ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО «Формированию грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития элементарных математических представлений. Срок-2023-2024 учебны
рабочая программа

формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami_po_femp_na_2023-2024_god.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Медвежонок»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО

«Формированию грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития элементарных математических представлений.

Срок-2023-2024 учебный год»

 

Составила: Д.В.Царан

Угут, 2023 год.

Структура программы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2. Принципы реализации программы

1.3. Ожидаемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Формы работы при реализации программы 

2.2.  Реализация программы

Список литературы

                                                                                                                                               

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители закрепляли дома.

Актуальность

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Данная программа поможет ребенку закрепить математический материал дома. Реализовать творческие возможности ребёнка в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений.

Такая организация свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.

        Цель программы: формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития математики.

Задачи программы:

- создать в детском саду условия для разнообразного по

содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников по математическому развитию;

- привлекать родителей к активному участию в образовательно-

воспитательном процессе, через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей;

- повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников.

                                                                                                                                            2

- оказать педагогическую, информационную и практическую помощь в развитии элементарных математических представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.

1.2. Основные принципы

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

- принцип сотрудничества - общение «на равных»;

- совместная деятельность, которая осуществляется с помощью общения;

- принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои затруднения о тех или иных проблемах.

1.3. Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: 

- объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование математических представлений ребенка дошкольного возраста;

- у родителей появится интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

- повысится активность родителей при анализе педагогических ситуаций;

- родители проявляют больше участия в совместной творческой деятельности с детьми;

- повысится интерес родителей к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

2. Содержательный раздел.

2.1. Формы работы при реализации программы 

Основные традиционные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:

• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений,                                                                                                     которые можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);

• изготовление дидактических игр совместно с родителями;

• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Учимся, играя»«Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• анкетирования, позволяющие:

- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;

определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;

- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений о детей.     

Инновационные формы

- Размещение мероприятий на официальном сайт детского сада.

- Проектная деятельность.

- Участие во Всероссийских, международных, окружных, районных конкурсах детского творчества.

2.2. Реализации программы

Перспективный план работы с родителями по формированию элементарных математических представлений.

Сентябрь

1. Родительское собрание «Цель и задачи на новый учебный год»

2. Консультация для родителей «Развитие интереса к математике с примерами ее использования в социуме»

3. Информация на сайт детского сада

Октябрь

1. Анкетирование по ФЭМП

2. Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»

3. Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками.

 Ноябрь

1. Консультация для родителей «Математические игры в домашних условиях»

2. Фотовыставка «Математику в детском саду».

3. Привлечь родителей в изготовление дидактических игр «Выложи геометрическую фигуру» (принести мелкие предметы: ракушки, желуди, пуговицы, камушки).

Декабрь

1. Тематическая консультация «Ориентация в пространстве»

2. Приглашаем родителей в математическую библиотеку (книги ждут вас)

3.  Информация на сайт д/с.

Январь

1 Выставка творческих работ «Геометрическая фантазия» (поделки из геометрических форм).

2 Родительское собрание «Использование дидактических игр по математике»

Февраль

1 Круглый стол (различение величин, понятие объема).

2 Анкетирование по ФЭМП.

Март

1.  Семинар-практикум «Дидактические игры по ФЭМП своими руками из подручных средств»

2.  Консультация для родителей «Роль дидактических игр по формированию математических представлений у детей»

Апрель

1 Выставка совместных рисунков детей с родителями.

2 Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика»

Май

1. Участие родителей в фотовыставке «Домашний математический марафон»

2.  Родительское собрание «Подведение итогов, освоения детьми элементарных математических представлений»

3. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение

1. База МБДОУ детский сад «Медвежонок»

2. Кадровое обеспечение (укомплектованность ДОУ педагогическими

кадрами.)

3. Методическое обеспечение (учебно – методический комплекс, детская и научно – методическая литература).

4. Технические средства обучения: аудио, видеоаппаратура, ноутбук, экран,

проектор, цветной принтер.

5. Сотрудничество с культурными, просветительскими, образовательными учреждениями поселения.

