Проект «История ёлочной игрушки»
проект (средняя группа)

Добрынина Наталья Леонидовна

Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

Согласовано

Зам.директора по ВВВР

___________В.А.Гулина

«___» __________2023г

 

Утверждено

 Директор школы

_______А.Г. Плотников

Приказ №______

от «___» ________2023г

 

 

 

 

 

 

 Проект

 «История ёлочной игрушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

Е.А. Горохова

Н.Л. Добрынина

Куратор С.М. Зуб

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2023

 

Паспорт проекта

 

Название образовательной организации

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес, телефон

г. Сургут, ул. 30 лет Победы 11\А

Название проекта

Проект «История ёлочной игрушки»

Тип проекта

Творческий, исследовательский, в рамках дошкольной группы

 

Сроки реализации проекта

01.12 -22.12.2023

Куратор проекта

С. М Зуб

Разработчики проекта

Е.А. Горохова, Н.Л. Добрынина

Участники реализации проекта

Воспитанники (4-5), воспитатели, родители

Цель проекта

Приобщение к культуре новогоднего

праздника, его традициям; развитие

художественно-эстетического отношения к

окружающей действительности,

обогащение детских впечатлений.

 

Задачи проекта

Образовательные:

-познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.

Развивающие:

-развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.

-совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

-развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. -способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек.

-создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

 

 

 

Содержание проекта

 

  • Актуальность проекта
  • Цель и задачи проекта
  • Тип проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации проекта.
  • Этапы реализации проекта
  • Работа с родителями
  • Ожидаемый результат
  • Риски при реализации проекта
  • Схема расходов
  • Литература
  • Приложение

 

 

Проект «История ёлочной игрушки»

 

Актуальность проекта: всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «История ёлочной игрушки».

 

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений.

 

Задачи:

Развивающие:

  • развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
  • совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности;

 

  • способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни;
  • развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники;
  • способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек;
  • создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

Образовательные:

  • познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку;
  • формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.

 

Тип проекта: творческий, исследовательский, в рамках дошкольной группы.

 

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

 

Сроки реализации проекта:

 

  • Подготовительный этап – 01.12 – 22.12.2023
  • Основой этап – 11.12 – 19.12.2023
  • Заключительный этап – 19.12 -22.21.2023

 

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

 

 

 

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о новогодних праздниках.

III этап – заключительный.

  • Оформление музея ёлочной игрушки.
  • Экскурсия для детей и родителей по музею.
  • Фотоотчет «Как это было»

 

Работа с родителями

  • Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
  • Помощь в украшении группы и новогодней елки игрушками.
  • Консультация: «История елочных игрушек».
  • Папка передвижка «Интересные факты про Новый год».
  • Организация и участие родителей в выставке детско - родительских макетов к новогоднему празднику.
  • Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании.
  • Помощь в проведении новогоднего праздника.

 

Ожидаемый результат

Для детей:

  • развитие интереса детей к художественному творчеству;
  • получить эмоциональный отклик от своей работы.

Для педагога:

  • оформление проекта.

Для родителей:

  • рост уровня информированности родителей о деятельности ОУ;
  • активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

 

Итоговое мероприятие: создание в группе мини –музея

«История елочных игрушек»

Риски и меры по их устранению

 

Риски

Меры по их устранению

1. Нежелание воспитанников принимать новые идеи

Формирование положительного отношения к проектной деятельности.

2. Перегрузка воспитанников

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов воспитанников

3. Низкая компетентность родителей в данном вопросе.

Провести предварительную работу с родителями о данном мероприятии.

 

Итоги проекта:

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о Новом годе, о традициях празднования в детском саде и в семье.

 

 

Смета расходов денежных средств в рамках реализации проекта

«История елочных игрушек»

 

№ п/п

Направление расходования средств

Количество

Стоимость

Сумма средств

1

Цветная бумага

2 шт.

150 руб.

 

2

Клей

1 шт.

100 руб.

 

3

Декоративный материал

2 шт.

500 руб.

 

4

Пластилин

1 шт.

150 руб.

 

5

Вязальные нитки

 

2 шт.

300 руб.

 

6

Картонные втулки

3

100 руб.

 

 

Итого:

 

 

 1300 руб.

 

Список используемых источников

 

  1. Дайн Галина. «Игрушечных дел мастера». - М. «Просвещение», 1994 г.
  2. Сальникова Алла. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» – М.: новое литературное обозрение, 2011, 240 с.
  3. «Отмечаем Новый год». – М.: АСТ - ПРЕСС книга. 2005 г. 304 с.

Электронные ресурсы:

  1. www.tayni – veka.ru 8. www.liveinternet.ru
  2. Берестов В. «Гололедица» М.: Малыш, 1985
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.  М.: Малыш, 1989.
  4. Трутневой Е. «С Новым годом!» М.: Малыш, 1985.
  5. Токмакова И.«Снеговик» М.: Малыш, 1985.
  6. Художественная литература «Русские народные сказки».    

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Занятие по познавательному развитию в средней группе

«История ёлочной игрушки».

Цель: знакомство детей с историей возникновения и изготовления ёлочных игрушек.

Задачи:

• развивающая: способствовать развитию у детей познавательной активности;

• развивать диалогическую речь детей; формировать умение внимательно слушать;

обучающая: познакомить детей с историей изготовления ёлочных игрушек

воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных

  времён.

Здоровьесберегающая: учить соблюдать технику безопасности в обращении с ёлочными игрушками.

Материал: мультимедиа, старинная ёлочная игрушка, трафареты разных игрушек из картона, цветные карандаши, скрепки.

Ход занятия:

- Какой приближается праздник? (Ответы детей)

- Новогодний праздник, это волшебная сказка для взрослых и детей. В эт

  предновогодние дни все люди заняты предпраздничными заботами.

- Как у вас в доме готовятся к Новому году, что вы делаете с родителями, как

  украшаете свои дома? (Ответы детей).

- Ребята, мы с вами тоже украсили нашу елочку, но посмотрите внимательно, вы не

  замечаете ничего нового? (на елке висит старинная елочная игрушка).

-Это старинная елочная игрушка. Она висела на елке у моей бабушки, когда она

 была совсем маленькой девочкой. Это была ее любимая игрушка – и поэтому она

 сохранила ее спустя столько лет.

- Посмотрите, какая необычная игрушка! Чем она похожа на наши игрушки, чем

 отличается? (Ответы детей).

