Игровые технологии с детьми раннего возраста
статья (младшая группа)

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии с детьми раннего возраста

В настоящее время коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня мы поговорим об игровых технологиях и их эффективном использовании в работе с детьми раннего возраста. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности.

Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.

В своей работе с детьми раннего возраста мы используем следующие виды игр:

1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах»«По узенькой дорожке»«Ай-да» и др.).

2. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)

3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Семья»,  «Пальчики попляшут»«Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай»«Раздувайся пузырь», и т. д.)

5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики»«Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик»«Воробышки и автомобиль»«Кот и мыши» и т. д.).

7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Кто как кричит»«Мишка косолапый»«Зайка беленький» и т. д.)

8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Одень куклу», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», «шнуровка», «Бизиборд» и т. д.)

10. Игры с логическими блоками Дьенеша - это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, по две характеристики величины (большой и маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же»«не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т. д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьми выкладываем три детали и предлагаем считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из фигур. Произносила считалочку«Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза, затем спрашивала «Какую «конфетку» съел Мишка?»

Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали привычными и желанными для наших воспитанников.

Мы считаем, что использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

Эти игры проводим во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"

Игровые технологии с детьми раннего возраста с использованием интерактивного оборудования "SMART"...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.

Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...

презентация на тему "Применение игровых технологий с детьми раннего возраста"

Обучение ребенка происходит постоянно, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении. Участниками образовательного процесса являются родители, педагоги и сам ребенок. В основном, необходимы...

Консультация для воспитателей «Игровые технологии с детьми раннего возраста».

Работая воспитателем в группе раннего возраста, понимаешь то, что ты должен стать мамой, напарником, защитником, учителем и другом. Уметь тонко почувствовать настроение ребёнка и правильно подобрать м...

Использование игровых технологий с детьми раннего возраста

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицате...