Проект "Масленица"
проект (младшая группа)

Отегенова Мадина Надирсолтановна

Младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_maslenitsa.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

на тему:

«Масленица идёт за собой Весну ведёт»

во второй младшей группе.

Актуальность проекта.

Имея богатейшие традиции в проведении праздника Масленицы, в котором переплелись народные и корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта: Знакомство детей с народным праздником Масленица.

Задачи:

-Приобщать детей к народным традициям через совместную творческую деятельность с родителями.

- Дать первоначальные представления о русском народном празднике - Масленица, с характерными для него обрядами.

- Знакомство детей с русскими традициями гостеприимства.

- Пробуждать интерес к истории русского народа. Воспитание любви к своей Родине.    

Вид проекта: групповой, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) с 11.03. по 15.03.24 г.

Участники: дети II младшей группы, воспитатели, родители.

Оборудование: Иллюстрации по теме, произведения художественной литературы и музыкальные произведения согласно теме проекта, атрибуты для подвижных игр, чучело Масленица.

Ожидаемый результат:

- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица.

- Получение представлений о народных играх, обрядах.

- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы.

- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Этапы реализации:

Предварительный этап:

1. составление плана деятельности

2. сотрудничество с родителями

3. подбор стихов и закличек о Масленице

4. подбор музыкальных произведений согласно теме

5. подбор хороводных и подвижных игр

6. подбор материала в родительский уголок

Основной этап:

Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали!».

Рассматривание картины Б. И. Кустодиева «Масленица».

Заучивание закличек о масленице.

Разучивание хороводных игр «Карусель», «Мишка по лесу гулял…»

Проведение подвижных игр «Лучики для солнышка», «Ой, блины, блины, блины..»

НОД Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои».

НОД Лепка-аппликация «Блины».

НОД Аппликация «Кукла Масленица».

Поделка из бумаги «Солнышко лучистое».

С-р игра «Приглашаем гостей на блины».

Заключительный этап:

Организовать для родителей выставку детских работ.

Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя». 

Перспективный план

Дни

недели

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми

Утро

Вечер

понедельник

Беседа «Как на Руси Масленицу встречали!».

Рассматривание картинки «Масленичные гуляния».

Рисование «Светит Солнышко».

Заучивание закличек.

Просмотр видеофильма «Смешарики – Масленица».

вторник

Беседа «Соломенная Масленица». Разучивание игры-забавы «Солнышко»

Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать».

Поделка из бумаги «Солнышко лучистое»

Заучивание закличек.

среда

Беседа «Блины на Масленицу».

Подвижная игра «Карусель».

Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои».

четверг

Беседа «Посиделки».

Лепка-аппликация «Блины».

Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Игровая ситуация «Приглашаем гостей на блины».

пятница

Беседа «Масленица широкая».

Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко».

Аппликация «Кукла Масленица».

Вечер развлечений «Масленица идёт за собой Весну ведёт».

Результат:

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.

Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с педагогами и сверстниками через совместную проектную деятельность

Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.

 

 

Приложение

Масленица – день за днем.

1 день

Тематическая беседа «Как на Руси Масленицу встречали!».

Цель: познакомить детей с народными традициями; организация досуга детей.

1. Беседа: Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Масленицу на Руси ждали с особым нетерпением, называли ее «разгульной», «широкой», веселой. Как Масленицу отгуляем, так зиме-конец, весне-начало! Веселый и озорной праздник, длился целую неделю. В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась. Масленицу отмечали семь дней, начиная с понедельника, и каждый день имел свое название и свои забавы. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

2. Рассматривание картин «Масленичные гуляния».

- Что это за праздник? - Зачем провожают Зиму? - Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

 

3. Заучивание закличек.

Веселись, народ

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами, —

Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, —

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

блинками баловаться!

 

4. Просмотр видеофильма «Смешарики – Масленица».

 

2 день.

Тематическая беседа «Соломенная Масленица»

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать ловкость, быстроту.

 

1. Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена Авдотья Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях

 

2. Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать»

Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить; развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

 

Ход игры. Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши).

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка. Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка - до свидания.

 

3. Заучивание заклички

 

Подходи честной народ!

Весна красная идет!

Всех блинами угощает!

Счастья, радости желает!

 

4.  Поделка из бумаги «Солнышко лучистое»

Цель: Способствовать формированию интереса к созданию объёмной поделки из бумаги.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать умения и навыки работы с бумагой, клеем.

2. Учить малышей творить и создавать что-либо своими руками.

Развивающие:

1. Развивать творческие способности, мышление, воображение и фантазию детей.

2. Расширять кругозор детей и их словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и желание заниматься аппликацией, воспитывать привычку работать аккуратно, старательно.

Предварительная работа:

Рассматривание книжных иллюстраций, сборников народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнышка.