                                                                                                                                                                                                               

Список литературы

  1. Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
  2. Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
  3. Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
  4. Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
  5.  Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г. 
  6.  И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
  7.  Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
  8.  Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.
  9.  Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
  10.  Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.
  11.  Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  12.  Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
  13.   Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
  14.  Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.

             

                                                                                                                                               

«Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей»

Группа  ______________________________________

Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на 7 вопросов следующего содержания:

Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

 да  

 нет  

 затрудняюсь ответить  

Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?

 да  

 не всегда  

 нет  

Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам педагог по домашним занятиям с детьми по математике?

 да  

 иногда  

 нет  

Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал?

 при возможности  

 иногда  

 никогда  

Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

 да  

 иногда  

 нет  

Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На что, по вашему мнению, педагогу стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

Мастер-класс «Обучение родителей изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми»

 

Цель: Обучить родителей изготовлению дидактических игр совместно с детьми с помощью технических средств.

Программное содержание:

1. Познакомить родителей с видами дидактических игр;

2. Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка;

3. Вызвать интерес родителей к использованию дидактических игр дома их самостоятельному изготовлению совместно со своими детьми.

Оборудование: цветной принтер, ламинатор, бумага для принтера, плёнка для ламинатора, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей, энциклопедия, спичечные коробки, воздушные шары, мука, разные крупы, пустая емкость для круп.

Целевая аудитория: родители и дети дошкольного возраста.

Назначение: как часть родительского собрания, как самостоятельный мастер-класс

Количество участников:_____ человек

Добрый день, уважаемые родители!

В нашем современном мире уже никак не обойтись без компьютера, фотоаппарата, принтера, сотового телефона и других технических средств. Они стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Поэтому сегодня я представляю вашему вниманию мастер- класс по обучению родителей изготовлению дидактических настольно-печатных игр совместно с детьми с использованием технических средств.

Также актуальность данной темы продиктована требованиями ФГОС ДО, в котором говориться, что воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом. Использование многообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, с ним обязательно необходимо заниматься. Но не каждый ребёнок хочет тратить своё время на обучение, что же делать? Тут на помощь приходят «хитрые» игры, суть которых – обучение в процессе развлечения –это дидактические игры, а если эти игры изготовлены самим ребёнком при помощи значимого для него взрослого, то они приобретают для ребёнка особое значение: более бережное отношение к игре, более яркое эмоциональное восприятие игровой деятельности, чувство единения от совместной деятельности.

Настольно-печатные игры используются взрослыми в обучении детей как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, мышления, развития речи ребёнка.

Сейчас я приглашаю поучаствовать в мастер-классе по изготовлению дидактических игр и пособий совместно с вашими детьми. Предлагаю участникам, разделится на две группы. Каждой группе предстоит научиться изготавливать яркие, красочные, эстетичные игры из подручных материалов, с помощью технических средств.

Одной группе я предлагаю изготовить игру «Кто чем питается?». Для этого вам понадобятся спичечные коробки, простая бумага, клей, энциклопедии, ноутбук и принтер. Вам необходимо найти разных диких или домашних животных, насекомых, птиц и наклеить их картинки на верхнюю часть спичечного коробка, а во внутреннюю, то чем они питаются.

Другой группе сделать своими руками «Чудо шарики». Для этого вам понадобятся: шары, воронка, мука, крупы (рис, гречка, горох, фасоль), маркеры, пустая емкость. Вам необходимо сначала надуть шарики большого размера, чтобы они стали мягче, а затем наполнить их разными крупами, пользуясь воронкой, ложками и т.п. наполнив шарики их необходимо завязать узлом и нарисовать веселые мордашки. Эта игра отлично подойдет для самомассажа рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому ...

«Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Возраст от 5 до 6 лет новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не предоставляется им столь значимым, как например последу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребён-ка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,не предоставляется им столь значимым, как ...

«Роль семьи в развитии элементарных математических представлений детей».

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии элементарных математических представлений детей». Дошкольный возраст является начальным этапом всестороннего развития личности. Развитие ...