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям. В нем представлены дидактические игры по ознакомлению с природой, рекомендации родителям о наблюдениях в природе....

Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"

Методическая разработка сборник дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Занимательное краеведение"...