"Научим Бабу - Ягу обращаться с деньгами"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Квест - игра по финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»                      СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА  СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

«Квест-игра»  по финансовой грамотности

«Научим Бабу-Ягу обращаться с деньгами»

(старшая группа № 2 «КАПЕЛЬКИ»

(5-6 лет)

Разработчик:

Н.Н.Кондрашова, воспитатель высшей квалификационной категории

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Квест- игра «Научим Бабу-Ягу обращаться с деньгами»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).

Форма совместной деятельности: квест- игра

Форма организации: групповая, парная, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,  двигательная.

Методы и приемы:

  • Словесные -  диалог, объяснение, беседа.
  • Наглядные –  задания и упражнения.
  • Практические - действия с дидактическим материалом, экспериментирование.

Оборудование и материал для занятия:

  • кошелек;
  • денежные знаки (монеты и купюры);
  • музыкальный центр;
  • карточки с изображением монет достоинством 1, 2, 5 рублей (два экземпляра);
  • 2 стакана с водой;
  • влажные дезинфицирующие салфетки;
  • угощение (шоколадные монетки).

Цель

  • Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыть сущность понятия «деньги», «монеты», «купюры».

Задачи

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память,внимание;
  • Расширять познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества дошкольников (честность, трудолюбие);

Обучающие:

  • расширить словарный запас детей, знакомя с экономическими терминами (монеты, банкноты);
  • формировать умения выражать свои мысли и анализировать;

  • формировать навыки сотрудничества;
  • опытным путем знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Интеграция областей

1) Познавательное развитие: уточнить и закрепить знания детей об элементарных экономических понятиях.

 2) Социально – коммуникативное развитие: развивать у детей речь, умение полным ответом отвечать на вопросы, формировать умение выражать  свои мысли и анализировать.

3) Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.

4) Речевое развитие: развивать у детей умение грамотно отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения, расширять словарный запас дошкольника, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

5)Художественно – эстетическое развитие: расширять представление о традициях и обычаях своей Родины.

Основные понятия

Деньги, монеты, купюры, работа, профессия, зарплата, банк, банкомат.

Планируемые результаты

Определить, что людям нужны и монеты и купюры.

Предварительная работа

  • разучивание подвижной игры «Мы – монетки».

 

ЭТАПЫ КВЕСТ-ИГРЫ

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационно-целевой раздел

Постановка проблемной ситуации, мотивация к деятельности.

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Предлагает и корректирует ответы детей.

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.

2. Содержательный раздел

Беседа о денежных знаках Российской Федерации (монетах и купюрах).

Развивающая, познавательная, интеллектуальная деятельность.

Использует наглядные средства.

Привлекает к обсуждению, стимулирует процесс мышления и активизирует знания по теме занятия. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Поощряет детей к правильным отгадкам.

Показывает последовательность действий. Организует физическую деятельность.

Стимулирующие процессы мышления.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Поощрение детей к совместной деятельности.

Рассматривают представленные материалы.

Проявляют речевую активность.

Проявляют активность при выполнении физических упражнений.

Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по словесной инструкции.

3. Итоговый раздел (рефлексия)

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную со взрослым деятельность.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; дают эмоциональный отклик.

ХОД КВЕСТ-ИГРЫ

Дети входят в зал для музыкальных занятий.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Скажите, какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей: (хорошее).

Я предлагаю нам всем вместе построить «Мост дружбы».

Возьмемся за руки, поднимем их вверх и улыбнемся друг другу.

Воспитатель: ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот эту вещь. Вы знаете, что это? (показывает детям кошелек)

Ответы детей: (кошелек).

Воспитатель: а зачем людям необходим кошелек?

Ответы детей..

Воспитатель: давайте посмотрим, что в нем лежит? (достает монеты, дети их рассматривают).

Воспитатель: Что это такое? Правильно, деньги. Посмотрите на них и расскажите, какие они?

Ответы детей: (круглая, металлическая, звенит)

Воспитатель: А как еще люди называют металлические деньги?

Ответы детей:(монеты)

Воспитатель: Смотрите, ребята, в кошельке еще что – то осталось. Давайте посмотрим, что же это? (достает банкноты)

Ответы детей:(банкноты)

Воспитатель: интересно, кто потерял кошелек?

Ответы детей.

Вдруг открывается дверь и залетает на метле Баба Яга. Выхватывает из рук воспитателя кошелек.

Баба Яга: А вот и не отгадали. Ха-ха-ха! Это мои денежки! Я их сегодня украла! Они мне очень пригодятся. Скоро у Кощея Бессмертного день рождения, накуплю ему разных подарков, пусть радуется (собирается улететь).

Воспитатель: Баба Яга, как это ты украла деньги?! Их нужно обязательно вернуть!

Баба Яга: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.

Воспитатель: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?

Ответы детей: (Нет. Воровать деньги нельзя).

Воспитатель: Баба Яга, отдай нам  деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.

Баба яга: Ага, какие хитренькие. Деньги я вам так просто не отдам. Сначала выполните все мои задания, а потом я подумаю, отдавать вам деньги или нет.

Воспитатель: прежде, чем мы начнем выполнять задания Бабы – Яги, давайте настроимся и проведем небольшую разминку.

Игра «Так - не так».

Воспитатель: Сейчас мы немножко поиграем. Вам нужно быть очень внимательными. Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте!

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

- На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

- Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

- В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

- Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

- Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

- Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

- Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

- Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

- И домой сейчас пойдете (ТОПАЮТ)

- Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Воспитатель: молодцы, ребята!

Воспитатель: Баба – Яга, теперь мы готовы выполнять твои задания.

Баба яга:  первое задание находится здесь! (показывает карточку с изображением монеты 1 рубль. Дети ищут стол с таким же знаком).