Материал и оборудование:

- цветная бумага жёлтого цвета

- клей – карандаш

- ножницы

- цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, поставленных вокруг стола.

В. Ребята, отгадайте загадку:

Золотое яблочко по небу катается,

По небу катается, с утра улыбается.

А улыбки-лучи очень-очень горячи.

Догадались, что это? (Солнце)

- Для чего людям нужно Солнце?

Д.  ….

В. Ребята, сегодня мы все вместе, дружно попробуем выполнить очень интересную аппликацию. Как вы думаете, что мы будем мастерить? Верно. Солнышко.

Для работы нам понадобятся два заготовленных круга из бумаги жёлтого цвета, бумажные полоски-лучики длинные и короткие, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Нашу творческую работу мы будем делать в технике - аппликация.

Сначала мы возьмём один круг из жёлтой бумаги. Это будет «спинка» нашего солнышка.

Только вот беда! (Воспитатель создаёт проблемную ситуацию) Наше солнышко лучики потеряло … Давайте все вместе поможем солнышку «надеть» лучики! Каждый из вас по очереди будет приклеивать лучики-полоски на круг.

Все вместе, дружно мы быстро справимся с работой! Помогаем друг другу, стараемся, работаем аккуратно, чтобы наше солнышко получилось красивое и весёлое!

Возьмём длинную полоску жёлтой бумаги (для длинного лучика). Приклеим один кончик полоски на край круга. Аккуратно сгибаем полоску пополам, не прижимая середину, приклеиваем на круг другой кончик полоски, соединяя её концы так, чтобы получилась «капелька». Получился длинный лучик!

Теперь возьмём короткую полоску жёлтой бумаги (для короткого лучика).

Короткий лучик приклеим рядышком с длинным лучиком. Точно также приклеим один кончик короткой полоски на край круга. Аккуратно сгибаем полоску пополам, не прижимая середину, приклеиваем на круг другой кончик полоски, соединяя её концы так, чтобы получилась «капелька». 

Получился короткий лучик!

Поглядите-ка, наше солнышко просыпается! Какие забавные лучики получаются! Нам нужно приклеить лучики по всему краешку круга. Далее будем чередовать лучики: длинный – короткий – длинный - короткий и т. д. Чем больше лучиков, тем ярче солнышко будет светить, теплее согревать нас.

И таким образом повторить приклеивание полосок многократно,

 пока лучики не будут приклеены по всему краешку круга.

Выполнение работы - приклеивание лучиков.

Дети по очереди самостоятельно проделывают данный этап работы, наблюдая и помогая друг другу.

Получились смешные по форме лучики. Максимальное количество лучиков создает нарядное солнышко, придав изделию привлекательный внешний вид.

В. Молодцы. Вы научились делать лучики для солнца.

Теперь нам нужно приклеить второй круг – «личико» солнышка.

- Но сначала мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.  (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем.  (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.  (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

- Ребята, осталось совсем немного - приклеить второй круг – «личико» солнышка.

Выполнение работы - приклеивание «личика» солнышка.

На обклеенный лучиками первый круг положить сверху второй круг, смазав внутреннюю часть круга клеем и зафиксировать по верхней части.

Таким образом, лучики будут расположены между двумя слоями бумажных кругов и дополнительно зафиксированы с помощью клея.

Когда конструкция будет склеена, нужно нарисовать симпатичное «личико» солнышку.

В. А сейчас мы должны дорисовать портрет нашего солнышка.

Дети рисуют «лицо» солнышка цветными карандашами или фломастерами.

- Солнышко, покажись! Солнышко, улыбнись!

- Вот наше «Солнышко лучистое», проснулось и улыбается нам! Наша работа готова! Давайте все вместе полюбуемся, какое замечательное солнышко у нас получилось!

Подведение итогов:

- Ребята! Чему сегодня мы с вами научились?

- Что мы сегодня все вместе дружно смастерили?

- Понравилась ли вам наша поделка?

- Ребята, вы все молодцы, трудились очень прилежно и дружно, поэтому наше солнышко получилось такое чудесное, озорное и ласковое! Пусть солнышко радует вас своими забавными лучиками!

3 день.

Тематическая беседа «Блины на Масленицу».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами.

 

1. Одной из главных версий считается, что появление слова "масленица" связано с традицией выпекания блинов. Русские люди пытались привлечь милость солнца и встречали его с блинами, которые и олицетворяли его. В то время считали, что чем больше блинов, тем скорее солнце начнет светить сильнее и теплее.

- Какую форму имеет солнце? Блины?

- Какого цвета солнце? Блины?