- Давайте проверим, возьмем старинную игрушку в одну руку, а в другую

  современную.

- Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая).

-Еще чем? ( цветом: у старой игрушки тусклый цвет, а у современной яркий).

- Еще чем? (одна стеклянная, другая пластиковая).

-Как вы думаете, если игрушки сделаны из стекла, как нужно с ними обращаться?

 Почему? (Ответы детей).

 Ребята, как вы думаете, как давно появились елочные игрушки? (Ответы детей).

-Вот сколько разных вариантов вы мне предложили, подумайте, где мы можем

 узнать ответ на этот вопрос? (Ответы детей).

- Послушайте, какую информацию я нашла в интернете. Первые ёлочные игрушки

 были очень простыми, но постепенно становились более сложными и интересными.

- Первые ёлочные игрушки были съедобными – вафельные и сахарные фигурки,

 фигурные пряники и печенье.

- Как вы думаете, почему «съедобные украшения» очень нравились детям?

 

- На Руси, первые ёлочные игрушки делали из подручных материалов – тряпок,

  соломы, цветных ленточек.

- Затем стали изготавливать более долговечные украшения. Появились красочные

 бумажные цветы, ангелы. Золотили орехи, шишки. Пустые яичные скорлупки

 покрывали тончайшим слоем чеканной латуни, расписывали.

           - Потом ёлку стали украшать ватными игрушками, бумажными гирляндами. Ватные игрушки выполняли из скрученного хлопка, который накручивали на проволочный каркас. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жёсткими и чуть блестели.

- Чуть более 100 лет тому назад в нашей стране появились первые стеклянные

игрушки. Игрушки изготавливали из стекла люди, которых называют «стеклодувы»,

т. е. они выдувают из стекла различные игрушки.

Стеклянные игрушки были самыми разными, например, наборы игрушек-малюток,

игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, кукуруза и т.

д., также стали изготавливать игрушки на прищепках.

-После войны в России стали делать ёлочные шары из прозрачного цветного стекла.

Для росписи ёлочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль.

Каждая игрушка производилась вручную.

- Фантазия стеклодувов не знала предела. Они делали птичек, животных, сказочных

героев. Выполняли игрушки с изображением техники, в виде космических

спутников и космонавтов, в виде Дедов Морозов и Снегурочек.

- Сейчас в наше время различных игрушек стало ещё больше: шишки, пирамидки,

сосульки, колокольчики/

- Во все времена люди пытались сами мастерить елочные игрушки.

- Давайте и мы с вами попробуем сделать елочную игрушку.

- Из чего можно сделать игрушку? (пластилина, картона, бумаги, грецких орехов,

пластиковых бутылок).

-Но перед тем, как делать елочные игрушки мы немного отдохнем и превратимся в

елочек.

Динамическая пауза «Ёлочка»

Горит огнями елочка,

Под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки,

Как будто в белом инее (опускаем через стороны, вниз)

Огни на елке яркие

Повсюду зажигаются (наклоны вправо, влево)

Во всех домах,

По всей стране ребята улыбаются (ходьба на месте, улыбка)

-А теперь, я предлагаю вам сделать и раскрасить свои елочные игрушки.

- Ну что ж игрушки готовы, посмотрите какие они красивые. Где вы можете

повесить ваши елочные игрушки? (Ответы детей)

-О чём мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали для себя?

- Что вы можете рассказать о ёлочных игрушках своим друзьям и родителям?

 

 

Приложение 2

 

Конспект занятия в средней группе на тему

 «История елочной игрушки»

 

Развивающая задача: Развивать речь, активизацию словаря: стеклодувы, тяжёлый, лёгкий, бусы, гирлянды.

Обучающая задача: Познакомить детей с историей изготовления ёлочных игрушек

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времён.

Здоровьесберегающая задача: Соблюдать технику безопасности в обращении с ёлочными игрушками.

Материал: мультимедиа, ёлочные игрушки разных времён, трафареты разных игрушек из картона, цветные карандаши, скрепки.

Ход занятия

- Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила вот этот мешок, и на нём надпись «Ребятам группы «Солнышко»

- Ребята, как вы думаете, чей это мешок?

- Давайте посмотрим что в мешке?(достаю ёлочные игрушки.)

- Как вы думаете, зачем нам Д. Мороз прислал ёлочные игрушки?

- Какой приближается праздник?

- Новогодний праздник это волшебная сказка для всех людей и взрослых и детей.

В эти предновогодние дни все люди заняты предпраздничными заботами.

- Как у вас в доме готовятся к Новому году, что вы делаете с родителями, как украшаете свои дома?

- Где можно купить новогодние игрушки на ёлку?

- Какие игрушки вешают на новогоднюю ёлку? Как они называются?(ёлочные)

- Из чего они сделаны?

- Если игрушки сделаны из стекла, какие они? Как нужно с ними обращаться? Почему?

- Ребята, а вы знаете, что новогодние игрушки не всегда были такие, какие сейчас продают в магазине.

- Сегодня, я расскажу и покажу вам различные ёлочные игрушки, какие они были все разные и очень интересные.

- В какой стране мы живём?

- В нашей стране, России елочных игрушек было мало, их завозили из другой страны, которая называется Германия. ( слайд )

Игрушки изготавливают из стекла люди, которых называют «стеклодувы», т.е. они выдувают из стекла различные игрушки. (слайд)

- В разные времена выпускались свои ёлочные игрушки: солдатики, танки, пистолеты, собаки – санитары. (слайд)

Затем стали выпускать сказочных героев, различных зверей.(слайд)

- Потом появились стеклянные бусы, игрушки – часы, космонавты, ракеты, шарики. (слайд)

- Сейчас в наше время различных игрушек стало ещё больше: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики (слайд ).

- Потом стали выпускать игрушки на прищепках ( показываю игрушку и слайд).

- Русская народная традиция украшать макушку елки звездой. (слайд)

- С каждым годом создавались своеобразные игрушки. Люди научились сами мастерить самодельные елочные игрушки.

- И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки.

- Из чего можно сделать игрушку? ( поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок ).

Физминутка «Ёлочка»

Показываю детям старые и современные новогодние игрушки.

- Посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня.

- Иди Маша возьми старинную игрушку в одну руку, а в другую современную.

- Чем они отличаются? ( одна тяжелая, другая легкая )

- Еще чем? ( стеклянная, пластиковая).

