Картотека игр и упражнений для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Землянко Светлана Александровна

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«ПОЙМАЙ МЯЧ»

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

«МЫ ПОПЛЯШЕМ»

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

«ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

«ПРОКАТИ ШАРИКИ»

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

«ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА»

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: по 4 шара на каждого ребенка, по величине: большие и маленькие.

Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.

Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.

«Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки!

Ладушки-ладошки

Звонкие хлопошки!

Где вы бывали?

Что вы видали? Рылись мы в песочке,

Пекли пирожочки.

Вот-так, вот-так

Пекли пирожочки».

«БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее – «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).

«СОРОКА-СОРОКА»

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

«Сорока-сорока

 Кашку варила,

 Деток кормила.

 Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),

 Этому дала (безымянный),

 Этому дала (средний),

 Этому дала (указательный),

 Этому дала (большой)».

«УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ»

(мишке или т.п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

«Водичка, водичка!

 Умой зайке личико,

 Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – «умывается»),

 Умой зайке ротик,

 Умой зайке носик, 

 Умой зайке хвостик!

 И поехал зайка к ребятишкам в гости».

«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: «Пальчики любят гулять по дорожке». Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как «топает пальчик по дорожке», а затем «прыгает по кочкам». Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

«Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

Топал долго топ-топ, топ-топ;

И упал на кочку оп-опп».

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова: «топ-топ», «прыг-прыг», «оп-опп».

«ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК»

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Материал: лист чистой бумаги, карандаш.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: «Здравствуй, пальчик!». Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: «Здравствуй, пальчик!»; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить «в замочек».

Усложнение: 1) Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: «Вот указательный, вот мизинчик и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2) Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого.

«ПЕРЧАТКИ»

Цели: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и «я».

Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с «гостями», которые пришли к детям в гости.

«ВАРИМ КАШУ»

Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.

Методические рекомендации: взрослый говорит: «К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей». Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох «нечаянно» рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой (ребенок повторяет).

«ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ»

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

«НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА»

Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!». Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.

«ДЕЛАЙ КАК Я»

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

«Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

И кружимся потом».

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой».

«Руки спрятали за голову,

Положили на плечи.

Спрятали за спину,

Положили на живот».

«Ладошки вниз,

Ладошки вверх,

А потом на бочок

И сжимаем в кулачок,

Постучали».

Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

«МОЛОТОК»

Цель: развивать моторику руки.

«Кулачок как молоток,

Мы сожмем его разок

Тук-тук-тук!».

Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

«КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ»

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию, создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости – 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.

Усложнение: кто быстрее перенесет ягоды.

«ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ»

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.

«ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ»

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – «платочки» (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает «погладить платочки». Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

«ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ»

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит «пузыри».

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются «пузыри». Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри» обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.

«НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ»

Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.

«СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ»

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

«ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ»

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.

«НАДУЕМ ШАРИК», «ШАРИК СДУВАЕТСЯ»

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.

Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят «ссссс-сс», и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.

«ЛОШАДКА»

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

«По дороге скользкой, гладкой

Скачет быстрая лошадка.

Чок-чок, чок –

Скачет быстрый табунок».

Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) – движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение «скачет лошадка».

Усложнение: показ «скачущей лошадки» по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения «скачет лошадка».

«ГУСИ»

Цели: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз.

«Га-га-га, где мои гусята?» – говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси-гуси!».

Дети отвечают: «Га-га-га».

– «Есть хотите?» продолжает педагог.

Дети отвечают: «Да-да-да».

Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста

занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхвания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие....

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

КАК ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхател...

картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста

картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста...