Публикации
статья (старшая, подготовительная группа)

попова марина васильевна воспитатель

Всегда готова делиться опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска»

Консультация для педагогов

«Готовность педагога к руководству игровой  деятельностью детей»

Приготовила

Попова М. В.

Воспитатель

 высшей категории

г. Челябинск.

2018г.

В профессиональном стандарте педагога дошкольного образования выделены профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Одним из их требований является способность педагога уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности детей: предметно-манипулятивную и игровую. Очень серьезное требование ФГОС - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Таким образом, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста является профессиональной обязанностью педагога ДОО.  Если взрослые умеют и любят играть,  они будут играть с ребенком, и у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.

Как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в развитии игровой деятельности современных дошкольников. Поэтому важным направлением в управленческой работе дошкольной образовательной организации становится формирование готовности педагогов к организации игровой деятельности детей.

Понятие «готовность педагогов к организации игровой деятельности детей» многоаспектно и включает в себя как качества личности педагога, так и собственно его деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках по руководству игровой деятельностью детей.

В качестве критериев готовности педагогов к игровой деятельности нами были выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность.

Показателем для мотивационной готовности выступает  понимание необходимости владения навыками руководства игрой дошкольников; желание научиться владеть навыками руководства игрой дошкольников.

Показателями содержательно-операционной готовности являются достаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников; владение эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников; высокий уровень игровой деятельности дошкольников; эффективное планирование игровой деятельности дошкольников.

Показателем  рефлексивной готовности является способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности; способность конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности; способность к профессиональной самооценке игровой деятельности дошкольников.

Анализ программ и методической литературы показал, что основным содержанием профессиональной деятельности педагога ДОО по организации игровой деятельности детей должно стать овладение детьми умений и навыков игровой деятельностью, соответствующих возрастным особенностям, которые формируются под влиянием правильной организации воспитателями.

При этом определены три уровня  готовности педагогов к организации игровой деятельностью дошкольников.

Высокий уровень: педагоги планируют в системе работу по развитию игровой деятельности дошкольников; знают эффективные методы, приемы и средства руководства игровой деятельностью, адекватно оценивают уровень игровой деятельности детей своей группы, при этом у них есть желание повысить свой профессиональный уровень. У педагогов сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Конструктивно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют в разные виды игр в течение дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту. Педагог является участником и партнером в игре, постепенно усложняет игру, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Средний уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников,  но в плане отражены не все виды игр дошкольников. Понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, при этом есть желание повысить свой профессиональный уровень. Но воспитатели частично владеют эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников. У них частично сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течение дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту частично. Дети играют дружно, без конфликтов. Педагог старается быть участником и партнером в игре, но затрудняется в усложнении игры, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Низкий уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников бессистемно, хаотично; педагоги понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, но нет желания повысить свой профессиональный уровень. У педагогов недостаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников. У них не сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Неадекватно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течение дня. Уровень игровых умений не соответствует возрасту.

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Ежедневно педагогу следует планировать и организовывать совместные игры:

• подвижные;

• дидактические;

• настольно-печатные;

• театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);

• сюжетно-ролевые;

• игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;

• коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;

•профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр педагог должен занимать позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Начиная с 2х-3х лет  основная задача педагога - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Для развития свободной, самостоятельной игры педагогу нужно создать полноценную предметно-игровую среду и инициировать  возникновение игр по интересам детей.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/24/k_585eb8c99b490/373064_1.png

В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, созданный и оформленный в групповой комнате в удобном для всех месте.

Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, созданный и оформленный в групповой комнате в удобном для всех месте. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие. В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.

Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль. Педагог продумывает и свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.

При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.

Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии. При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.

А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/24/k_585eb8c99b490/373064_2.png

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем  внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Прямые: Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Косвенные: Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка – проведение – анализ результатов.

В подготовку мы включаем: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Проведение: объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.

Подведение итогов: ответственный момент – мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.

Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.

Также путем советов, индивидуальных заданий и поручений формируем умение определения ребенком роли и доведение ее до конца. Развиваем навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски, музыкальные инструменты Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства. 

Литература

1. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. С. 86-89. 
2. Бабанский, Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 1971. - № 8. - С. 33-41. 
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 464 с. 
4. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. - М., 1916. - 592 с. 
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с. 
6. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 18-21. 
7. Каганер, Л. О. Планирование дошкольного воспитания / Л. О. Каганер // Дошкольное воспитание. - 1931. - № 9. - С. 7-10. 
8. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73-78. 