-Еще чем? (цветами: у старой игрушки тусклый цвет, а у современной яркий).

- О чём мы сегодня говорили? Как нужно с ними обращаться?

- Раньше люди, только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки становятся всё интереснее.

Я вас всех приглашаю в художественную мастерскую, чтобы помочь Дедушке Морозу раскрасить новогодние игрушки.

О чём мы сегодня разговаривали?

- Что нового вы узнали для себя?

- Что вы можете рассказать о ёлочных игрушках своим товарищам?

- Ну что ж игрушки готовы, давайте повесим их на ёлку, встанем дружно в хоровод песней встретим Новый год.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Консультация для родителей

«История возникновения елочной игрушки»

 

Новогодний праздник, это не только красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка,

сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства, и исполнения своих самых

заветных желаний связано с Новогодней ночью не только для детей, но и для многих взрослых, готовящихся к самому радостному празднику года еще с начала декабря.

Приближение Нового года многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая елочная мишура.

При взгляде на блестящий, сверкающий, как зеркало, нежный и хрупкий новогодний

шарик в каждом взрослом просыпается ребенок, в душе просыпаются воспоминания из

детства и стремление вновь прикоснуться к волшебству.

Первые елочные украшения были исключительно съедобными: яблоки, картофель,

яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Все съедобные украшения что-то обозначали.

Обычай устанавливать на праздник в доме живую ёлку пришел к нам из Европы. Именно там ставили «рождественское дерево» и украшали его всякими съедобными вещами: яблоками, орехами, сладостями и т. д. Считалось, что это принесет изобилие в новом году.

С 16 века на ёлках появились первые несъедобные игрушки из позолоченных шишек, фигурок из фольги и оловянной проволоки, восковых свечей.

О появлении первых стеклянных игрушек легенда говорит так : в один неурожайный год крестьяне попросили стеклодувов выдуть им стеклянные яблоки, которыми они и украсили ёлку.

В 1848 году в местечке Лауша, в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.

Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом.

Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары.

Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем серебряный елочный шар.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть.

Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

Такое новшество стоило недешево, и позволить себе покупку елочных шаров мог не каждый.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец, Япония, затем - Польша и США.

На территории России Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января стал праздноваться с 1700 года, по указу царя Петра 1,

обычай украшать елку тоже появился во время правления Петра 1, причем он объявил ель именно «новогодним», а не «рождественским» деревом.

И только во время царствования российского императора Николая 1 появился новый обычай - украшать елку перед Рождеством, так как в те времена Рождество Христово, наравне с Пасхою, были самыми главными праздниками в стране, а Новый год праздновался менее пышно.

Такой обычай принесла с собой Александра Федоровна, супруга Николая 1, родившаяся и выросшая в Пруссии.

Европейская традиция украшения елки горящими свечами, а также обычай дарить подарки не только детям, но и взрослым, получила широкое распространение среди придворных, и вскоре ее переняли многие жители Петербурга.

В России, как и Европе, елку долгое время украшали яблоками, орехами и медовыми пряниками, а стеклянные игрушки завозились из Германии. Дорогие стеклянные изделия могли позволить себе только богатые, состоятельные люди.

Вскоре, поняв выгодность производства елочных игрушек, этим делом занялись и русские промышленники, а в качестве материалов для их производства использовалось не только стекло, но и вата и папье-маше.

И в домах среднего достатка на долгие годы поселились игрушки из прессованного хлопка и ваты, которые продолжали выпускаться до 50-х годов 20 века.

В начале 20 века в России открылись две фабрики по производству ёлочных игрушек, расположенные в городе Клин и

в Петербурге, которые выпускали игрушки, ничем не отличающиеся от немецких.

Советский Новый год уже не имел ничего общего с его рождественскими корнями. Вифлеемскую звезду на макушке, заменили на пятиконечную, или просто на пики. А игрушки стали изображать реалии нового быта: символику Советского Союза, фигурки животных, фруктов и овощей, парашютистов, дирижаблей и планеров. И только у картонных ёлочных снежинок сохранилось лицо ангелочка.

Игрушки отражали все значимые события того времени. Например, после выхода на экраны в 1936 году фильма с Любовью Орловой «Цирк» появилась мода на тематические ёлочные игрушки, изображающие цирковых артистов и зверей.

А в 1937 году дирижабль «СССР-В6» совершил рекордный по продолжительности полет в 130 часов непрерывного пребывания в воздухе. В честь него были выпущены ёлочные игрушки-дирижабли.

После окончания войны ёлки страны снова засверкали новыми украшениями.

С 1947 года Новый год (1 января) был объявлен выходным днем, и к его празднованию с тех пор всегда подходили с большим размахом. В то время в моду вошли наборные игрушки-конструкторы из стеклянных бус (стекляруса).

В ёлочных игрушках отражалась история нашей страны : со времен прихода к власти Хрущева и наступления «оттепели» в

них стало меньше пропаганды. Начала преобладать сельскохозяйственная и бытовая тематика: появилось множество стеклянных овощей и фруктов, а среди них любимицей стала золотая кукуруза. Ёлку украсили самовары, чайнички и лампы.

В 50-х годах, после празднования в 1949 году юбилея Пушкина, стали выпускаться фигурки с изображением героев сказок. Сначала только пушкинских, а уже потом к старику и Золотой рыбке добавились и герои других детских сказок: Доктор Айболит, Красная Шапочка, Конек-Горбунок, избушки и

сказочные домики, а гораздо позже и Крокодил Гена и другие сказочные герои современных сказок.

Тогда же, в начале 50х годов, появились наборы игрушек для украшения ёлочек-малюток. Из-за жилищного кризиса множество людей жили в коммуналках и не имели возможность поставить в комнате большую ёлку. А пластмассовую ёлку-малютку можно было разобрать как пирамидку, и места она почти не занимала.

Игрушки на прищепках вошли в обиход в 50-е-60-е годы. Они изображали зверей, спортсменов, детей и жителей страны в национальных костюмах.

В 1955 году с конвейера сошла новая модель автомобиля «Победа» - ГАЗ-М20В. И с тех пор на ёлках стали появляться стеклянные машины.

В 1956 году на экраны кинотеатров вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», песню из которого знают все.

«Пять минут, пять минут, это много или мало?». И с тех пор на ёлках все игрушечные часы застыли на без пяти двенадцать.

После полета Гагарина среди ёлочных игрушек появилось множество космонавтов и разнообразных ракет.

