АПРЕЛЬ 24. «Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»
статья (подготовительная группа)

«Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Доклад на тему:

«Нравственное воспитание детей в системе всестороннего развития личности»

Подготовила:

Базарова Е.С., - воспитатель

г. Старый Оскол, 2024

Нравственное воспитание детей играет важную роль в системе всестороннего развития личности. В дошкольных учреждениях, таких как дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), важно создать условия для формирования у детей нравственных ценностей и норм поведения.
        Для успешного нравственного воспитания дошкольников в ДОУ необходимо:
1.Создание позитивной образовательной среды, которая способствует формированию положительной социальной адаптации и развитию нравственных установок у детей.
2. Организация игровой деятельности, в рамках которой у детей возникают ситуации, требующие морального выбора. Это позволяет развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию и способствует формированию нравственных качеств.
3. Проведение бесед, образовательных моментов и дискуссий на тему моральных ценностей и норм поведения, таких как доброта, честность, ответственность, уважение к другим и др.
4. Привлечение родителей к нравственному воспитанию детей, проведение совместных мероприятий и обсуждений правил поведения как в семье, так и в ДОУ.
5.Создание позитивных образцов поведения взрослых, которые демонстрируют детям нравственные принципы в действиях и словах.
           Влияние нравственного воспитания на всестороннее развитие личности проявляется в следующих аспектах:
1. Формирование ценностей и моральных убеждений. Нравственное воспитание помогает человеку развить понимание разницы между хорошим и плохим, а также выработать набор ценностей, на основе которых он будет ориентироваться в жизни.

2. Развитие эмоционального интеллекта. Нравственное воспитание способствует развитию эмоциональной отзывчивости, эмпатии и умению сопереживать другим людям.
3. Формирование уважения к себе и окружающим. Нравственное воспитание помогает человеку осознать свою уникальность и ценность, а также развить уважение к другим людям и их правам.
4. Развитие навыков социального взаимодействия. Нравственное воспитание способствует формированию умения строить гармоничные отношения с окружающими, решать конфликты мирным путем и быть толерантным к различиям.
5. Способствует развитию интеллектуальных способностей. Нравственное воспитание побуждает человека к самопознанию, рефлексии и критическому мышлению, что способствует его интеллектуальному развитию.

       Каждый человек- это отдельный мир со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили бы боль и вред другим.

        Давайте разберем на примере ситуацию: 

Ребенку плохо в группе, его отвергают, обзывают обидными словами. Причина может быть разной: полный, неуклюжий, отличающийся по цвету кожи, неуверенный ребенок. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками в группе?

Можно выстроить алгоритм действий взрослого, включая в него конструктивные способы и приемы, которые помогут ребенку справиться с негативными чувствами и наладить отношения со сверстниками.

1 шаг: Оказать ребенку эмоциональную поддержку

  1. Успокоить и дать совет
  2. Спокойным голосом сказать: "Иди успокойся, попей водички."
  3. Перевести разговор на другую тему
  4. Приём «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников.
  5. Приём эмоциональной поддержки ребенка, когда воспитатель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Это может быть, например, выражение ребенку сочувствия, сопереживания.

2 шаг: Разобраться в причинах происходящего

1. Доверительная беседа.

 2.Стать на позицию воспитанника (В жизни бывают такие моменты, я раньше тоже думала...)

3. Обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?)

  1. Приём «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, игрушку…».
  2. Приём "Незаконченные предложения". Ребенку дается инструкция: "Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать».  

3.Уделить внимание (выслушать, применяя элементы активного слушания). Разобрать подобную ситуацию с другими героями. Разговор нужно выстраивать на равных, помочь ребенку выяснить причину негативного отношения к нему сверстников.

3 шаг: Устраняем причины трудностей (приемы и способы).

  1. Работа с отвергаемым ребёнком.
  2. Работа со всей группой детей.

Работа с отвергаемым ребенком 

  1.  Научить ребенка реагировать на обидные слова правильно: поговорить с обидчиком ("Почему ты ....")
  2. Приём "Использование афоризмов". Например: "Никогда не делай другому того, что тебе не хочется, чтобы было по отношению к тебе", "Посмотри на себя со стороны…»
  3. Приём «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ.
  4. Проведение приемов из серии "Познакомься сам с собой" (принятие себя, повышение самооценки и уверенности в себе). Упражнение "Письмо себе любимому" - Мурашова Татьяна Викторовна
  5. Доверительные беседы, направленные на принятие себя и формирования положительной  Я-концепции.
  6. Поговорить с ребенком о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Способы реагирования: Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания); Отреагировать нестандартно (согласиться с прозвищем или посмеяться вместе
  7. Привлечь ребенка к совместной деятельности в паре с кем-то из сверстников – рисование, игра, труд (в группе всегда найдется ребенок, который согласиться на такое взаимодействие).

4 шаг: Отслеживаем эффективность (удалось или не удалось решить проблему ребенка).

  1. Установление доверительных отношений с ребенком
  2. Отвергаемый ребенок с желанием идет в ДОУ.
  3. Улучшение комфортности пребывания ребенка в ДОУ и со сверстниками.
  4. Ребенок стал увереннее в себе, владеет навыками межличностного общения.
  5. В группе созданы условия для проявления инициативы всеми воспитанниками.

У ребенка появилась возможность позиционировать себя перед сверстниками с лучших сторон.  

Работа с педагогами и родителями 

  1. Педагогу - важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу.

Родителю - Вызовите ребёнка на откровенный разговор. Постарайтесь узнать обстановку в группе и понять, почему возникла проблема.

- Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из-за страхов мести.

- Поговорите с воспитателем. Лучше это сделать в отсутствии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...

реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...

Консультация: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Единственную задачу воспитания можно целиком выразить в одном  только слове: нравственность.Иоган Гербарт.Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущ...

Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...