Предварительный просмотр:

Попова Марина Васильевна, воспитатель

МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска»

г. Челябинск

Дидактические сказки-подсказки в формировании элементарных математических представлений

Вопросы формирования элементарных математических представлений и математического  развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные  считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли  сформировать у ребенка понятия  о числах, форме, величине, пространстве и времени.

В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой удобной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира, т. е. учебные задания «подаются» в форме дидактических сказок. Использование занимательного материала, в частности дидактических  сказок, по мнению З. А. Михайловой, способствует наиболее эффективному формированию элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста, так  как  они  практически включаются в простую математическую деятельность и активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают  простейшие временные  и  пространственные отношения, преобразуют предметы различных  форм и величин.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая  часть их общей подготовки к школе. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные  математические задачи, дети проявляют  волевые усилия, приучаются действовать  целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда идет речь о дошкольнике, то необходимо иметь в виду, что математику следует связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Сказка – универсальное средство. Она  имеет  воспитательный, образовательный и  развивающий потенциал и очень  ценна для педагогов и родителей.  В детском  саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитие речи, рисование, лепка. Поэтому эти  занятия интересны и увлекательны. Но дидактические сказки также можно  использовать и при формировании элементарных математических представлений у детей.

Дидактические сказки должны соответствовать следующим  критериям: отсутствие  содержательных математических  ошибок; завершенность  сюжета; последовательность  и логичность изложения; оригинальность  сюжета.

В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира.

В своей работе воспитатель может  использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывать возрастные особенности детей, а также математическое содержание: форма; величина; ориентировка  в пространстве и времени; совершенствование  навыков счёта; моделирование   и     т.д.     удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.

Формирование  математических представлений с  использованием дидактических сказок проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность. При  использовании красочных, необычных пособий - «волшебные мешочков», «волшебных клубочков»,  корзинок, сундучков, шкатулок, писем от сказочных героев, шишек, жёлудей и других природных материалов, у детей  повышается интерес, внимание к занятию.

Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей  наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают  словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи. Дети учатся логически мыслить, а процесс  обучения становится интересным и совсем не трудным. Во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.

Требования, которым должны соответствовать сказки: математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования данного возраста; предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом, развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т. п.; сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т. д.; в сказке должно быть предусмотрено какое-либо время на обдумывание каждым ребёнком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала; сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован; целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга; содержание сказки должно решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.);  с целью поддержания постоянного интереса к занятиям можно использовать математические сказки по принципу «сериала с продолжением».

Созданию наших сказок –подсказок предшествовал познавательный проект «Математические сказки». Проект был краткосрочным, познавательно-игровым. Целью проекта было формирование элементарных математических представлений детей старшего возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности. Дети самостоятельно находили способы решения познавательных задач, стремились к достижению поставленной цели, преодолевали трудности, переносили усвоенный опыт в новые ситуации.

К участию в проекте были привлечены родители. Им было дано задание – сочинить совместно с детьми математические сказки на основе знакомых народных. Результатом этого задания стали книжки со сказками - «Домик для круга, треугольника и квадрата» (на основе сказки «Три поросенка»), «Сказка про цифру 1» (по сказке «Лиса и журавль»), «Сказка про фигуры» (по сказке «Маша и медведь»). «Цифровой теремок» (по сказке «Теремок») А так же авторские сказки детей «Лучшие друзья»- про цифры 2 и 5,  «Три и круг», «Заколдованный лес».

Так же были проведены беседы с родителями о том, как организовать дома математические игры для детей с использованием занимательного материала, консультация на тему «Как научить ребенка считать, используя сказки».

Во время проекта дети слушали и вспоминали сказки с элементами счёта –«Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Цветик-семицветик», рассказ К,Ушинского «Четыре желания». Познакомили детей с принципом «троичности» в сказках–три героя, три желания, три богатыря, три головы Змея Горыныча. Заучивали стихи про цифры, считалки. Отгадывали загадки о геометрических фигурах и цифрах, решали задачки в стишках , которые брали с сайта «Зайкина  сказка».

Детям были предложены математические раскраски, трафареты с цифрами, пластилин для лепки цифр и геометрических фигур. Познакомили детей со счётами, способами счёта и отсчёта на них

Практическая часть.