Начиная с 70-х годов, выпускаемые в СССР елочные игрушки утратили свое разнообразие, было налажено массовое производство.

По классификации Международной организации коллекционеров ёлочных игрушек «Золотое свечение» (Golden

Glow, именно в конце 70-х, были изготовлены последние, полностью вручную сделанные и оформленные игрушки.

На смену им пришли новые - сделанные конвейерным способом: появились похожие друг на друга разноцветные шарики, золоченые стеклянные шишки, однообразные сосульки и колокольчики.

Рисунок на них делался фабричным способом, а из дополнительного украшения часто использовалась белая крошка «под снег».

В 90-е годы прошлого столетия, после появления моды на гороскопы и активное внедрение в повседневную жизнь восточного календаря, широкое распространение получили новогодние игрушки в виде животного – символа наступающего года, жители приобретают такие украшения, чтобы поприветствовать «хозяина» года.

С начала XXI столетия в моду вошли самодельные елочные игрушки, так называемый «хэнд мэйд», такие игрушки вызывают в каждом их нас много положительных эмоций и излучают позитивную энергетику.

Игрушки изготавливаются из различных подручных материалов – соломы, шишек, веточек, кусочков бумаги, ткани, меха, ниток и клубков. Елочные

игрушки можно сшить или связать крючком. Можно заняться изготовлением игрушек с ребенком, совместное творчество доставит немало приятных минут!

Мода на ёлочные игрушки, как и любая другая мода, имеет свойство возвращаться, поэтому, кто знает, возможно, скоро именно советские игрушки станут трендом очередного новогоднего торжества.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

АППЛИКАЦИЯ.

Тема: «ЁЛОЧКИ КРАСАВИЦЫ».

ЗАДАЧИ:

Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками.

Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз

Познакомить с техникой создания открыток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток. Рассматривание елки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи елочку».

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Поздравительные открытки хорошего качества с изображением елок, настенный календарь с красивым рисунком новогодней елки; листы бумаги яркого цвета и слабо тонированные (светло-голубые, зеленые). Ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней елочки, салфетки бумажные.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЕ. Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «ЕЛОЧКА»:

После небольшой паузы воспитатель показывает детям промышленные новогодние открытки с изображением праздничной нарядной елки. Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается).  Потом берем бумажный прямоугольник зеленого цвета, складываем пополам, рисуем половинку елки так. Чтобы ствол был на сгибе, вырезать елочку и приклеить посередине открытки. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Дидактические и подвижные игры

для детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры.

1. Логическая елка.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Оборудование: дидактическое пособие «Логическая елка» с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические фигуры- вкладыши разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась елка. Как вы думаете почему?

Дети: Скоро  Новый год.

Воспитатель: Правильно, но наша елка необычная. (показываю) Посмотрите,

какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?

Дети: Игрушек.

Воспитатель: Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их

посмотрим.  Это не простые елочные игрушки, а что же это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая

веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету

веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на

елку.) Задаю вопросы:

- Какой геометрической формы эта игрушка?

-Какого цвета квадрат?

-На ветку какого цвета повесишь этот круг?

Когда игрушки все на месте предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как он

ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности

нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление

творчества, фантазии.)

2. Украсим ёлку.

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на

слоги; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева,

справа

Оборудование: дидактическое пособие ёлка, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки,

которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру 

рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру жука.

Воспитатель. Куда ты его повесишь.

Ребенок. Я повешу его с правой стороны.

Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.

 

Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов.

Дети. Самое короткое слово – жук.

 

Воспитатель. Почему?

Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.

Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку.

3. Новогодняя ёлка.

Цель: закрепить понимание предлогов на и под; упражнять детей в ориентировке

на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.

Оборудование: дидактическое пособие елка, Дед Мороз и Снегурочка, подарки,

игрушки.

Ход игры:

Взрослый просит ребенка украсить ёлку и сказать, что он видит на елке, а что или

кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. Кто (что) находится

слева от ёлки, а кто (что) находится справа от ёлки.

4. Салки – ёлочки.

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять

некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры:

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне  стоит водящий. Он

считает до пяти и бежит догонять игроков.Остальные игроки разбегаются и

уворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в

позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая

елку.

Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими

участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой

позе больше 5 секунд.

Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может

салить любого игрока из ёлочек.

Осаленный игрок становится водящим.

5.Ель, ёлка, ёлочка.

Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильн

Подвижные игры.

 

 «Снег кружится».

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры 

Развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

«Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к

воспитателю.

«Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

«Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадке.

Дед Мороз.

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед

Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит

грубым голосом:

Я - Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются.

Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей»

(мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают

от «Деда Мороза».

Подвижно-дидактическая игра «Угадай-ка дерево».

Цель: закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию,

основываясь на отличительные признаки.

Ход игры:

 На мольбертах в разных частях группы расставлены картинки с изображением

различных деревьев.

Точно такие же картинки находятся у каждого ребенка. Воспитатель, а затем

ребенок – ведущий описывает дерево, договорив загадку до конца, немного

выжидает и подает сигнал (например, хлопает в ладоши).

Остальные угадывают, о каком дереве идет речь, берут картинку из набора и

подбегают к мольберту. Тот, кто первый отгадал, получает фишку.

В игре можно использовать загадки.

Украшайте елку вместе с ребенком и радуйтесь новогодним праздникам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «История ёлочной игрушки»150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано

Зам.директора по ВВВР

___________В.А.Гулина

«___» __________2023г

 

Утверждено

 Директор школы

_______А.Г. Плотников

Приказ №______

от «___» ________2023г

 Проект

 «История ёлочной игрушки»

Разработчики:

Е.А. Горохова

Н.Л. Добрынина

Куратор С.М. Зуб

Сургут, 2023

Паспорт проекта

Название образовательной организации

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутская школа-детский сад

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Адрес, телефон

г. Сургут, ул. 30 лет Победы 11\А

Название проекта

Проект «История ёлочной игрушки»

Тип проекта

Творческий, исследовательский, в рамках дошкольной группы

Сроки реализации проекта

01.12 -22.12.2023

Куратор проекта

С. М Зуб

Разработчики проекта

Е.А. Горохова, Н.Л. Добрынина

Участники реализации проекта

Воспитанники (4-5), воспитатели, родители

Цель проекта

Приобщение к культуре новогоднего

праздника, его традициям; развитие

художественно-эстетического отношения к

окружающей действительности,

обогащение детских впечатлений.

