Рабочая программа по дополнительному образованию "Лего - конструирование и робототехника"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ребась Полина Васильевна

Программа направлена на формирование творческо - конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  ШУРЫШКАРСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  «ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ЦЕНТР»

ул.  Мира ,4,  с.  Шурышкары ,  629650,  Шурышкарский район,

8  (34994) 62-3-74, 62-3-87,  факс 62-3-74,  ИНН  8907001240,  

р/с  40701810700001000016     БИК  047182000  в  РКЦ  г.  Салехард  ГУ  Банка  России

E-mail:   ipk741.80@mail.ru

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Лего-конструирование и робототехника» 

возраст детей 6-7 лет 

Срок реализации программы: 2024 - 2025 учебный год

Руководитель:  Ребась Полина Васильевна

с. Шурышкары, 2024г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию

4

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы по дополнительному образованию

5

1.1.3.

Значимые характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

5

1.2.

Планируемые результаты освоения программы по дополнительному образованию

8

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной программы по дополнительному образованию

8

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ      

9

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями в развитии ребенка по образовательным областям.

9

2.2.

Методы обучения Лего-конструированию и робототехнике

10

2.3.

Календарно-тематическое  планирование

10

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

12

2.5.

Взаимодействие с семьями дошкольников

14

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

14

3.1.

Организационно-педагогические условия реализации программы по дополнительному образованию

14

3.2.

Продолжительность и этапы реализации программы по дополнительному образованию

14

3.3.

Материально - технические обеспечение программы по дополнительному образованию

16

3.4.

Программно - методическое обеспечение программы по дополнительному образованию

16

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  1.  Пояснительная записка

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе). Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие);

- даёт возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе.

Конструкторы ЛЕГО – это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Актуальность программы:

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие);

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Инновационность программы:

Инновационность программы заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO - конструкторов, электромеханических конструкторов Технолаб  в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Формы организации учебных занятий

- беседа (получение нового материала);

- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий);

- ролевая игра;

-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);

- разработка творческих проектов и их презентация;

- выставка.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

  1. Цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию

Цель программы:

формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники.

Задачи:

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству.

Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца.

Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

Развивать мелкую моторику.

Развивать память, внимание.

Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

Воспитывать толерантность друг к другу.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

                                    по дополнительному образованию

Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принципы, на которых базируется программа:

- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей

- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважение к личности ребенка)

- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные возможности ребенка)

- принцип непрерывности и системности

1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития детей

старшего дошкольного возраста.

Основными участниками реализации программы являются: дети старшего возраста, родители (законные представители), педагоги.

Подготовительная к школе группа  от 6 до 7 лет – количество детей – 8, из числа коренных малочисленных народов Севера (ханты) – 6, коми – 2, русская – 0.

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

 Дополнительная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности.

Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие).

1) Климатические особенности:

 При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона:  Шурышкарского района Ямало-ненецкого автономного округа.

 Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето.

 В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

 Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

 2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

          2) Демографические особенности:

 Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (92 %), из неполных (8 %) и многодетных (34 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (30 %) и средним профессиональным (34 %) образованием.

          3) Национально – культурные особенности:

 Этнический состав воспитанников группы: русские, ханты, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДО осуществляется на русском языке.

 Основной контингент воспитанников проживает в условиях села

           Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Индивидуальные особенности воспитанников:

Списочный состав воспитанников, посещающих дополнительную образовательную программу: 8 человек

Ф.И. ребёнка

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

Наличие хронических заболеваний

1

2

3

4

5

6

7

8

  • разделение по группам здоровья: первая – …человек, вторая – … человек,

третья – …человека, наличие хронических заболеваний: … человек

1.2. Планируемые результаты освоения

программы по дополнительному образованию

Дети будут знать:

- основные детали Лего-конструктораэлектромеханического конструктора Технолаб (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);

- виды конструкций - плоские, объмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Дети будут уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел;

У дошкольников сформируются знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции, научатся фантазировать и творчески мыслить.

  1.  Развивающее оценивание качества образовательной программы

                           по дополнительному образованию

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

- наблюдение за работой детей на занятиях;

- участие детей в проектной деятельности;

- в выставках творческих работ дошкольников.

Уровни развития:

- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Низкий: не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

- Умение проектировать по образцу и по схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может

проектировать по образцу только под контролем воспитателя.

- Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями

в развитии ребенка по образовательным областям.

Главная цель занятий – научить наблюдать, подмечать мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать, мастерить, испытывать экспериментировать и играть, общаясь со сверстниками и взрослыми.

При системном использовании образовательного конструктора происходит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательный конструктор позволяет охватывать определённые направления и развития и образования детей:

Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целого, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие включает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности детей.

Физическое развития включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

2.2. Методы обучения Лего-конструированию и робототехнике

Методы обучения:

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей);

Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т. д.);

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов);

Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек. Занятия предусматривают коллективную, групповую и возможно индивидуальную формы работы для отработки пропусков занятий по болезни.

  1.  Календарно-тематическое  планирование

1 год обучения

п\п

Тема

Месяц

Кол-во часов

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

Сентябрь

1

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки.

1

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки.

1

Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя

1

2

Исследователи  Lego – деталей (форма и размер). Игра «Самый быстрый и внимательный». Закрепление формы,  цвета, скрепления деталей. Спонтанная деятельность детей. Обыгрывание построек.

Октябрь

1

Конструируем заборчики: одного и двух цветов

1

Конструируем узкие  ворота и заборчик прямой по образцу

1

Конструируем  широкие ворота и заборчик по образцу

1

3

Конструируем домик по образцу

Ноябрь

1

Конструируем домик с окном по образцу

1

Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Выставка работ

2

4

Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.

Декабрь

2

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

2

5

Конструируем мебель: стол, стул

Январь

1

Конструируем мебель: диван, кровать

1

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек.

2

6

Моделирование фигур животных по карточкам

Февраль

2

Объединение построек домик и домашние животные. Обыгрывание построек. Выставка работ

2

7

Конструирование легкового автомобиля .

Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля и  грузового автомобиля (по образцу ,по схеме)

Март

2

2

8

Строим гараж для машин. Обыгрывание построек. Выставка работ

Апрель

2

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора.

2

9

Моделируем деревья по схеме : елочка, березка, сосна

Май

2

Моделируем лес. Выставка работ

1

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора.

1

Итого

36

2 год обучения

п\п

Тема

Месяц

Кол-во часов

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

Сентябрь

1

Конструирование фигуры человека. Мальчик .

1

Конструирование фигуры человека. Девочка.

1

Свободная игровая деятельность детей (по замыслу)

Развивающие игры с использованием конструктора

1

Зоопарк. Моделируем диких животных с помощью конструктора Lego StoryStarter.

Октябрь

1

Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных

2

Набор «Большой зоопарк». Сборка.

Обыгрывание построек

1

Конструируем персонажей сказки с помощью конструктора Lego StoryStarter.

В лес-чудес мы поедем с тобой»- моделирование фантастического животного

Ноябрь

3

Конструируем персонажей сказки (по замыслу). Выставка работ

1

Моделируем новогодние игрушки.  Фантазируй! Выставка работ

Декабрь

2

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора.

2

Конструируем городской транспорт с помощью конструктора Lego StoryStarter.

Январь

2

Конструируем воздушный транспорт с помощью конструктора Lego StoryStarter.

2

Конструируем военную технику: машина, танк

Февраль

2

Водный транспорт с помощью конструктора Lego StoryStarter.

2

Наземный транспорт с помощью конструктора Lego StoryStarter.

Март

2

Конструирование транспорта и техники. Выставка работ.

2

Весенние цветы

Апрель

2

Во  дворе(качели, карусели, беседка, горка)

2

Создание моделей по замыслу

Май

3

Организация выставки.

1

Итого

36

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.

Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для инициативной личности характерно:

  • произвольность поведения;
  • самостоятельность;
  • развитая эмоционально волевая сфера;
  • инициатива в различных видах деятельности;
  • стремление к самореализации;
  • общительность;
  • творческий подход к деятельности;
  • высокий уровень умственных способностей;
  • познавательная активность.

Описание сфер инициатив

Сфера инициативы

Где проявляется наиболее ярко

Творческая инициатива

В сюжетной игре как основной творческой деятельности ребенка,

в которой развиваются воображение, образное мышление

Инициатива  как  целеполагание  и  волевое  усилие

В разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке,  конструировании),  требующих  усилий  по  преодолению «сопротивления» материала, в которых развиваются произвольность, планирующая функция речи

Коммуникативная инициатива

Во взаимодействии со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи

Познавательная инициатива –  любознательность

В         экспериментировании,         простой

        познавательно- исследовательской деятельности, где развиваются способности  устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения

Двигательная инициатива

В самостоятельной и организованной двигательной деятельности

В 6 - 7 лет приоритетная сфера инициативы - научение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
  • обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам

                Индивидуализация процесса

Цель индивидуализации при реализации дополнительной образовательной программы состоит в создании условий для осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»

2.3 Взаимодействия с семьями дошкольников

При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:

- открытость для семьи;

- сотрудничество с родителями детей;

- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;

- главный принцип - не навредить.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы по дополнительному образованию

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав ДОО, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

3.2. Продолжительность и этапы реализации программы по дополнительному образованию

   Данная программа рассчитана на два года обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы. Для детей с 5 до 7 лет.

Первый год обучения (старшая группа) –36 занятия по 25-30 минут (один раз в неделю).

Второй  год обучения (подготовительная группа) - 25 – 30 минут (один раз в неделю).

Занятия проводятся по подгруппам.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

- сотрудничества;

- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

«от простого – к сложному».

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.

Обучение по данной программе осуществляется по 4 этапам:

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование.

3. Рефлексия.

4. Развитие.

Установление взаимосвязей.

При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Конструирование.

Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:

1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определённой совокупности идей.

2. Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для получения и обработки данных.

3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети делают модели по собственным проектам

Рефлексия.

Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах.

Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Развитие.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.

3.3. Материально-технические обеспечение программы

по дополнительному образованию

Материально-техническое оснащение:

- LEGO – конструкторы.

- электромеханические конструкторы Технолаб, рабочие тетради, технологические карты, книги и CD диски с инструкциями.

- видеоуроки, архив видео и фотоматериалов;

- методические разработки занятий;

- интерактивная доска, проектор, ноутбук;

- конструкторы

LEGO Education: наборы «Городская жизнь», «Общественный транспорт», строительные кирпичики LEGO, набор «Окна, двери и черепица для крыши», большие и малые строительные платы.

- Стандартные наборы  Лего, технические карты, схемы.

- Методическое обеспечение.

3.4. Программно–методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Программа

Технологии и методические пособия

  1. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2012.
  1. Каширин Д.А., Каширина А.А. Методические рекомендации по организации занятий -М.: Издательство «Совершенство», Москва 2018г..

3.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.

4.Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

5.Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. Пособие для воспитателя, М., «Просвещение»,1973.

Литература

  1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. Пособие для воспитателя, М., «Просвещение»,1973.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  3.  Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Куцакова Л.В. Занятия дошкольников по конструированию и ручному труду-М.: Издательство «Совершенство», 1999.
  5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Лего-конструирование"

Рабочая программа  по дополнительной  образовательной  деятельности  "Лего-конструирование"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования Лего – конструирование «Юный строитель»

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемы...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по робототехнике «РОБОТОША» На базе конструктора LEGO Education WeDo 9580 (Подготовительная группа)

Программа дополнительного образования «РОБОТОША» является  программой технической направленности, созданной на основе сборника методических рекомендаций и практикумов Андрей Корягин: ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Конструирование и робототехника в детском саду».

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимо...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: «Конструирование и робототехника в детском саду» «Детальки»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Т...