Работа с родителями по написанию сказок и изготовлению книжек со сказками

Дети и родители сами могут придумать сказки, которые помогут ребенку усвоить цвета, цифры, узнать о сложении и вычитании или научиться правильно ориентироваться в пространстве. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно. Так была придумана сказка о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят.

Домик для круга, треугольника и квадрата

 Жили-были круг, треугольник и квадрат. Спорили они, кто из них важнее. «Без меня, — говорил круг, — ни одна машина не поедет – колеса то круглые!». «А из меня, — не отставал квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало кругу, треугольнику и квадрату, и решили они строить домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У квадрата дом был квадратный, без крыши. Когда шел дождь, квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились круг, треугольник и квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника — крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике.

Книжки со сказками.

C:\Users\User4\Desktop\Марина Попова Аттестация\Семейные Матаматические сказки 1.jpg

C:\Users\User4\Desktop\Марина Попова Аттестация\Семейные Математические сказки 2.jpg

C:\Users\User4\Desktop\Марина Попова Аттестация\Семейные Математические Сказки 3.jpg



Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С № 12

Г. Челябинска

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Обеспечение  содержательной насыщенности,

трансформируемости, полифункциональности, вариативности,

доступности и безопасности  развивающей

предметно-пространственной среды дошкольной образовательной  организации »

Приготовила:                                         

Воспитатель высшей категории         

Попова М.В.                                        

Челябинск

2017г

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать их способности. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя - важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы группы, оборудование должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков по данной теме, также материальных ресурсов для приобретения необходимых материалов. Это определяет необходимость  разработки  такой системы создания предметно-пространственной развивающей среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся  развивающей среды.

Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, психологов, экологов  и других специалистов. Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

  Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение в  условиях реформируемой системы образования, особенно её дошкольного звена. Его развитие и конкретизация в дошкольном образовательном учреждении приобретает особую значимость, поскольку образовательная предметно-развивающая среда является неотъемлемым базовым условием.

Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-окружение, в которой пребывает ребёнок и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:  

  • дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  • стабильности – динамичности,  предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво;
  • открытости – закрытости, т. е. в готовности среды к изменению, корректировке и  развитию, которое реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я".
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразований и экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться  на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Предметно-пространственная среда  должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе.
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны  и интересны детям,  без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, в том числе, с песком и водой;
  • двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Так же в Стандарте говорится, что предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы.

Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная  среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в группе полифункциональных, т.е. не обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вариативность развивающей среды обусловлена спецификой  ее деятельности, особенностями контингента детей, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями.

Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы».

 Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.

Важными  положениями ФГОС дошкольного  образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое  взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной  среды - психологическая безопасность.

Психологическая безопасность среды обеспечивается путем  формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Предметно-пространственная  среда  в каждой возрастной группе детского сада  в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:

  • для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
  • для детей четвертого года жизни -  это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
  • для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
  • для детей шестого и седьмого года жизни  важно предложить детям игры ,развивающие восприятие ,память ,внимание.

Необходимо отметить, что с учетом взросления и развития детей предметно-пространственная среда определяется  воспитателем с учетом  интересов детей: в младшем и среднем возрасте она организуется воспитателем вместе с детьми. Старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.

Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения.  Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой,  и для продуктивной,  и для исследовательской деятельности.

По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:

1.  «Спокойное» функциональное   пространство - пространство  для спокойной  деятельности детей.

2.  «Активное» функциональное  пространство -  пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.

 3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности.

 Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться»,  иметь подвижные ,легко трансформируемые границы.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды- т.е. разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке и  должно соответствовать-возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости: -от  образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления, в том числе использование природных материалов, предметы заместители.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;
  • разнообразие игр, материалов,  игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

От того, насколько хорошо вы знаете возрастные особенности детей своей группы, их возможности, их интересы, предпочтения, настолько созданная вами среда будет иметь содержание. Например, в уголок творчества можно поместить бусины, пуговицы, нитки, кусочки бересты, ткани, перышки, палочки деревянные, крупы, соленое тесто и другие материалы, которые предоставят ребенку возможность выбора вида деятельности, вида материала из представленного многообразия, проявить инициативу в создании своего продукта. Не секрет, что располагая в данный уголок только фломастеры, карандаши и крошечные листы бумаги, мы убиваем зачатки творчества на корню, приучая детей к выполнению однообразных действий.

