Консультация для педагогов "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста".
консультация

Азаматова Айгуль Рахимьяновна

Консультация для педагогов "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возроста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Современные требования, предъявляемые дошкольным образовательным организациям, становятся все более серьезными, и это требует пересмотра традиционной системы работы. Концепция педагога как простого транслятора знаний уже устарела. Главное на сегодняшний день   выявление задатков и развитие способностей каждого дошкольника, формирование широкого круга компетенций у дошколят. В рамках ФГОС сотрудничество и взаимодействие становятся основой образовательных отношений, где ребенок участвует как равноправный участник, работая как с другими детьми, так и с взрослыми.

Слайд 3

Развитие познавательной активности ребенка, его интеллектуальных способностей – важнейшая задача дошкольного образования. Это обусловлено тем, что для дошкольника знания, полученные в результате собственного труда по решению проблемных задач, значительно прочнее и надежнее сведений о мире, полученных репродуктивным путем. Ещё американский психолог Карл Рэнсом Роджерс подчёркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам.

Для развития интеллектуальных способностей педагоги и психологи особенно рекомендуют использовать разные методики. В своем выступлении хотелось бы раскрыть особенности наиболее эффективных из них.

Слайд 4

Первая методика - палочки Кюизенера. Этот яркий, привлекательный набор помогает детям научиться решать логические задачи, делая процесс обучения веселым и занимательным. Они помогают развивать у детей представления о числе на основе счета и измерений.

Существует огромное количество упражнений для работы с материалом. Все задания можно разделить по блокам:

- задания на ознакомление с палочками;

- задания на изучение цвета;

- задания на изучение измерений;

- задания на построение;

- задания на состав числа;

- логические задачи.

Слайд 5

Данная методика подходит для работы с детьми от 3 лет. Реализуя данную методику, вначале мы предлагали детям использовать палочки как конструктор. Дети создавали фигуры на горизонтальной и вертикальной плоскости, а затем стали использовать специальные схемы, которые можно найти как в интернете, так и создать самостоятельно. А после пособие уже использовалось как для юных математиков.

Все упражнения мы старались предлагать в игровой форме. Индивидуальные упражнения чередовались с коллективными. Для каждого ребенка подбор упражнений осуществлялся с учетом их индивидуальных возможностей, а также уровня развития. Занятия с палочками Кюизенера мы используем и для подготовки детей к школе, формирования у них важнейшие навыки: способность воображать, разбираться в цветах и размерах.

Слайд 6

Еще одна методика, которой хочется поделиться - методика Золтана Дьенеша, которая позволяет результативно и в то же время оригинально знакомить дошкольников с математикой посредством необычных логических  заданий. Достоинство данной методики состоит в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в свободной деятельности. Дети даже не догадываются, что приобретают знания.

Блоки Дьенеша – пособие, состоящее из 48 фигур, из которых выделяются 4 геометрические формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 величины (большой и маленький) и 2 разновидности толщины (толстые и тонкие предметы). Особенность данного набора состоит в том, что в нем невозможно найти даже двух одинаковых деталей: они все разные. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат дошкольников многим навыкам: мыслить, следить за точностью движений, правильно говорить. Старшие дошкольники начинают использовать более сложные по составу предложения в речи на основе математических действий: сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Слайд 7

Рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша. Для ознакомления с пособием вначале мы просто перебирали фигуры, пробовали их в руках ощупью, а также играли с ними. Затем предлагали малышам простейшие задания: например, выбрать из всей совокупности материала только красные предметы (закрепление понятий «такой» — «не такой») или распределить их по размеру или толщине. В младшей группе дети управляют только единственным свойством (например, цвет), а в средней группе осваивают уже 2, а в старших группах 3 и 4 свойства. Отметим, что воспитанники старшей и подготовительной групп при постоянной работе с блоками Дьенеша успешно овладевают математическим мышлением: в этом возрасте вводятся закономерно вытекающие цепочки, а также работа по умению обозначать символами. Благодаря систематической работе с блоками Дьенеша, дети могут усваивать самые сложные правила в играх.

Слайд 8

В общем, задания по методике по мере развития дошкольников усложняются в следующем порядке:

  1. Задания на умение выделять общие свойства в разных фигурах.
  2. Задания, которые упражняют в умении сравнивать детали по их соответствующим признакам.
  3. Задания, которые развивают умение классифицировать и делать выводы.
  4. Задания, которые отрабатывают умение строить алгоритмы.

Слайд 9

Воспитателям рекомендуется демонстрировать элементы представленных выше методик родителям детей на собраниях, чтобы взрослые занимались с детьми и дома. В этом случае образовательный процесс станет более эффективным.

Слайд 10

Таким образом, воспитателям следует использовать в своей деятельности такие инновационные технологии обучения, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, которые со временем будут доступны, понятны и интересны детям, в результате чего активизируется познавательная деятельность детей, и они будут ощущать интеллектуальное и духовное развитие от процесса познания.

Список используемых источников

  1. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. – 2019. –  №1 – С.141 – 143.
  2. Микляева Н. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного воспитания. – М.: Юрайт, 2022. – 451 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кьюзенера

Использование палочек Кюизенера позволяет формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным, получить многие математические представления, играя, в резуль...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера».

laquo;Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера».                        ...