Задачи проекта

Образовательные:

-познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку.

Развивающие:

-развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.

-совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

-развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. -способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек.

-создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

Содержание проекта

  • Актуальность проекта
  • Цель и задачи проекта
  • Тип проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации проекта.
  • Этапы реализации проекта
  • Работа с родителями
  • Ожидаемый результат
  • Риски при реализации проекта
  • Схема расходов
  • Литература
  • Приложение

Проект «История ёлочной игрушки»

Актуальность проекта: всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «История ёлочной игрушки».

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; развитие художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
  • совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности;

  • способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни;
  • развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники;
  • способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и коллекционировании новогодних игрушек;
  • создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.

Образовательные:

  • познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать новогоднюю елку;
  • формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.

Тип проекта: творческий, исследовательский, в рамках дошкольной группы.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 

  • Подготовительный этап – 01.12 – 22.12.2023
  • Основой этап – 11.12 – 19.12.2023
  • Заключительный этап – 19.12 -22.21.2023

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о новогодних праздниках.

III этап – заключительный.

  • Оформление музея ёлочной игрушки.
  • Экскурсия для детей и родителей по музею.
  • Фотоотчет «Как это было»

Работа с родителями

  • Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
  • Помощь в украшении группы и новогодней елки игрушками.
  • Консультация: «История елочных игрушек».
  • Папка передвижка «Интересные факты про Новый год».
  • Организация и участие родителей в выставке детско - родительских макетов к новогоднему празднику.
  • Объявить благодарность самым активным родителям за участие в организации проекта на родительском собрании.
  • Помощь в проведении новогоднего праздника.

Ожидаемый результат

Для детей:

  • развитие интереса детей к художественному творчеству;
  • получить эмоциональный отклик от своей работы.

Для педагога:

  • оформление проекта.

Для родителей:

  • рост уровня информированности родителей о деятельности ОУ;
  • активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Итоговое мероприятие: создание в группе мини –музея

«История елочных игрушек»

Риски и меры по их устранению

Риски

Меры по их устранению

1. Нежелание воспитанников принимать новые идеи

Формирование положительного отношения к проектной деятельности.

2. Перегрузка воспитанников

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов воспитанников

3. Низкая компетентность родителей в данном вопросе.

Провести предварительную работу с родителями о данном мероприятии.

Итоги проекта:

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о Новом годе, о традициях празднования в детском саде и в семье.

Смета расходов денежных средств в рамках реализации проекта

«История елочных игрушек»

№ п/п

Направление расходования средств

Количество

Стоимость

Сумма средств

1

Цветная бумага

2 шт.

150 руб.

2

Клей

1 шт.

100 руб.

3

Декоративный материал

2 шт.

500 руб.

4

Пластилин

1 шт.

150 руб.

5

Вязальные нитки

2 шт.

300 руб.

6

Картонные втулки

3

100 руб.

Итого:

 1300 руб.

Список используемых источников

  1. Дайн Галина. «Игрушечных дел мастера». - М. «Просвещение», 1994 г.
  2. Сальникова Алла. «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку» – М.: новое литературное обозрение, 2011, 240 с.
  3. «Отмечаем Новый год». – М.: АСТ - ПРЕСС книга. 2005 г. 304 с.

Электронные ресурсы:

  1. www.tayni – veka.ru 8. www.liveinternet.ru
  2. Берестов В. «Гололедица» М.: Малыш, 1985
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.  М.: Малыш, 1989.
  4. Трутневой Е. «С Новым годом!» М.: Малыш, 1985.
  5. Токмакова И.«Снеговик» М.: Малыш, 1985.
  6. Художественная литература «Русские народные сказки».    

Приложение 1

Занятие по познавательному развитию в средней группе

«История ёлочной игрушки».

Цель: знакомство детей с историей возникновения и изготовления ёлочных игрушек.

Задачи:

• развивающая: способствовать развитию у детей познавательной активности;

• развивать диалогическую речь детей; формировать умение внимательно слушать;

обучающая: познакомить детей с историей изготовления ёлочных игрушек

воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных

  времён.

Здоровьесберегающая: учить соблюдать технику безопасности в обращении с ёлочными игрушками.

Материал: мультимедиа, старинная ёлочная игрушка, трафареты разных игрушек из картона, цветные карандаши, скрепки.

Ход занятия:

- Какой приближается праздник? (Ответы детей)

- Новогодний праздник, это волшебная сказка для взрослых и детей. В эт

  предновогодние дни все люди заняты предпраздничными заботами.

- Как у вас в доме готовятся к Новому году, что вы делаете с родителями, как

  украшаете свои дома? (Ответы детей).

- Ребята, мы с вами тоже украсили нашу елочку, но посмотрите внимательно, вы не

  замечаете ничего нового? (на елке висит старинная елочная игрушка).

-Это старинная елочная игрушка. Она висела на елке у моей бабушки, когда она

 была совсем маленькой девочкой. Это была ее любимая игрушка – и поэтому она

 сохранила ее спустя столько лет.

- Посмотрите, какая необычная игрушка! Чем она похожа на наши игрушки, чем

 отличается? (Ответы детей).

- Давайте проверим, возьмем старинную игрушку в одну руку, а в другую

  современную.

- Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая).

-Еще чем? ( цветом: у старой игрушки тусклый цвет, а у современной яркий).

- Еще чем? (одна стеклянная, другая пластиковая).

-Как вы думаете, если игрушки сделаны из стекла, как нужно с ними обращаться?

 Почему? (Ответы детей).

 Ребята, как вы думаете, как давно появились елочные игрушки? (Ответы детей).

-Вот сколько разных вариантов вы мне предложили, подумайте, где мы можем

 узнать ответ на этот вопрос? (Ответы детей).

- Послушайте, какую информацию я нашла в интернете. Первые ёлочные игрушки

 были очень простыми, но постепенно становились более сложными и интересными.

- Первые ёлочные игрушки были съедобными – вафельные и сахарные фигурки,

 фигурные пряники и печенье.

- Как вы думаете, почему «съедобные украшения» очень нравились детям?

- На Руси, первые ёлочные игрушки делали из подручных материалов – тряпок,

  соломы, цветных ленточек.

- Затем стали изготавливать более долговечные украшения. Появились красочные

 бумажные цветы, ангелы. Золотили орехи, шишки. Пустые яичные скорлупки

 покрывали тончайшим слоем чеканной латуни, расписывали.