Среда — лакомка. В этот день было принято ходить друг к другу в гости и лакомиться блинами. А блинов на Масленицу ели много, да приговаривали: «Без блина – не Маслена!» Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день гуляния были самыми широкими: строили снежные крепости, устраивали соревнования, весело играли, устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

 

2. Подвижная игра «Карусель»

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать

создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры. Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. (дети идут по кругу)

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом. (дети бегут)

Тише, тише, не спешите, карусель остановите! (дети идут по кругу)

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра. (с окончанием слов останавливаются)

 

3. Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на рисование, формировать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Задачи:

1. Обучение умениям рисовать предметы круглой формы.

2. Располагать изображение по всей ограниченной поверхности.

3. Закрепить знание желтого цвета.

4. Побуждать к проговариванию новых и знакомых слов и фраз по теме.

5. Вызвать у детей интерес к рисованию блинов.

6. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками.

Материал: Чучело «Масленицы»; листы бумаги, на котором нарисована сковорода; гуашь желтого цвета, кисточки.

Предварительная работа: Чтение потешки «Смотрит солнышко в окошко» «Солнышко-вёдрышко…», хоровод «Карусель», разучивание закличек.

Ход занятия:

В: - Ребята, на смену зиме пришла весна! У нас праздник - Масленица! Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Во время празднования масленичной недели пекут блины, водят хороводы. играют в народные игры и празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше.

- Ребята, а вы любите блины.

Д: Да.

В: - Как вы думаете, на что похожи блины?

Д: На солнышко.

В: - Правильно, блины похожи на весеннее солнышко! Они – круглые, как солнышко!

Воспитатель побуждает детей, поочередно отвечать на вопросы - Какие блины по форме? Затем уточняет - А какого цвета солнышко? (ответы детей). Таким образом, побуждает детей к проговариванию слов.

В: - Давайте нарисуем блинчики! Я приготовила для вас гуашь желтого цвета, листы бумаги, на которой нарисована сковорода, кисточки.

Затем воспитатель показывает, как надо рисовать. Проводится показ рисования с объяснением: желтой гуашью закрашивается середина сковородки.

В конце занятия воспитатель предлагает рассмотреть блинчики, обращает внимание на то, что блинчики действительно очень похожи на солнышко, вместе вспоминают потешку-закличку:

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

 

4 день

1. Тематическая беседа

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

 

2. Лепка-аппликация «Блины».

Цель: продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; учить создавать объемные картины из пластилина; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать дружеские взаимоотношения в группе, во время лепки.

Материалы для занятия:

Демонстрационный: готовый блинчик большого размера из картона, макет сковороды из картона, иллюстрации красавицы Зимы, Масленицы, образец воспитателя.

Раздаточный: Мягкий пластилин желтого или белого цвета, картонные сковородки (одного цвета и размера), досточки на каждого ребенка.

Прием лепки: Сплющивание.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание готового блина из картона (Какого цвета? Из чего пекут? Какой формы и размера?), показ воспитателя.

Словесные: Вопросы к детям, рассказ сказки, объяснение в-теля.

Практические: Дети с помощью воспитателя лепят блины.

«Поджаривают» (прикрепляют) на сковороде.

Игровые: Пальчиковая гимнастика.

Длительность: 15 минут.

Ход занятия:

Вводно-подготовительная часть.

В: Мы с вами празднуем, старый-старый праздник Масленицу. А кто такая Масленица, я вам сейчас расскажу…

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга (ткань). А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Она всегда ходила в длинном красивом сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные (показываю зверюшек). Люди очень любили Масленицу, они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. И задул ветер, и разыгралась вьюга (снегопад и вьюга тканью). Сидят люди дома, на улицу боятся выйти, грустят, что не доберется Весна по такому снегу к людям. Вот что придумала вот Масленица. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали всю неделю, они так похожи на солнышко - круглые и горячие.

Ребята Масленица и к нам заходила, и сказала мне, что бы я с вами помогли проводить Зиму, и встретить весну, а для этого нам нужно слепить блинчики. А лепить мы будем из пластилина (Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2—2,5 см.). Посмотрите на свои столы, пластилин готов к работе.

Основная часть.

Что бы приступить к работе нам нужно будет размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика: «Блины»

Как на масленой неделе (Поглаживаем левую ладошку правой)

Из печи блины летели! (поглаживаем правую ладошку левой)

С пылу, с жару, из печи,( сжимаем в замок три раза)

Все румяны, горячи! (стряхиваем кисти рук)

Ход работы.

Чтобы приготовить наши блинчики, мы сначала отщипнем небольшой комочек. Скатаем из него шарик (показ круговых движений ладонями).

А потом всеми пальчиками будем сплющивать его. Вот так! (показ приема лепки – сплющивание).

Затем подготовим еще несколько блинчиков таким же способом.

Ребята, а на чем поджаривают блинчики? (ответ детей – на сковородке).

Посмотрите, у вас тоже есть сковородки. (дети берут картонные сковородки) Давайте разложим на них наши блинчики. (показ метода пластилинографии- придавливанние, разглаживание).

