ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
консультация

Бойченко Лариса Леонидовна

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. 

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

           Воспитательное значение природы очень трудно переоценить. Общение с

природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит

в нем лучшие чувства. На сегодняшний день, особенно велика роль природы в        воспитании детей [1].

          В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Осмыслив высказывания выдающегося педагога, я в своей группе тоже решила прививать любовь к природе с раннего дошкольного возраста, так как современные дети редко общаются с природой и не имеют представления, как относится к

окружающему нас природному миру.

           Экологическое воспитание – это кладезь знаний для детей, которые мы должны помочь им усвоить! Основная цель в экологическом воспитании – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

В работе с детьми, мы стараемся интегрировать экологическое воспитание во всех

видах детской деятельности. За счёт этой возможности наша работа получается и полезной и интересной как для детей, так и для меня.

            На сегодняшний день в своей группе, мы используем различные инновационные методы и технологии, которые сочетаем между собой.

- мнемотехнологию;

- ИКТ;

- метод проектов.

            Успешно решать задачи экологического воспитания и образования нам помогает мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Приёмы мнемотехники позволяют совершенствовать сенсорные представления (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние, вкусовые ощущения), которые способствуют формированию у детей экологических представлений и понятий. [2]

Работу выстраиваем от простого к сложному. Мнемоквадраты- мнемодорожки- мнемосхемы. Работа с использованием данной технологии начинается с младшего до-

школьного возраста, где мы используем мнемоквадраты и мнемодорожки, в старшем

дошкольном возрасте, работа усложняется – добавляются мнемосхемы.

            На первом этапе обучения на каждое слово или маленькое словосочетание

подбирается картинка (изображение) – так идёт перекодировка слов в символы.

Накапливается ассоциативный ряд в мнемоквадратах. Таким образом, весь текст, как

правило, зарисовывается схематически или собирается из картинок как цветных, так

и чёрно-белых.

            Например, солнце – это желтый круг, дождь – синие капли, лиса – оранжевый

треугольник и круг на верху, ёлочка – зеленый треугольник и т.д.

           Цветные мнемоквадраты легко поддаются запоминанию детей младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием рассказывают и составляют не большие

рассказы по мнемоквадратам. В дальнейшем, поняв работу с мнемоквадратами, дети переходят к освоению мнемодорожек.

          Мнемодорожка – квадраты из четырёх и более картинок, по которым можно

составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Так, опираясь на готовые мнемодорожки, дети с лёгкостью усваивают и рассказывают о временах года, сезонных изменениях в природе, о жизни животных и растений, о свойствах солнца, воды, воздуха, песка, о правилах поведения в природе.

Например:

- нельзя трогать животных;

- нельзя ломать деревья;

- нельзя разрушать гнезда птиц;

- в лесу можно ходить только по тропинкам;

- нельзя разрушать муравейники и т.д.

         Работая с мнемодорожкой, дети используют приёмы наложения, приложения и

связывание с помощью шнурков, что позволяет развивать не только память, внимание, мышление, но и мелкую моторику рук. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы.

       Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.

Работа по мнемотаблицам осуществляется в три этапа:

I – этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II – этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

из абстрактных символов в образы.

III – этап. После перекодирования осуществляется пересказ материала по за-

данной теме. В младших группах дети вместе с воспитателем рассматривают и проговаривают то, что изображено на мнемотаблице, а в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно рассказывают по таблице и составляют её.

В своей работе я использую развивающие и обучающие таблицы.

К развивающим относятся таблицы, которые решают тренинговые задачи интеллектуального развития на учебном материале. Обучающие – решают конкретные

учебные задачи средствами мнемотехники. Примером развивающей техники являются: открытки, коллажи, упражнение в словах на запоминание.

          Обучающие мнемотаблицы мы применяем во всех видах деятельности, особенно при ознакомлении с природой. Хорошим примером может служить таблица:

«Круговорот воды в природе».

           Также мнемосхемы мы широко используем для заучивания стихотворения о временах года, о сезонных и природных явлениях, о животных, о птицах, о пользе фруктов и овощей, о деревьях и растениях. Хорошо мнемосхемы помогают в разгадывании загадок и проведении экспериментов и опытов.

Так же в нашей группе мнемосхемы используются как алгоритмы выполнения

определенных действий, такие алгоритмы разместили в уголке природы по уходу за

комнатными растениями, разработали дидактические игры с опорой на алгоритмы, в

уголке экспериментирования разработали схемы опытов, которые помогают без тру-

да, справится с заданиями. Благодаря мнемосхемам дети с большим интересом делятся полученными знаниями с родителями. Дома рассказывают, что узнали нового и интересного в детском саду, предлагают родителям повторить опыт или поиграть в игры с применением мнемосхем.

           Применение мнемотехнологии в экологическом воспитании дошкольников,

даёт хорошие результаты, а точнее – выявляет скрытые связи между явлениями и

сделать доступными для понимания детей;

- положительно влияет на развитие речи;

- повышает наблюдательность детей, даёт им возможность заметить особенности окружающего мира;

- улучшает понимание детей структуры и взаимосвязи составных частей объекта и явлений;

- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.

Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания

детей недостаточно использовать в работе наглядный метод, поэтому помимо мнемотехнологий решила использовать информационно-коммуникативные технологии.

           ИКТ – это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать ин-

формацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

В нашем детском саду созданы все условия для использования ИКТ. Имеется

в наличии телевизор, проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный

центр, ноутбук.

          Информационные технологии в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний. Информация, представленная на

экране проектора, компьютера или на интерактивной доске, у детей вызывает

огромный интерес, так несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно-

образное мышление детей. Происходит непроизвольная активация внимания, возможность индивидуализации обучения; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе.

В своей группе по экологическому воспитанию детей, используем следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

Звуковые материалы- это аудиозаписи голосов животных домашних, животных

диких, птиц, млекопитающих, песенки, звуки леса, шум прибоя, дождя, ветра и т. д.

Видеозаписи – это мультфильмы, ролики, экологические сказки, загадки, песни.

Экранные материалы – слайды (сюжетные картинки), серия отдельных кадров

по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки.

Слайды – «Наша планета Земля», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа» и т. д.

           Мультимедийные презентации-это обучающие картинками, помогающие рас-

сказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное

изображение, что значительно улучшает восприятие информации детей.

Благодаря ИКТ с выходом в интернет, можно осуществить виртуальный выход в недоступные места, такие как заповедники, леса, водоемы, горы, парки. Также

осуществить экскурсии по краеведческим музеям.

             Таким образом, использование информационных компьютерных технологий

позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Литература

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т.Г.Давьщова,

В.М. Ввозная //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 1.–С.16-19.

3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. – М.:

ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

4. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / И.К.

Касаткина //Управление ДОУ. – 2012. – №5.

5. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! /Л.В. Ковинько. – М.:

Линка-Пресс, 2004. – 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию с инновационными технологиями «Какие бывают насекомые»

Программные задачи: -Систематизировать  знания детей о многообразии насекомых. -Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего  строения   (жук...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также  интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды  в детском саду с использованием инновацион...

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе «Мы – друзья природы».

НОД по экологическому воспитанию с использованием технологий ТРИЗ в старшей группе  «Мы – друзья природы»....

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ. Технологии, методы, условия»

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного ...

Доклад Экологическое воспитание посредством инновационных технологий.

Описание долгосрочного проекта по формированию экологической культуры дошкольников....