           - Потом ёлку стали украшать ватными игрушками, бумажными гирляндами. Ватные игрушки выполняли из скрученного хлопка, который накручивали на проволочный каркас. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жёсткими и чуть блестели.

- Чуть более 100 лет тому назад в нашей стране появились первые стеклянные

игрушки. Игрушки изготавливали из стекла люди, которых называют «стеклодувы»,

т. е. они выдувают из стекла различные игрушки.

Стеклянные игрушки были самыми разными, например, наборы игрушек-малюток,

игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, кукуруза и т.

д., также стали изготавливать игрушки на прищепках.

-После войны в России стали делать ёлочные шары из прозрачного цветного стекла.

Для росписи ёлочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль.

Каждая игрушка производилась вручную.

- Фантазия стеклодувов не знала предела. Они делали птичек, животных, сказочных

героев. Выполняли игрушки с изображением техники, в виде космических

спутников и космонавтов, в виде Дедов Морозов и Снегурочек.

- Сейчас в наше время различных игрушек стало ещё больше: шишки, пирамидки,

сосульки, колокольчики/

- Во все времена люди пытались сами мастерить елочные игрушки.

- Давайте и мы с вами попробуем сделать елочную игрушку.

- Из чего можно сделать игрушку? (пластилина, картона, бумаги, грецких орехов,

пластиковых бутылок).

-Но перед тем, как делать елочные игрушки мы немного отдохнем и превратимся в

елочек.

Динамическая пауза «Ёлочка»

Горит огнями елочка,

Под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки,

Как будто в белом инее (опускаем через стороны, вниз)

Огни на елке яркие

Повсюду зажигаются (наклоны вправо, влево)

Во всех домах,

По всей стране ребята улыбаются (ходьба на месте, улыбка)

-А теперь, я предлагаю вам сделать и раскрасить свои елочные игрушки.

- Ну что ж игрушки готовы, посмотрите какие они красивые. Где вы можете

повесить ваши елочные игрушки? (Ответы детей)

-О чём мы сегодня разговаривали? Что нового вы узнали для себя?

- Что вы можете рассказать о ёлочных игрушках своим друзьям и родителям?

Приложение 2

Конспект занятия в средней группе на тему

 «История елочной игрушки»

Развивающая задача: Развивать речь, активизацию словаря: стеклодувы, тяжёлый, лёгкий, бусы, гирлянды.

Обучающая задача: Познакомить детей с историей изготовления ёлочных игрушек

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времён.

Здоровьесберегающая задача: Соблюдать технику безопасности в обращении с ёлочными игрушками.

Материал: мультимедиа, ёлочные игрушки разных времён, трафареты разных игрушек из картона, цветные карандаши, скрепки.

Ход занятия

- Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила вот этот мешок, и на нём надпись «Ребятам группы «Солнышко»

- Ребята, как вы думаете, чей это мешок?

- Давайте посмотрим что в мешке?(достаю ёлочные игрушки.)

- Как вы думаете, зачем нам Д. Мороз прислал ёлочные игрушки?

- Какой приближается праздник?

- Новогодний праздник это волшебная сказка для всех людей и взрослых и детей.

В эти предновогодние дни все люди заняты предпраздничными заботами.

- Как у вас в доме готовятся к Новому году, что вы делаете с родителями, как украшаете свои дома?

- Где можно купить новогодние игрушки на ёлку?

- Какие игрушки вешают на новогоднюю ёлку? Как они называются?(ёлочные)

- Из чего они сделаны?

- Если игрушки сделаны из стекла, какие они? Как нужно с ними обращаться? Почему?

- Ребята, а вы знаете, что новогодние игрушки не всегда были такие, какие сейчас продают в магазине.

- Сегодня, я расскажу и покажу вам различные ёлочные игрушки, какие они были все разные и очень интересные.

- В какой стране мы живём?

- В нашей стране, России елочных игрушек было мало, их завозили из другой страны, которая называется Германия. ( слайд )

Игрушки изготавливают из стекла люди, которых называют «стеклодувы», т.е. они выдувают из стекла различные игрушки. (слайд)

- В разные времена выпускались свои ёлочные игрушки: солдатики, танки, пистолеты, собаки – санитары. (слайд)

Затем стали выпускать сказочных героев, различных зверей.(слайд)

- Потом появились стеклянные бусы, игрушки – часы, космонавты, ракеты, шарики. (слайд)

- Сейчас в наше время различных игрушек стало ещё больше: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики (слайд ).

- Потом стали выпускать игрушки на прищепках ( показываю игрушку и слайд).

- Русская народная традиция украшать макушку елки звездой. (слайд)

- С каждым годом создавались своеобразные игрушки. Люди научились сами мастерить самодельные елочные игрушки.

- И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки.

- Из чего можно сделать игрушку? ( поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок ).

Физминутка «Ёлочка»

Показываю детям старые и современные новогодние игрушки.

- Посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня.

- Иди Маша возьми старинную игрушку в одну руку, а в другую современную.

- Чем они отличаются? ( одна тяжелая, другая легкая )

- Еще чем? ( стеклянная, пластиковая).

-Еще чем? (цветами: у старой игрушки тусклый цвет, а у современной яркий).

- О чём мы сегодня говорили? Как нужно с ними обращаться?

- Раньше люди, только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки становятся всё интереснее.

Я вас всех приглашаю в художественную мастерскую, чтобы помочь Дедушке Морозу раскрасить новогодние игрушки.

О чём мы сегодня разговаривали?

- Что нового вы узнали для себя?

- Что вы можете рассказать о ёлочных игрушках своим товарищам?

- Ну что ж игрушки готовы, давайте повесим их на ёлку, встанем дружно в хоровод песней встретим Новый год.

Приложение 3

Консультация для родителей

«История возникновения елочной игрушки»

Новогодний праздник, это не только красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка,

сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства, и исполнения своих самых

заветных желаний связано с Новогодней ночью не только для детей, но и для многих взрослых, готовящихся к самому радостному празднику года еще с начала декабря.

Приближение Нового года многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая елочная мишура.

При взгляде на блестящий, сверкающий, как зеркало, нежный и хрупкий новогодний

шарик в каждом взрослом просыпается ребенок, в душе просыпаются воспоминания из

детства и стремление вновь прикоснуться к волшебству.

