Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие ,эффективность
статья

Зырянова Татьяна Геннадьевна

Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие, эффективность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudbord_eto.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мудборд и ментальные карты. Сходство, различие, эффективность.

Актуальность

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира. Важно начинать развивать ассоциативное мышление с детства, поскольку это даст преимущества в будущем, а именно:

-формируется неординарная фантазия;

-улучшается память;

-появится произвольное внимание;

-ребенок в раннем возрасте начинает предлагать необычные идеи;

-ребенок с легкостью начинает генерировать новые смысловые связи.

Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.

Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно используя музыку, нетрадиционное рисование, работу с песком, пластилином и т.д.

В данных методических рекомендациях представлен опыт воспитателя Быстрюковой А.Н., в котором мудборд является одним из средств развития ассоциативного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Термин «мудборд» пришел к нам из мира дизайна, и в дословном переводе означает «Доска настроения». Мудборды делают в технике коллажа, такие доски собирают люди различных творческих профессий, чтобы объяснить заказчику, как приблизительно будет выглядеть будущий проект. На этой доске умещается всё, что вдохновляет: фотографии, открытки, наклейки, иллюстрации, фразы - это создает настроение, пробуждает вдохновение, вызывает ассоциации и мотивирует достигать поставленные цели.

Создание мудбордов помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу и установлению ассоциаций причинно-следственных связей, отражению знаний об окружающем мире с использованием ассоциативных изображений, символов и знаков, структурировать информацию, которую предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений. Уникальность данного средства состоит в том, что он объединяет характеристики восприятия и переработки информации (умственной, логической, образной и зрительной).

Мудборд помогает детям выстраивать последовательность элементов в рамках выбранной темы, запоминать, выстраивать логические и ассоциативные  цепочки между событиями и понятиями.

Новизна и практическая значимость

Разработаны и апробированы авторские игры для развития ассоциативного мышления, проведена тематическая неделя «Воображариум» с участием воспитанников, родителей и педагогов, транслирован опыт на методическом объединении района, создана методическая разработка по данной теме.

Цель применения мудбордов - как средства развития ассоциативного мышления дошкольников

Создание условий для достижения целевых ориентиров у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Создание мудбордов помогает решению следующих задач:

  • Обобщение материала.
  • Актуализации имеющихся знаний по выбранной теме.
  • Выявление недостающих знаний.
  • Изучение новой информации.
  • Закрепление полученных знаний.
  • Систематизация информации по теме.
  • Планирование проектной деятельности.
  • Презентация проекта.
  • Поэтапное накопление информации.

Преимущества использования мудбордов

  • Наглядность
  • Легкость составления
  • Привлекательность составления для детей
  • Альтернатива выбора поверхности для мудборда
  • Малые временные затраты на заполнение
  • Развитие ассоциаций различных видов
  • Концентрация внимания на главных элементах темы
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие творческих способностей
  • Краткость представления большого количество информации
  • Быстрая запоминаемость информации в графическом виде
  • Развитие логического и образного мышления, памяти, воображения
  • Прослеживание логических взаимосвязей всех конечных направлений
  • Возможность пересмотра, изменения, дополнения через некоторое время и при получении новых знаний

  1. Алгоритм создания мудборда

  • Выбор темы, главной мысли, идеи.
  • Активный диалог. Обсуждение всех ассоциаций, идей, мнений, связанных с темой.
  • Обсуждение цветовой палитры, ассоциирующейся с выбранной темой.
  • Подбор или создание главных изображений (отражающих большинство ассоциаций), иллюстраций, фотографий и второстепенных (дополняющих главные изображения)
  • Подбор фраз, цитат, раскрывающих идею в соответствии с целью создания мудборда.
  • Выбор фактур, для создания тактильного эффекта.
  • Оформление мудборда.

Мудборд можно оформлять как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в рамках реализации проектов, поэтапно добавляя информацию, изображения, ассоциирующиеся с промежуточными выводами, так и в рамках тематических недель по различным направлениям. Мудборд является ярким элементов предметно-развивающей среды, позволяющий организовывать успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей. Он является продуктом детской деятельности, отвечает требованиям для объемного запоминания информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ и параллельно активно обсуждается и дополняется в словестной форме.

                      Вариативность использования мудбордов

при работе с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Мудборд – как элемент предметно-развивающей среды.

  • подвижное, легко изменяемое пространство
  • как пространство для активного исследования и решения задач
  • как пространство для самовыражения
  • трансформируемое пространство

       

  1. Использование мудбордов

в различных видах деятельности детей

  1. Мудборд как средство развития коммуникативной деятельности детей

Участие в активном диалоге, составление связанного логического рассказа, подробное описание иллюстраций для дальнейшего творческого дополнения, аргументированный выбор изображений и их описание на основании личного опыта, общение в группах, парах т.д.

