Доклад на МО семинар на тему: "Влияние пальчиковой игры на развитие речи ребенка"
консультация (средняя группа)

Полякова Елена Дмитриевна

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika_i_ee_rol.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и ее роль

в развитии речи детей.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В.А. Сухомлинский

        В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которое сопровождаются движениями пальцев, например известные всем "Сорока-белобока...", "Ладушки", "Идет коза рогатая". Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые  короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и

соединение зоны, отвечающие за речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной

деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  2. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  5. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  6. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
  7. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
  8. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
  9. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Какие задачи решает педагог при развитии мелкой моторики рук ребенка?

  • Стимулирует развитие речи у детей раннего возраста.
  • Стимулирует развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Подготавливает руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.
  • Способствует развитию внимания, пространственного мышления дошкольников.
  • Способствует развитию эмоциональной выразительности.

Группы и виды пальчиковых игр

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

 1 группа: Упражнения для кистей рук

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключатся с одного движения на другое.

2 группа: Упражнения для пальцев условно статические.

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа: Упражнения для пальцев динамические.

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:

Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока- белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые кинезиологические упражнения: такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ

ГИМНАСТИКОЙ?

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.

С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.

Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.

С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

  • Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
  • Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  • Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
  1. взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
  2. взрослый выполняет движения руками ребенка;
  3. ребенок выполняет движения своими руками.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
  • При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  • Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
  • Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру 

Памятка

«Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста»

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. В головном мозге область, отвечающая за развитие речи ребенка расположена рядом с областью, отвечающую за движение. Поэтому стимулируя двигательную активность ребенка и развитие движений пальцев рук, мы стимулируем развитие речи ребенка.

То есть уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как мы можем развивать мелкую моторику рук ребенка раннего возраста?

Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

Ребенку можно предложить следующие упражнения:

• Пальчиковые игры 

• Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками.

• Собирать матрешку, пирамидку

• катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики;

• указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• сжимать и разжимать кулачки;

• отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре и все пять;

• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

• собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались»);

• Лепка;

• Тестопластика

• Игры с песком, водой

• Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук

• Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий«Найди спрятанный предмет»«Найди фигуру и назови ее».

• Мозаика

• Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

  • Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.

• Игры – шнуровки

• Пазлы

• Конструкторы

• Чудесный мешочек - игры на развитие тактильного восприятия. В мешочек складываем игрушки – мячик резиновый, плюшевого мишку и т. д. И просим ребенка на ощупь определить что это!

• Игры с нанизыванием собери бусы, овощи.

• Создание картин из макарон и круп. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить

• Разрывание бумаги

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, воспитывают усидчивость.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

  1. Перед игрой с ребенком нужно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  2. Перед        началом        упражнений        дети        разогревают        ладони        легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполнять        упражнение        нужно        вместе        с ребенком,        демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без напряжения мышц руки, чтобы они ему приносили радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут, повторяется в течении дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз, постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  11. Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми, наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
  12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.
  13. Никогда не принуждайте, попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.

В данном сборнике представлены пальчиковые игры для детей раннего дошкольного возраста.

Игры увлекательны по содержанию, они помогут сформировать развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей.

Данная        подборка        пальчиковых игр адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка

пальчиковая гимнастика с применением русско-народных потешек и стишков...

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»

Доклад для родителей на тему «Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка»...

Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Актуальность.Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр, на развитие речи ребенка"

Практикой подтверждено, уровень развития речи, напрямую зависит от тонких движений пальцев рук ребенка....