Первые елочные украшения были исключительно съедобными: яблоки, картофель,

яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Все съедобные украшения что-то обозначали.

Обычай устанавливать на праздник в доме живую ёлку пришел к нам из Европы. Именно там ставили «рождественское дерево» и украшали его всякими съедобными вещами: яблоками, орехами, сладостями и т. д. Считалось, что это принесет изобилие в новом году.

С 16 века на ёлках появились первые несъедобные игрушки из позолоченных шишек, фигурок из фольги и оловянной проволоки, восковых свечей.

О появлении первых стеклянных игрушек легенда говорит так : в один неурожайный год крестьяне попросили стеклодувов выдуть им стеклянные яблоки, которыми они и украсили ёлку.

В 1848 году в местечке Лауша, в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.

Мода менялась, надо было придумывать новые изделия, и рождественские украшения обещали стать прибыльным делом.

Когда в 1867 году в Лауше открылся газовый завод, ремесленники, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, смогли выдувать большие тонкостенные шары.

Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра - так родился знакомый сегодня всем серебряный елочный шар.

Фантазия стеклодувов не знала предела: они делали птичек, дедов морозов и виноградные гроздья в керамических формах, а также всевозможные штучки: кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки, в которые даже можно было дудеть.

Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.

Такое новшество стоило недешево, и позволить себе покупку елочных шаров мог не каждый.

На протяжении десятилетий Лауша сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя елочных украшений. В 20-х годах двадцатого столетия к этому промыслу подключились богемский городок Яблонец, Япония, затем - Польша и США.

На территории России Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января стал праздноваться с 1700 года, по указу царя Петра 1,

обычай украшать елку тоже появился во время правления Петра 1, причем он объявил ель именно «новогодним», а не «рождественским» деревом.

И только во время царствования российского императора Николая 1 появился новый обычай - украшать елку перед Рождеством, так как в те времена Рождество Христово, наравне с Пасхою, были самыми главными праздниками в стране, а Новый год праздновался менее пышно.

Такой обычай принесла с собой Александра Федоровна, супруга Николая 1, родившаяся и выросшая в Пруссии.

Европейская традиция украшения елки горящими свечами, а также обычай дарить подарки не только детям, но и взрослым, получила широкое распространение среди придворных, и вскоре ее переняли многие жители Петербурга.

В России, как и Европе, елку долгое время украшали яблоками, орехами и медовыми пряниками, а стеклянные игрушки завозились из Германии. Дорогие стеклянные изделия могли позволить себе только богатые, состоятельные люди.

Вскоре, поняв выгодность производства елочных игрушек, этим делом занялись и русские промышленники, а в качестве материалов для их производства использовалось не только стекло, но и вата и папье-маше.

И в домах среднего достатка на долгие годы поселились игрушки из прессованного хлопка и ваты, которые продолжали выпускаться до 50-х годов 20 века.

В начале 20 века в России открылись две фабрики по производству ёлочных игрушек, расположенные в городе Клин и

в Петербурге, которые выпускали игрушки, ничем не отличающиеся от немецких.

Советский Новый год уже не имел ничего общего с его рождественскими корнями. Вифлеемскую звезду на макушке, заменили на пятиконечную, или просто на пики. А игрушки стали изображать реалии нового быта: символику Советского Союза, фигурки животных, фруктов и овощей, парашютистов, дирижаблей и планеров. И только у картонных ёлочных снежинок сохранилось лицо ангелочка.

Игрушки отражали все значимые события того времени. Например, после выхода на экраны в 1936 году фильма с Любовью Орловой «Цирк» появилась мода на тематические ёлочные игрушки, изображающие цирковых артистов и зверей.

А в 1937 году дирижабль «СССР-В6» совершил рекордный по продолжительности полет в 130 часов непрерывного пребывания в воздухе. В честь него были выпущены ёлочные игрушки-дирижабли.

После окончания войны ёлки страны снова засверкали новыми украшениями.

С 1947 года Новый год (1 января) был объявлен выходным днем, и к его празднованию с тех пор всегда подходили с большим размахом. В то время в моду вошли наборные игрушки-конструкторы из стеклянных бус (стекляруса).

В ёлочных игрушках отражалась история нашей страны : со времен прихода к власти Хрущева и наступления «оттепели» в

них стало меньше пропаганды. Начала преобладать сельскохозяйственная и бытовая тематика: появилось множество стеклянных овощей и фруктов, а среди них любимицей стала золотая кукуруза. Ёлку украсили самовары, чайнички и лампы.

В 50-х годах, после празднования в 1949 году юбилея Пушкина, стали выпускаться фигурки с изображением героев сказок. Сначала только пушкинских, а уже потом к старику и Золотой рыбке добавились и герои других детских сказок: Доктор Айболит, Красная Шапочка, Конек-Горбунок, избушки и

сказочные домики, а гораздо позже и Крокодил Гена и другие сказочные герои современных сказок.

Тогда же, в начале 50х годов, появились наборы игрушек для украшения ёлочек-малюток. Из-за жилищного кризиса множество людей жили в коммуналках и не имели возможность поставить в комнате большую ёлку. А пластмассовую ёлку-малютку можно было разобрать как пирамидку, и места она почти не занимала.

Игрушки на прищепках вошли в обиход в 50-е-60-е годы. Они изображали зверей, спортсменов, детей и жителей страны в национальных костюмах.

В 1955 году с конвейера сошла новая модель автомобиля «Победа» - ГАЗ-М20В. И с тех пор на ёлках стали появляться стеклянные машины.

В 1956 году на экраны кинотеатров вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», песню из которого знают все.

«Пять минут, пять минут, это много или мало?». И с тех пор на ёлках все игрушечные часы застыли на без пяти двенадцать.

После полета Гагарина среди ёлочных игрушек появилось множество космонавтов и разнообразных ракет.

Начиная с 70-х годов, выпускаемые в СССР елочные игрушки утратили свое разнообразие, было налажено массовое производство.

По классификации Международной организации коллекционеров ёлочных игрушек «Золотое свечение» (Golden

Glow, именно в конце 70-х, были изготовлены последние, полностью вручную сделанные и оформленные игрушки.

На смену им пришли новые - сделанные конвейерным способом: появились похожие друг на друга разноцветные шарики, золоченые стеклянные шишки, однообразные сосульки и колокольчики.

Рисунок на них делался фабричным способом, а из дополнительного украшения часто использовалась белая крошка «под снег».

