Способы собрать команду
методическая разработка

Гусев Александр Александрович

Нестандартные способы собрать команду, когда ее почти невозможно собрать. Мои приемы организации командной работы "

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komandnaya_rabota.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

 "Нестандартные способы собрать команду, когда ее почти невозможно собрать. Мои приемы организации командной работы "

Образовательный процесс направлен на то, чтобы обеспечить взаимодействие детей, а каждого в отдельности ребенка необходимыми условиями, которые бы давали ему возможность самостоятельно действовать, усваивая окружающий его мир. Этот метод характеризуется тем, что на одну из ведущих позиций выходит процесс взаимодействия дошкольника с одногрупниками. Одно из главных направлений – это взаимодействие детей со своими ровесниками во время коммуникативной деятельности. Данную концепцию разработала М.И. Лисина.

Концепция предполагает, что целостная практика дошкольника показывает наличие тесной связи между общения со всеми возможными типами деятельности. Общение оказывает влияние на всю жизнедеятельность ребенка. Данный подход акцентирует внимание на особенности общения детей по содержанию и качеству на протяжении нескольких возрастных этапов.

Общение или взаимодействие детей – это очень сложная деятельность, которая имеет свою внутреннюю структуру: компонентами общения являются цели, мотивы, потребности, задачи и другие важные составляющие.

Ребенок стремится к познанию самого себя и пытается дать самому себе оценку. для этого он сравнивает себя с другими ровесниками в процессе общения.

Л.Н. Галигузова считает, что уже на 3-м году дошкольник начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Об том свидетельствуют такие явления, как то что ребенок перестает действовать по отношению к ровеснику, как к объекту, начинает действовать по отношению к нему, как к субъекту. Появляются определенные субъектные действия, которые осуществляются только по отношению к сверстнику.

Ребенок уже в этом возрасте пытается показать себя сверстнику, проявляет по отношению к нему некоторую чувствительность.

На всем этапе дошкольного периода развития ребенок начинает все больше испытывать потребность в общении с детьми того же возраста. Старший дошкольный период характеризуется тем, что сверстники становятся более желанным в общении, чем взрослые.

Еще одним направлением в изучении дошкольников является исследование их межличностных отношений. Это отражено в работах Т.В. Сенько, А.Д. Кошелевой, Я.Л. Коломинского и других авторов.

Этот метод подразумевает использование социометрических исследований, которые направлены на определение имеющихся в группе дошкольников предпочтений. Было доказано, что в старших группах имеется достаточно устойчивая система отношений между детьми.

А.Д. Кошелева в своих исследованиях изучила поведение тех детей, которых взрослые попросили позвать кого-либо из группы. То, как именно это делали дети, показало существование различных уровней межличностных отношений между детьми.

Уровень взаимодействия личностей проявляется в том, что дошкольник называет своего сверстника по имени и без труда прикасается к нему в случае необходимости.

Это сопровождается активной речью и проявлением адекватных эмоций. Обычно сверстники реагируют на просьбу вполне адекватно, но иногда не сразу выполняют просьбу.

Уровень речевого общения проявляется в том, что ребенок неуверенно подходит к сверстнику и также неуверенно передает ему просьбу взрослого. Тот же, кого позвали может даже не отреагировать на это и продолжит заниматься тем, чем занимался до этого.

Уровень предметного или физического взаимодействия проявляется в том, что ребенок подходит к ровеснику, не обращается к нему, старается выхватить у него игрушки либо даже подталкивает в спину или делает что-то подобное.

Обычно ровесник подчиняется подобным действием ребенка, однако высказывают ему свое недовольство, либо жалуются взрослому.

Уровень замены или отказа от выполнения. Ребенок, которого попросили подойти к воспитателю отказывается это сделать, либо не до конца выполняет эту просьбу.

Обычно это сочетается с высокой эмоциональной напряженностью.

Это позволило А.Д. Кошелевой сделать вывод, что существует необходимость в том, чтобы сперва ориентировать ребенка на сверстника. Исследователь считает, что главной причиной неумения детей налаживать контакты со сверстниками является неразвитый внутренний поведенческий план.

Детские конфликты

Работая с детьми дошкольного возраста очень важно подробно изучать детские конфликты. Это не просто какие-то негативные явления, которые иногда происходят в жизни ребенка, а важные ситуации общения, которые оказывают влияние на развитие психики и личности человека.

Взрослый должен понять, каковы главные причины возникновения конфликтных ситуаций, нужно уметь прогнозировать детское поведение, учитывая их возрастные особенности и учить детей правильно общаться в этих ситуациях.

ФГОС дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К этим требованиям относятся:

  1. развитие доброжелательных отношений ребенка к себе и окружающим, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  2. создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства коллективизма и ответственности за другого человека.

Все эти качества можно развить у детей с помощью приобщения работать в команде.

Формирование умения командной работы

Формирование умения командной работы воспринимается нами не просто как помощь в решении сложных воспитательных задач, и не только как способ взаимодействия воспитателей и детей, но как полноценная коллективная деятельность детей, решение задач, которые требуют непрерывных либо временных контактов с окружающей средой.