  1. Мудборд как средство развития познавательной деятельности детей

Развитие познавательного интереса путём поиска ответа на вопрос, способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленной задачи и вопроса, добиваться результата и анализировать его       

  1. Мудборд как средство развития изобразительной деятельности детей

       

                                   Результативность

В процессе создания мудбордов наблюдалась включенность детей в активную самостоятельную деятельность, что обеспечивалось разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, простотой и удобством их размещения. Имело место выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, историй, рассказов, экспериментов и других продуктов созданных детьми. Наблюдался положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание и интерес к созданию мудбордов на различные темы.

 

Ментальные карты- техника визуализации мышления, в виде схем и рисунков.

     

 Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Полезные свойства мыслительных карт

Наглядность

Привлекательность

Запоминаемость

Современность  

Творчество

Возможность пересмотра и дополнения

Применение ментальных карт в развитии детей дошкольного возраста

1 направление – Сбор материала

2 направление – Закрепление и обобщение материала

3 направление – Развитие связной речи. Составление рассказов

Использование метода ментальных карт в педагогической практике

Речевое развитие: при формировании фонематических умений;

- при работе по развитию лексики;

- при формировании грамматических категорий;

- при работе по развитию связной речи.

В проектной деятельности (планирование проекта; как представление результатов проектной деятельности)

В индивидуальной работе с детьми с ООП (особые образовательные потребности)

Планирование образовательной деятельности детей в центрах активности  «Утренний круг», «Детский совет»

   мыслительные карты позволяют осуществлять
интеграцию всех образовательных областей  
. Социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Чтобы карта отложилась в долговременной памяти, её необходимо повторять. Эффективность использования данного метода в образовательном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации мозгом человека сводится к её анализу правым и левым полушарием одновременно. Между двумя полушариями происходит своеобразное разделение труда. Правое полушарие отвечает за интуицию, а левое – за логическое мышление и анализ. В детском саду и школе в первую очередь развивают левое «логическое» полушарие. И поэтому использование ментальных карт в образовательном процессе учит детей мыслить, принимать нестандартные решения. Областей применения карт памяти в дошкольном образовании великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д. Эта работа возможна как педагога с родителями, так и с детьми. При планировании различных видов проектов, воспитатель вместе с детьми рисуют или, скорее, разрабатывают и создают ментальную карту. В работе используются такие виды детской деятельности, как рисование, аппликация (объемная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребенка более активным участником образовательного процесса, также приобретается навык субъектного ассоциативного мышления.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса. Интеллект-карта для родителей всего образовательного учреждения создается на основании годового плана по работе с родителями. На ней отображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. Это праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т. д. Карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых хотели бы принять участие.

Для родителей каждой возрастной группы можно сделать ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали свое участие в них. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада будет более открытой, интересной и доступной для родителей. С помощью ментальных карт можно организовать учебу в кругу семьи В процессе семейного обучения можно выделить два больших этапа: – подготовка к работе. На этом этапе вы решаете, что именно и в каком объеме будете изучать. После этого проведите индивидуальное построение «ментальных карт», постаравшись зафиксировать на бумаге все свои знания касательно предмета изучения. – собственно, учеба. Индивидуально просмотрите весь материал, намеченный к изучению. Обсудите свои впечатления с остальными членами семьи и постарайтесь совместными усилиями составить «ментальную карту», которая содержит знания, полученные каждым из вас в ходе этого первоначального просмотра материала. Подобные мероприятия можно даже сделать регулярными, объявив, к примеру, каждое первое воскресенье месяца Днем семейной учебы! И ввести практику завершения таких «праздников» семейными торжествами, походами в кино, в кафетерий, спортзал и т.д. Поверьте, такая «привычка к учебе» в будущем «отольется» немалыми дивидендами!

Мудборд и ментальные карты имеют как сходство, так и различие.

Сходство заключается в том, что оба инструмента помогают визуализировать идеи и концепции.

Различие заключается в том, что мудборд — это коллаж из изображений, видеокадров, паттернов или текста, который даёт представление о проекте. Он содержит визуальные референсы, то есть примеры дизайна, стиля или концепции.  Ментальные карты — это способ визуализации процесса мышления. С их помощью фиксируют факты, наблюдения, данные, вопросы и визуально выстраивают связи между ними.

Таким образом, мудборд направлен на визуальное отображение идей и концепций через коллаж, а ментальные карты — на структурирование мыслей и идей путём фиксации данных и их визуального представления.

В педагогической деятельности и мудборды и ментальные карты играют важную роль в развитии творческих способностей воспитанников, а также в социально- коммуникативном и познавательно- исследовательском развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"

В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»Цель: обогатить знания детей о компонентах неживой пр...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов в ДОУ”

При помощи специальных упражнений корректируется поведение ребенка - в какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним задания, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, до...

Педагогу. Картинки для ментальной карты «Русская печка» Фроловой Надежды Андреевны

Картинки для ментальной карты «Русская печка» Фроловой Надежды Андреевны...