ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
консультация
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Воспитательное значение природы очень трудно переоценить. Общение с
природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит
в нем лучшие чувства. На сегодняшний день, особенно велика роль природы в воспитании детей [1].
В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Осмыслив высказывания выдающегося педагога, я в своей группе тоже решила прививать любовь к природе с раннего дошкольного возраста, так как современные дети редко общаются с природой и не имеют представления, как относится к
окружающему нас природному миру.
Экологическое воспитание – это кладезь знаний для детей, которые мы должны помочь им усвоить! Основная цель в экологическом воспитании – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
В работе с детьми, мы стараемся интегрировать экологическое воспитание во всех
видах детской деятельности. За счёт этой возможности наша работа получается и полезной и интересной как для детей, так и для меня.
На сегодняшний день в своей группе, мы используем различные инновационные методы и технологии, которые сочетаем между собой.
- мнемотехнологию;
- ИКТ;
- метод проектов.
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Приёмы мнемотехники позволяют совершенствовать сенсорные представления (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние, вкусовые ощущения), которые способствуют формированию у детей экологических представлений и понятий. [2]
Работу выстраиваем от простого к сложному. Мнемоквадраты- мнемодорожки- мнемосхемы. Работа с использованием данной технологии начинается с младшего до-
школьного возраста, где мы используем мнемоквадраты и мнемодорожки, в старшем
дошкольном возрасте, работа усложняется – добавляются мнемосхемы.
На первом этапе обучения на каждое слово или маленькое словосочетание
подбирается картинка (изображение) – так идёт перекодировка слов в символы.
Накапливается ассоциативный ряд в мнемоквадратах. Таким образом, весь текст, как
правило, зарисовывается схематически или собирается из картинок как цветных, так
и чёрно-белых.
Например, солнце – это желтый круг, дождь – синие капли, лиса – оранжевый
треугольник и круг на верху, ёлочка – зеленый треугольник и т.д.
Цветные мнемоквадраты легко поддаются запоминанию детей младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием рассказывают и составляют не большие
рассказы по мнемоквадратам. В дальнейшем, поняв работу с мнемоквадратами, дети переходят к освоению мнемодорожек.
Мнемодорожка – квадраты из четырёх и более картинок, по которым можно
составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Так, опираясь на готовые мнемодорожки, дети с лёгкостью усваивают и рассказывают о временах года, сезонных изменениях в природе, о жизни животных и растений, о свойствах солнца, воды, воздуха, песка, о правилах поведения в природе.
Например:
- нельзя трогать животных;
- нельзя ломать деревья;
- нельзя разрушать гнезда птиц;
- в лесу можно ходить только по тропинкам;
- нельзя разрушать муравейники и т.д.
Работая с мнемодорожкой, дети используют приёмы наложения, приложения и
связывание с помощью шнурков, что позволяет развивать не только память, внимание, мышление, но и мелкую моторику рук. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.
Работа по мнемотаблицам осуществляется в три этапа:
I – этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
II – этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
III – этап. После перекодирования осуществляется пересказ материала по за-
данной теме. В младших группах дети вместе с воспитателем рассматривают и проговаривают то, что изображено на мнемотаблице, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно рассказывают по таблице и составляют её.
В своей работе я использую развивающие и обучающие таблицы.
К развивающим относятся таблицы, которые решают тренинговые задачи интеллектуального развития на учебном материале. Обучающие – решают конкретные
учебные задачи средствами мнемотехники. Примером развивающей техники являются: открытки, коллажи, упражнение в словах на запоминание.
Обучающие мнемотаблицы мы применяем во всех видах деятельности, особенно при ознакомлении с природой. Хорошим примером может служить таблица:
«Круговорот воды в природе».
Также мнемосхемы мы широко используем для заучивания стихотворения о временах года, о сезонных и природных явлениях, о животных, о птицах, о пользе фруктов и овощей, о деревьях и растениях. Хорошо мнемосхемы помогают в разгадывании загадок и проведении экспериментов и опытов.
Так же в нашей группе мнемосхемы используются как алгоритмы выполнения
определенных действий, такие алгоритмы разместили в уголке природы по уходу за
комнатными растениями, разработали дидактические игры с опорой на алгоритмы, в
уголке экспериментирования разработали схемы опытов, которые помогают без тру-
да, справится с заданиями. Благодаря мнемосхемам дети с большим интересом делятся полученными знаниями с родителями. Дома рассказывают, что узнали нового и интересного в детском саду, предлагают родителям повторить опыт или поиграть в игры с применением мнемосхем.
Применение мнемотехнологии в экологическом воспитании дошкольников,
даёт хорошие результаты, а точнее – выявляет скрытые связи между явлениями и
сделать доступными для понимания детей;
- положительно влияет на развитие речи;
- повышает наблюдательность детей, даёт им возможность заметить особенности окружающего мира;
- улучшает понимание детей структуры и взаимосвязи составных частей объекта и явлений;
- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания
детей недостаточно использовать в работе наглядный метод, поэтому помимо мнемотехнологий решила использовать информационно-коммуникативные технологии.
ИКТ – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать ин-
формацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
В нашем детском саду созданы все условия для использования ИКТ. Имеется
в наличии телевизор, проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный
центр, ноутбук.
Информационные технологии в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Информация, представленная на
экране проектора, компьютера или на интерактивной доске, у детей вызывает
огромный интерес, так несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно-
образное мышление детей. Происходит непроизвольная активация внимания, возможность индивидуализации обучения; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе.
В своей группе по экологическому воспитанию детей, используем следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов животных домашних, животных
диких, птиц, млекопитающих, песенки, звуки леса, шум прибоя, дождя, ветра и т. д.
Видеозаписи – это мультфильмы, ролики, экологические сказки, загадки, песни.
Экранные материалы – слайды (сюжетные картинки), серия отдельных кадров
по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки.
Слайды – «Наша планета Земля», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа» и т. д.
Мультимедийные презентации-это обучающие картинками, помогающие рас-
сказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное
изображение, что значительно улучшает восприятие информации детей.
Благодаря ИКТ с выходом в интернет, можно осуществить виртуальный выход в недоступные места, такие как заповедники, леса, водоемы, горы, парки. Также
осуществить экскурсии по краеведческим музеям.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий
позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.
Литература
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г.Давьщова,
В.М. Ввозная //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1.–С.16-19.
3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.:
ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
4. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / И.К.
Касаткина //Управление ДОУ. – 2012. – №5.
5. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! /Л.В. Ковинько. – М.:
Линка-Пресс, 2004. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229318-1364367570.jpg)
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию с инновационными технологиями «Какие бывают насекомые»
Программные задачи: -Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. -Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жук...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-711940-1447912752.jpg)
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды в детском саду с использованием инновацион...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-258605-1386789590.jpg)
Проект "Организация опытно- экспериментальной работы по социально- нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании" "Мы любим нашу землю"
Проект по экологическому воспитанию "Мы любим нашу землю"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1231640-1585288443.jpg)
НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы».
НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496161-1413017301.jpg)
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ. Технологии, методы, условия»
Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/20/picture-1300090-1608469586.jpg)
Доклад Экологическое воспитание посредством инновационных технологий.
Описание долгосрочного проекта по формированию экологической культуры дошкольников....