РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье раскрывается вопрос значения семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Авторы представляют свой опят работы по взаимодействию с родителями воспитанников, различные формы и методы работы с ними по воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Романова Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска, детский сад №123

Кузьмина Татьяна Валерьевна,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска, детский сад №123

Детские годы являются важными этапом в формировании личности ребенка. Многое зависит от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

Семья играет первостепенную роль в жизни ребенка. Она для него источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и получает первые навыки общения с окружающими его людьми, с его родителями. И хотелось бы, чтобы эти примеры и опыт были у него положительными, что позволило бы ему в дальнейшем правильно выстроить свои отношения с окружающими, создать свою счастливую семью. К сожалению, не всегда в семье дети получают положительный опыт.

Семейные традиции, отношения между взрослыми очень влияют на детей. В воспитании детей в основном принимают участие два человека – это отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок.  Е. И. Рерих отмечает в своих письмах, что "Человечество должно осознать великий Космический Закон, закон величия и равноценности двух начал, как основу Бытия" (п.1, с. 21)[1, с.1]. Речь идет о равноценности мужчины и женщины.

Не просто растить детей в сложном современном мире. Постоянная занятость родителей на работе, проблемы, стрессы приводят родителей к тревожному состоянию, раздражительности и все это негативно сказывается на детях. А ведь еще одна не менее важная функция семьи – это безопасность [2]. Не всегда родители, будучи сами не уверены в завтрашнем дне, могут обеспечить ее своим детям. Им передается состояние родителей, поэтому у нас так много беспокойных, тревожных детей.

 Родители очень часто вместо общения со своими детьми дают им в руки гаджеты, которые не способны заменить родительское общение. Общение же с детьми ограничивается несколькими вопросами, главный из которых, что ребенок ел и редко кто интересуется тем, как ребенок провел день, чем они занимался.

И все же родители искренне любят своих детей, но не все умеют проявлять эту любовь. Для них важно удовлетворить потребности своих детей в еде, одежде и образовании. И недооценивается роль родительской любви. Очень важно для формирования личности ребенка, его гармоничного развития, чтобы в семье существовали доброжелательные, дружеские отношения, взаимопомощь, доверие. А это все не возможно без любви. Любовь - основа таких отношений. Об огромном значении любви между мужчиной и женщиной писала Е. Рерих. «Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия все созидается мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимы два Начала, соединенные космическою любовью" (Письма Елены Рерих: от 9.01.35)[1, с.1].

В семье нужно относиться к ребенку как к равному члену семьи. Важно вовлекать его в совместный труд, советоваться с ним, уважать его личность, право на самостоятельную жизнь (разнообразные игры с друзьями), доверять его возможностям (я сам!), помочь ему организовать его собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, а вместе[2].

Чтобы вырастить нравственно здоровое поколение необходимо решать проблему совместными усилиями родителей и педагогов.

Педагоги дошкольных учреждений прикладывают много усилий для того, чтобы наладить диалог семьи с детским садом, чтобы родители стали активными участниками детсадовской жизни своих детей.

В нашем учреждении мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

К традиционным формам работы относятся: благоустройство группы, уборка игровой площадки, украшение детского сада к празднику, строительство снежного замка, родительские собрания, консультирование, папки-передвижки, информационные стенды. Нетрадиционные формы и методы работы это: анкетирование, дни открытых дверей, участие в экскурсиях, участие в экологических акциях («Поможем  птицам перезимовать», «Спаси дерево, сдай макулатуру», «Принимаем батарейки» и другие); создание детско-родительских  проектов по тематическим неделям («Маршрут выходного дня», «Азбука вежливости», «Разноцветная планета»), участие в конкурсах и выставках творческих работ, выставки личных достижений детей, семинары-практикумы для родителей («Создание мультфильмов», «Сюжетные игры»), создание портфолио ребенка, онлайн-конференции по вопросам воспитания детей, использование веб-ресурсов (сайт детского сада), создание групп в мессенджерах (Viber). Наш детский сад участвует во всероссийском проекте «Чердак времени», где дети знакомятся с предметами прошлого, с народными традициями; а также в проекте «Книжный сад», где можно взять домой книгу, чтобы прочитать ее с родителями. Еще одна интересная форма работы – это «Лестница любви». Она представляет собой лестницу с сердечками, на которых написаны задания для родителей («Обнимите своего ребенка», «Скажите ребенку, что вы его любите»). Так же в саду есть «Телефон доверия», по которому можно позвонить психологу и проконсультироваться по разным вопросам. На дверях, при входе в детский сад висит «Почтовый ящик», куда можно отправить свое пожелание педагогам или задать вопрос. С родителями наших воспитанников устанавливаем доверительные партнерские отношения, ведь мы делаем одно общее дело.

Нами замечено, что взаимоотношения детей, родителей и педагогов благодаря совместной работе улучшились, ведь совместная деятельность объединяет всех ее участников.  

И все же роль родителей в воспитании детей очень велика. Именно от них зависит, каким вырастет их ребенок, будет ли он духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым или же он будет трусливым, безвольным и озлобленным на весь мир.

Непосредственно в семье происходит формирование личностных качеств, чувств, привычек и навыков общественного поведения. Но основой любой системы воспитания должна быть любовь.

Литература

  1. Взаимоотношения Начал в процессе эволюции // Агни Йога о взаимодействии Начал. Киев. Содружество Сердце. 1999 г. 608 с. – URL: https://cyberpedia.su/10x331e.html?ysclid=l230f67prt (дата обращения 17.04.2022).
  2. Ярасова Н. Что такое семья для ребенка? [Электронный ресурс] / https://azbyka.ru/deti/chto-takoe-semya-dlya-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...

Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Отчет по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте"....