Если именно так понимать термин «развитие навыков командной работы», то речь идет о командных действиях. Когда дети осознают, что от их совместных усилий зависит успешность общего дела, они становятся соратниками и их позиция по отношению друг ко другу меняется. Даже если и против желания, они начинают проявлять самостоятельность и инициативу.

Поэтому поведение, которое побуждает к командной работе, является ценным с педагогической точки зрения. Это стимулирует детей развивать личностные качества, которые пригодятся им не только в пределах детского сада, но и на протяжении всей жизни.

Этапы развития навыков работы в команде

Процесс развития навыков командной работы можно разделить на следующие этапы:

Первый этап:

  • Обучение постановки целей, формирование стремления к их достижению;
  • Обучение постановки индивидуальных целей и их достижению;
  • Знакомство с методами парной работы;
  • Обучение работы на одной территории;
  • Знакомство с методами распределения материалов;
  • Получение удовольствия от достижения общей цели.

Второй этап:

  • Учиться замечать трудности у сотрудников;
  • Развивать чувство удовлетворенности от совместной работы;

Третий этап:

  • Обучение постановки целей, формирование стремления к их достижению;
  • Объединение в мелкие группы от 4 до 6 человек разными методами;
  • Обучение поиску новых методов решения задачи;
  • Обучение новым методам распределения функций, ролей и материалов;
  •  Обучение контролю промежуточных и конечных результатов;
  • Развитие чувства личной ответственности за общий результат.

Итак, развитие навыков коллективной работы подразумевает обучение детей деятельности, которая ведется двумя или большим количеством участников, причем каждый выполняет свою роль, отличающуюся от остальных.

Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

 При формировании готовности к сотрудничеству педагог обязательно должен учитывать возраст детей:

• младшая группа – педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности.

• средняя группа – педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека.

• старшая группа – педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности; развивает контроль, самоконтроль, самооценку; воспитывает ответственность за коллективный результат; организует деятельность в микро группах по 3-4 человека.

• подготовительная группа – педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности; организует микро группы, состоящие из 4-6 человек по выбору детей.

Для этого в образовательном процессе дошкольных групп широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:

• демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;

• переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;

• создание ситуации недостатка материала;

• создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;

• выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.

В образовательный процесс включаются:

- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

- нетрадиционные формы организации совместной деятельности (конкурсы, викторины, интеллектуальные игры);

- организация детей в парах, тройках, малых группах;

- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, необходимо проводить этические беседы, использовать литературные произведения, аудиозаписи.

Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе. Педагог должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость.

 Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.

В течение дня необходимо неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: установление доверительного контакта друг с другом; умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других; развитие мимики и пантомимики; развитие наблюдательности.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. 

Особенности проведения рефлексии:

• вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;

• вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Для формирования навыков сотрудничества важно использовать наглядные формы работы:

• «Доска желания» (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Это макет планирования деятельности детей на неделю. В начале недели педагог с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Утром в понедельник, совместно с педагогом дети распределяют, в какой день и в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов.

Цель данной формы работы: создание эмоционального настроя детей на всю неделю; развитие умения договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей; дети учатся делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения; развитие эмпатии (умения принимать чувства другого человека).

• «Копилка добрых дел». Каждая семья изготавливает коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра».

Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость. Пособия интерактивны и предполагают высокую степень активности самих детей, позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности.

Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, т.е. нам с вами, при правильной организации совместной деятельности и игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «СОБРАЛИ УРОЖАЙ – ГОСТЕЙ СОБИРАЙ»

В сценарии осеннего фольклорного праздника представлен интересный материал по четвованию труженников  Подольского района  Лаговского сельского округа. Материал интересен для музыкальных руко...

Визитка команды для выступления в экологическом марафоне. Название команды "Зеленый патруль"

Марафон представляет собой единую систему интеллектуальных игр с ипользованием мультимедийного оборудования, проводимых в течение года со следующими целями и задачами:развитие воображения, внимания , ...

Эстафеты насекомых. Участвуют три команды детей. В каждой команде по 10 человек. Ведущий в костюме бабочки.

Эстафеты насекомых. Участвуют три команды детей. В каждой команде по 10 человек.Ведущий в костюме бабочки....

Семинар-практикум для педагогов «Мы одна команда! Способы эффективного взаимодействия»

Семинар-практикум для педагогов (технология «Тимбилдинг»)...

Игры совместно с родителями. Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» «Чья команда быстрее построит?» Цели: • ·учить строить в команде, помогать друг другу; • ·развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

Игры совместно с родителями. Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование»  «Чья команда быстрее построит?»Цели: ·учить строить в команде, помогать друг другу;·разви...

"Финал областного конкурса на лучшую команду территориальной организации Профсоюза "Вместе мы команда!"

1 декабря 2023 года во Дворце детского творчества г.Рязани прошел финал областного конкурса на лучшую команду территориальной организации Профсоюза "Вместе мы команда!" За это звание боролис...