Трансформируемость среды

  • Возможность изменения РППС в зависимости от интересов и возможностей детей. Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей, которые дети переносят в течение дня в соответствии с видом деятельности и играми, которые они задумали самостоятельно и по собственной инициативе.

Полифункциональность

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих РППС ДОО для использования в разных видах детской активности (детской мебели, ширм, переносных столиков, природных материалов, компонентов и пр.) Важно понимать, что предметы, находящиеся в среде должны быть многофункциональны. В обстановке группы должны находиться те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Детям интересно использовать один и тот же предмет неоднократно. Предоставьте ему эту возможность. Пусть ширма для театральной деятельности сегодня выполняет функции прилавка магазина (овощного, продуктового, игрушек, завтра они могут использовать эту ширму как стену творчества, на которой разместят продукты детской деятельности (рисунки, поделки, материалы лепки, она может быть и уголком уединения, где дети будут хранить семейные мини-альбомы или любимые игрушки (это будет индивидуализация среды) или сделать из нее музей краеведения, в котором они разместят гербарии, минералы, фотографии и пр. Если вы покажете ребенку различные варианты ее использования, а также и других предметов обстановки, будьте уверены – дети самостоятельно будут находить им различное творческое применение.

Вариативность

  • Наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и их сменяемость. Вариативность предусматривает адаптацию развивающей предметно-пространственной среды для содержания основных общеобразовательных программ, региональных культурных традиций, специфики воспитательно-образовательных задач вашей дошкольной организации.

Доступность

  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям. Не стремитесь поместить на верхние полки стеллажей новые игрушки, пособия. Все что приобретается вами и вам выдается, должно быть использовано по назначению. Также доступность среды предполагает и возможность ребенка самостоятельно размещать продукты своей деятельности, иметь возможность в любой момент действовать с ними, показать родителям, сверстникам, т. е необходимо выделить место в пространстве группы, приемной или в коридоре для этих целей.

Безопасность

предусматривает, что все элементы РППС соответствуют необходимым требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования и соответствуют требованиям по:

  1. санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  2.  нормам этической и экологической безопасности,
  3.  правилам пожарной безопасности.

При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Разнообразие игрушек в вашей группе не является основным условием развития ребенка. Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал: отходы бумаги, ткани, меха, кожи, картона, скотч, фломастеры, которые ваши воспитанники могут использовать в уголке природы, в центре экспериментирования, художественно -эстетическом центре (уголке, в театральном, для ручного труда и пр.

Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.

Поэтому воспитатели многих детских садов вместе с родителями в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.

Предметный мир в среде должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

В требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)

Для чего необходимо изменять среду? Необходимость изменения среды должна возникать у педагога всегда, ведь она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, а также запросов и предпочтений родителей, партнеров и непосредственных участников образовательного процесса. При создании среды педагог должен всегда учитывать, что предметно-пространственная развивающая среда должна:

  • побуждать интерес ребенка, вызвать желание пощупать, подержать в руках, поиграть, переставит, изменить расположение предметов, посидеть и почувствовать форму,
  • вызвать потребность в совместном действии, побудить к поиску партнера для парных или групповых действий, а также для индивидуальной работы или игры;
  • вызывать исследовательский интерес – побудить к поиску и интерпретации скрытых свойств предметов и явлений окружения
  • нести конструкторскую и творческую активность – должна побуждать к реорганизации, трансформации, переносу как исполнению замысла действий (игровых, коммуникативных и т. п., развивать у ребенка пространственное мышление;
  • быть информативной.



Предварительный просмотр:

Публикации

Тема

Место

Дата

Уровень

Рецензия  

Консультация для педагогов «Готовность педагога к руководству игровой  деятельностью детей»

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/24/gotovnost-pedagoga-k-rukovodstvu-igrovoy-deyatelnostyu

24.02.

2019 г.

Всероссийский

Внутренняя

Консультация для педагогов «Обеспечение  содержательной насыщенности,

трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности  развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной  организации »

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/24/obespechenie-soderzhatelnoy-predmetno-prostranstvennoy

24.02.

2019 г.

Всероссийский

Внутренняя

«ФЭМП у детей»

ДОУ

23.09.

2023 г.

В рамках ДОУ

Внутренняя

Дидактические сказки-подсказки в формировании элементарных математических представлений

Городской сборник материалов «Педагогическая находка»

22.02.

2024 г.

Городской

Внутренняя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...