Задание 1

Рассказать, откуда у людей берутся деньги.

Ответы детей: (Деньги можно заработать на работе. Деньги можно получить от продажи. Деньги можно выиграть в лотерею. Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения).

Баба яга:  второе задание находится здесь! (показывает карточку с изображением монеты 2 рубля. Дети ищут стол с таким же знаком).

Задание 2

Отгадать загадки.

1. В кошелёк мы их кладём,с ними в магазин идём. (деньги)

2.  На товаре быть должна обязательно …(цена)

3.  И врачу, и акробату выдают за труд …(зарплату)

4.  Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в …(банке)

5. Из какого аппарата выдается всем зарплата …. (Банкомат)

6. У меня игрушка есть,

    И монеток в ней не счесть.

    Моя игрушка — свинка,

    Дырка у нее на спинке.

    Монетки в дырку я кладу,

    Когда их станет много, жду (копилка)

7. Ответить на вопросы что можно купить за деньги, а что нельзя:

Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба.

Баба яга:  третье задание находится здесь! (показывает карточку с изображением монеты 5 рублей. Дети ищут стол с таким же знаком).

Задание 3

Работа в мини- лаборатории.

Экспериментирование: определить, что удобнее: монеты или банкноты.

1. Сжать в одном кулаке монетку, а в другом банкноту, а потом попробовать

порвать.  (Дети выполняют и делают вывод: банкнота мнётся, рвется; монета – нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги).

2. В стакан с водой положить банкноту, а в другой стакан монету.

(Дети выполняют и делают вывод: банкнота намокает, а монета нет, потому что монета сделана из металла, а банкнота из высококачественной хлопковой бумаги).

3.  Что тяжелее: монета или купюра? Уронить. Подуть на монету, а потом на банкноту. (Дети выполняют и делают вывод:  тяжелее монета, потому что монета сделана из металла, а банкнота из  высококачественной хлопковой бумаги).

4. Какие деньги одинаковой ценности можно взять быстрее: банкноту

номиналом 10 рублей или 10 монеток (монетки брать по одной)? (Дети выполняют и делают вывод: банкноты берутся быстрее, потому что банкнота одной купюрой, а монеток 10).

Итог: людям нужны и монеты, и банкноты.

Воспитатель:  ребята, мы с вами сейчас трогали деньги руками, а монеты и купюры проходят через множество рук, поэтому после контакта с деньгами что нам необходимо сделать?

Ответы детей:   (необходимо тщательно мыть руки).

Воспитатель:  я предлагаю вам сейчас хорошо продезинфицировать  руки влажной салфеткой,  а потом в группе мы хорошо вымоем их с мылом.                   Дети вытирают руки.

Воспитатель: а сейчас  немножко отдохнем и поиграем в подвижную игру.

Подвижная игра «Мы монетки».

Дети делятся пополам. Одна половина делает круг – это кошелек. Остальные дети  –  монетки.

Монетки:

                  Мы не детки, мы не детки,

                  А веселые монетки (бегают за другом)

   Дружно скачем: скок да скок… (прыгают на месте)

И обратно в кошелек (пытаются попасть в кошелек).

Монетки – дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг. Игра повторяется – дети меняются ролями.

Воспитатель:  Баба Яга, а у тебя есть профессия, кем ты можешь работать?

Баба Яга: Что это такое профессия? Знать ничего не знаю об этом. Ерунду вы мне какую-то говорите, не отдам я вам деньги. Они мои.

Воспитатель: Баба Яга, ты взрослый человек, а не знаешь, что такое профессия. Сейчас ребята тебе расскажут, кем они хотят стать, когда вырастут.

Ответы детей.

Баба Яга: Ну и зачем вам это нужно?

Воспитатель: Получив профессию, ребята смогут работать и у них будут деньги.

Баба Яга чешет голову и шепчет:

Баба Яга: Сама смогу заработать деньги? И потратить их на подарок Кощею Бессмертному? И делать то, что мне нравится? (говорит ласковым голосом) Ой, а знаете, ребята, о чем я мечтала в детстве? Я хотела стать балериной (пританцовывает) Забирайте ваши деньги,  мне они не нужны. А я побегу в школу танцев, которую открыл у нас в лесу Леший.

Баба Яга улетает.

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас все получилось! Баба – Яга отдала нам кошелек,  как только найдется его владелец, мы сразу его  вернем.

Воспитатель: Скажите, как называются металлические деньги?

Ответы детей: (монеты)

Воспитатель: А как называются бумажные деньги?

Ответы детей: (купюры)

Воспитатель: Молодцы, я хочу всем вам подарить по денежке (раздает по шоколадной монетке). Надеюсь, что вы будете всегда честными с окружающими, добросовестно трудиться и добьетесь в жизни

блестящих успехов.

Воспитатель: Спасибо большое, вы все молодцы! Давайте сами себе похлопаем.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карта России и символы России

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка обращаться с деньгами?"

Советы для родителей по воспитанию у детей финансовой грамотности...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений, развитие экономического мышления у дошкольников, воспитание социально-личностных качеств и ценностных ор...

Статья на тему: Как и зачем учить детей дошкольного возраста обращаться с деньгами?

Первое представление о том, как обращаться с деньгами, формируется благодаря тому, что ребёнок наблюдает за взрослыми....

Развлечение по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений....

Квест-игра по финансовой грамотности для детей старшег дошкольного возраста «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Экономика, это прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться).Научить выделять в окружающем мире экономические характеристи...

Квест-игра по финансовой грамотности в подготовительной группе «Расскажем Бабе Яге, как обращаться с деньгами»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.Задачи:      1. Развивать у детей экономическое мышление.2. Расширить представление д...