В 90-е годы прошлого столетия, после появления моды на гороскопы и активное внедрение в повседневную жизнь восточного календаря, широкое распространение получили новогодние игрушки в виде животного – символа наступающего года, жители приобретают такие украшения, чтобы поприветствовать «хозяина» года.

С начала XXI столетия в моду вошли самодельные елочные игрушки, так называемый «хэнд мэйд», такие игрушки вызывают в каждом их нас много положительных эмоций и излучают позитивную энергетику.

Игрушки изготавливаются из различных подручных материалов – соломы, шишек, веточек, кусочков бумаги, ткани, меха, ниток и клубков. Елочные

игрушки можно сшить или связать крючком. Можно заняться изготовлением игрушек с ребенком, совместное творчество доставит немало приятных минут!

Мода на ёлочные игрушки, как и любая другая мода, имеет свойство возвращаться, поэтому, кто знает, возможно, скоро именно советские игрушки станут трендом очередного новогоднего торжества.

Приложение 4

АППЛИКАЦИЯ.

Тема: «ЁЛОЧКИ КРАСАВИЦЫ».

ЗАДАЧИ:

Вызвать желание создать поздравительные открытки своими руками.

Закрепить способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру или на глаз

Познакомить с техникой создания открыток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Составление коллекции новогодних поздравительных открыток. Рассматривание елки и зарисовка с натуры или по представлению; геометрическая мозаика «Сложи елочку».

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Поздравительные открытки хорошего качества с изображением елок, настенный календарь с красивым рисунком новогодней елки; листы бумаги яркого цвета и слабо тонированные (светло-голубые, зеленые). Ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши; простые карандаши для создания контурного рисунка новогодней елочки, салфетки бумажные.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЕ. Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «ЕЛОЧКА»:

После небольшой паузы воспитатель показывает детям промышленные новогодние открытки с изображением праздничной нарядной елки. Затем воспитатель показывает детям, каким образом складывается бумага для открытки (пополам, сгиб аккуратно разглаживается).  Потом берем бумажный прямоугольник зеленого цвета, складываем пополам, рисуем половинку елки так. Чтобы ствол был на сгибе, вырезать елочку и приклеить посередине открытки. Теперь осталось нарядить нашу елочку, чтобы она стала красивой, праздничной, веселой и позвала всех в хоровод.

Приложение 5

Дидактические и подвижные игры

для детей среднего дошкольного возраста.

Дидактические игры.

1. Логическая елка.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Оборудование: дидактическое пособие «Логическая елка» с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические фигуры- вкладыши разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась елка. Как вы думаете почему?

Дети: Скоро  Новый год.

Воспитатель: Правильно, но наша елка необычная. (показываю) Посмотрите,

какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?

Дети: Игрушек.

Воспитатель: Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их

посмотрим.  Это не простые елочные игрушки, а что же это?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая

веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету

веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на

елку.) Задаю вопросы:

- Какой геометрической формы эта игрушка?

-Какого цвета квадрат?

-На ветку какого цвета повесишь этот круг?

Когда игрушки все на месте предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как он

ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности

нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление

творчества, фантазии.)

2. Украсим ёлку.

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на

слоги; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева,

справа

Оборудование: дидактическое пособие ёлка, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки,

которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру 

рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру жука.

Воспитатель. Куда ты его повесишь.

Ребенок. Я повешу его с правой стороны.

Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.

Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов.

Дети. Самое короткое слово – жук.

Воспитатель. Почему?

Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.

Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку.

3. Новогодняя ёлка.

Цель: закрепить понимание предлогов на и под; упражнять детей в ориентировке

на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.

Оборудование: дидактическое пособие елка, Дед Мороз и Снегурочка, подарки,

игрушки.

Ход игры:

Взрослый просит ребенка украсить ёлку и сказать, что он видит на елке, а что или

кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. Кто (что) находится

слева от ёлки, а кто (что) находится справа от ёлки.

4. Салки – ёлочки.

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять

некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры:

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне  стоит водящий. Он

считает до пяти и бежит догонять игроков.Остальные игроки разбегаются и

уворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в

позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая

елку.

Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими

участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой

позе больше 5 секунд.

Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может

салить любого игрока из ёлочек.

Осаленный игрок становится водящим.

5.Ель, ёлка, ёлочка.

Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильн

Подвижные игры.

 «Снег кружится».

Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры 

Развивать слуховое внимание, двигательную активность.

Воспитывать желание играть в подвижные игры

Ход игры:

Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.

«Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к

воспитателю.

«Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают

«Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» - дети разбегаются по площадке.

Дед Мороз.

Цель: прививать умение выполнять характерные движения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед

Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит

грубым голосом:

Я - Мороз Красный Нос,

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются.

Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей»

(мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают

от «Деда Мороза».

Подвижно-дидактическая игра «Угадай-ка дерево».

Цель: закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию,

основываясь на отличительные признаки.

Ход игры:

 На мольбертах в разных частях группы расставлены картинки с изображением

различных деревьев.

Точно такие же картинки находятся у каждого ребенка. Воспитатель, а затем

ребенок – ведущий описывает дерево, договорив загадку до конца, немного

выжидает и подает сигнал (например, хлопает в ладоши).

Остальные угадывают, о каком дереве идет речь, берут картинку из набора и

подбегают к мольберту. Тот, кто первый отгадал, получает фишку.

В игре можно использовать загадки.

Украшайте елку вместе с ребенком и радуйтесь новогодним праздникам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "История возникновения новогодней игрушки"

Среднесрочный проект предназначен для знакомства детей с традициями русского народа, новогодних празднеств....

Проект "История возникновения новогодней игрушки"

история возникновения новогодней игрушки и иновогодние игрушки наших дней....

Проект "ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ" средняя группа

Проект "ИСТОРИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ"...

Проект "История возникновения новогодней игрушки" старшая группа

Новый год – любимый праздник всех дошкольников.  Дети пишут письма Деду Морозу, украшают ёлки игрушками, ждут подарки под ёлкой, волшебные превращения. Но в ходе работ с родителями выяснило...

Педагогический проект "История возникновения новогодней игрушки"

Вид проекта: позновательно-исследовательский, творческий.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Сроки реализации: с 12.12.2022 по 16.12.202...

Исследовательско -творческий проект в старшей группе Тема проекта: «История возникновения новогодней игрушки».

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.Задачи проекта: Познакомить с историей возникновения н...