Вот и пекутся наши блинчики! К встрече Масленицы мы готовы!

Молодцы!

После окончания работы можно предложить детям потанцевать под русские народные песни.

 

 - Блины печь-дело сложное!

Сначала кладём дрожжи -Плюх, плюх, плюх!

Вбиваем яички — Чик-чок, чик-чок, чик-чок!

Сыпем ложками сахар — Раз, два, три! Раз, два, три.

Льём подсолнечное масло –-(низким голосом) - буль, буль, буль!

Сыпем муку — - шшшшшшшш,

Солим, пробуем, мешаем - (правой рукой, мешаем левой)

- Ну вот блины наши уже и жарятся! 

3. Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче».

Ход игры. В центре круга – «Солнце» (ребенок).

Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче – (дети идут хороводом)

Летом будет жарче,

А зима теплее, (подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон)

А весна милее. (отходят, расширяя круг)

Потом ведущий неожиданно кричит:

Горю!!! (дети разбегаться в разные стороны. А «солнце» их ловит).

 

4. Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины»

 

 

5 день.

1. Тематическая беседа «Масленица широкая».

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать ловкость, быстроту, внимание воспитывать у детей интерес и

уважение к культуре русского народа.

 

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. Давайте подрумяним наши блинчики, чтобы они совсем стали солнечными - раскрасим их. (Раскрашивание блинов из соленого теста желтой краской).

К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

 

2. Аппликация «Кукла Масленица»

Цель:

1.Развивать умение организовывать свою работу:

•Отвечать на вопрос: что мы сейчас будем делать?

• Отбирать нужный материал, планировать одно-два действия.

2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

3. Развивать творческую деятельность детей.

Планируемый результат: коллективная аппликация куклы-Масленицы из цветной бумаги.

Подготовительная работа:

- подбор методической литературы о масленице.

- подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице;

- зарисовка эскиза куклы-Масленицы.

Оборудование: эскиз куклы, ножницы, цветная бумага, клей, готовая кукла «Масленица».

Ход занятия

1. Вводная часть.

В. Масленицу мы встречаем

    С пирогом, с блинами, с чаем,

    Хоровод весёлый водим,

   На год зимушку проводим!

Это стихотворение о празднике – «Масленица».

Масленица – это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. На Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну, поэтому празднования так и назвали — «Масленицей». Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Символом этого праздника является и кукла-Масленица.

В. Зимушку хотите прогнать?

Д: Да!

В. Тогда за руки беритесь, в круг скорее становитесь. Поиграем в игру «Карусели».

Еле – еле – еле — еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (убыстряем темп)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! (Можно после этих слов поменять направление движения)

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра

В. Ребята, посмотрите у меня в руках кукла-Масленица. Какая она?

Д: Красивая.

В. Ребята, сейчас мы с вами сделаем аппликацию «Куклу-Масленицу». Сделаем, ребята?

Д: Да!

2. Основная часть.

В. Сейчас мы будем делать куклу Масленицу, давайте разомнём наши пальчики игра «Масленица»

Положи блинок в ладошку: (первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке)

Угости мурлыку- кошку, (на следующие пять строчек загибать пальцы).

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

В. Молодцы ребята! А сейчас нам пора делать куклу-Масленицу.

Воспитатель раздает детям на выбор (заранее подготовленные) цветные полоски из цв. бумаги. Дети обклеивают (заранее подготовленный) эскиз куклы.

Воспитатель помогает отстающим детям.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

3. Заключительная часть.

В.Ребята что мы сегодня делали?

Д: Куклу-Масленицу!

В. Вам понравилось?

Д: Да!

В. Молодцы ребята!

Воспитатель вывешивает аппликацию.

 

3. Пальчиковая игра «Солнышко-ведрышко»

Ход игры. - Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).

Взойди поскорей,

Освети, обогрей (Руки развести перед собой).

Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу-вверх).

Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

4. Вечер развлечений «Масленица идёт за собой Весну ведёт»

Игра «Успей съесть блинчик»

Из резиновых ковриков вырезаем кружочки- «блинчики» (диаметром 20 см). Раскладываем «блинчики» по кругу. Дети ходят снаружи по кругу. По сигналу нужно встать на свободный «блинчик», кто не успел, тот блинчик не съел.

ЗАГАДКИ

-Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег.

Ешь да пей,

Да гостям налей. И коту не пожалей. (Молоко.)

 

-Лоснятся у него бока,

Он сотворен из молока,

В нем бывает много дыр,

Все мы очень любим (Сыр.)

 

-Белая бочка,

Нет на ней ни сучочка.

Может разбиться,

А может свариться. (Яйцо.)

 

-Захотели мы поесть,

Напечем их горок шесть,

Наедимся, как слоны.

Очень любим мы (Блины.)