Кружок "Патриот"
проект (старшая группа)

Семенцова Любовь Сергеевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей средствами реализации кружка «Патриот»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок " Патриот"27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей средствами реализации кружка «Патриот»

Актуальность:

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь – это доказывает особое первоочередное внимание патриотическому воспитанию в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Исходя из выше сказанного, мы поставили перед собой

Цель

Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа средствами кружка «Патриот»

Определили следующие задачи:

  • Расширять представление детей о малой родине, о своей семье;
  • Расширять представления о истории государства,  национальных традициях;
  • Знакомить детей с символами государства, родного города (гербом, флагом, гимном);
  • Знакомить детей с знаменитыми людьми родного города, страны;
  • Формировать чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
  • формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного города, страны (исторических личностях и героях современности);
  • Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к  старшим за создание семейного благополучия; ·
  • Развивать интерес к народным традициям и промыслам;
  • Воспитывать гордость за достижения страны, родного города ;

Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Основная идея практики заключается в том, что в процессе реализации содержания кружка «Патриот» у детей старшего дошкольного возраста формируются нравственно-патриотические ценности и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа

В основе практики лежит парциальная программа  духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет «С чистым сердцем» под. редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной.  

Практика базируется на следующих принципах

  • принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО и ФОП;
  • принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребенка к принятию активной жизненной позиции в  рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
  • принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и  на приобщении детей к  социокультурным нормам, традициям семьи, общества и  государства;
  • принцип научности, требующий изложения содержания программы в  соответствии с  современными достижениями и требованиями науки;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с  учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип последовательности и  преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
  • принцип народности (К.Д.  Ушинский), заключающийся в  том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и  укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и  моральные качества  — патриотизм и  национальную гордость, любовь к  труду

Основным ОРГАНИЗАЦИОННЫМ МЕХАНИЗМОМ кружка «Патриот» стала специально организованная совместная деятельность педагогов с детьми 1 раз в неделю в течении 2х лет (1й год старшая группа – 25 минут  и 2ой год  подготовительная к школе группа – 30 минут),  самостоятельная  деятельность детей в течение дня в центрах активности.

Формы проведения данной деятельности использовались разнообразные: это  беседы с детьми, рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение стихов, пословиц, былин, сказок, потешек, прослушивание музыкальных произведений русских композиторов, экскурсии и другие.

Для успешной реализации содержания кружка мы организовали развивающую предметно – пространственную среду. Оформили  «Патриотический уголок », куда вошли дидактические игры, литература для детей по духовно-нравственному воспитанию и  литература исторического содержания; иллюстративный, демонстрационный материал;

Подобрали аудио - и  видеоматериалы, методические разработки занятий, сценарии праздников,;

Опираясь на парциальную программу  духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет «С чистым сердцем» под. редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной  составили программу кружка «Патриот», которая включает в себя разделы: . «Семья», «Малая родина», «Русь – великая, многоликая», «Никто не забыт и ничто не забыто!». Каждый раздел включал несколько занятий, посвященных данной теме.

Изучая каждую тему мы старались разнообразить методы и приемы изучения темы

Например, при изучении темы: «Семья» мы

  • Рассматривали альбомы Я и моя семья
  • Реализовали проект «Профессии моих родителей»
  • Родители вместе с детьми создали родословное древо
  • Были проведены беседы на тему «Что такое дружба?»
  • Познакомили с пословицами о семье, дружбе, о добре и зле
  • Играли в дидактические игры « Ласковое слово», « Как я помогаю дома», лото «Семья» и другие.
  • Читали рассказы и сказки А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье»
  • Читали сказки « Айога». «Кукушка». «Косточка»

Реализуя раздел «Малая родина» мы

  • Рассматривали альбом «Мой Зеленогорск»
  • Беседовали с детьми на тему «Городские здания» , а затем их строили
  • Прослушивали гимн г.Зеленогорска, рассматривали, а затем рисовали флаг и герб родного города.
  •  Читали книги «Зеленогорский зоопарк», « Наш город»
  • Знакомились с знаменитыми людьми Зеленогорска: познакомились с творчеством Валентины Барановой,
  • рассматривали альбом А. Кравчука , узнавали знакомые места
  • Рассказывали о народах Севера – их бытом, традициях, о флоре и фауне ( дети совместно с родителями готовили сообщения о животных и растениях занесенных в красную книгу нашего края.

Реализуя раздел «Русь – великая, многоликая» мы

  • Рассматривали альбом «народы России»;
  • Заучивали стихотворение В. Степанова
  • «Российская семья»;
  • Рассматривали картину  Васнецова
  • «Три богатыря»;
  • Рисовали богатырей земли русской;
  • Читали былины;
  • Провели викторину «Что мы знаем о России»;
  • Читали А. Карданов «Красная площадь», детская энциклопедия «Народы России», Е.К. Ривина
  • «Российская символика».
  • Беседовали на тему «Как жили люди в старину»
  • Познакомились с народными традициями, народными праздниками ( Колядки, Масленица, День любви семьи и верности. )

Раздел «Никто не забыт и ничто не забыто!» мы

  • Беседовали о гербе РФ, рассматривали изображения Государственного Герба, флага, прослушивали  гимн России;
  • Беседовали на тему «Москва столица России
  • (рассматривали альбом достопримечательности Москвы), о знаменитых русских людях;
  • Побеседовали с детьми  о Великой отечественной войне;
  • Организовали С\р игру « Пограничники»
  • Читали о пионерах героях;
  • Слушали песню «Военную фуражку нашел я у отца»;
  • Смотрели презентацию «Блокадный Ленинград»;
  • Читали К. Паустовский «Стальное колечко», Митяев «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Твои защитники».
  • Побеседовали с детьми на тему «Что мы знаем о ВОВ»;
  • Совместно с родителями возложить цветы к памятнику Победы;
  • Посетили музей Боевой славы;
  • Изготовили открытки - поздравления с Днем Победы и поздравляли прохожих
  • Поучаствовали в благотворительном концерте.

Наша практика реализации кружка «Патриот» позволила нам достичь следующих результатов:

  • У детей расширились представления детей о малой родине, о своей семье;
  • Дети имеют представления о истории государства, о ее национальных традициях;
  • Дети знают символы государства, родного города (герб, флаг, гимн);
  • Познакомились с знаменитыми людьми родного города, страны (историческими личностями и героями современности)
  • Дети демонстрируют интерес к народным традициям и промыслам;
  • Проявляют чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
  • Проявляют уважительное отношение к членам своей семьи, гордость за достижения родного города, своей страны.

Для изучения результатов усвоения детьми материалов кружка, достижения планируемых результатов, формирования у них качеств, которые приобрели в результате ее освоения к 7 годам, а также для контроля над ходом реализации кружковой работы проводили регулярный мониторинг, основными целями которого являлась оптимизация работы с группой детей и поддержка каждого ребенка.

       Мониторинг мы осуществляли  с помощью регулярных наблюдений за детьми, бесед, задавали вопросы по картинкам, изучали продукты детской деятельности, использовали диагностическую карту.

Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей

Ф.И. ребенка

н.г.

к.г.

Семья

- члены семьи

- имена членов семьи

- Домашний адрес.

- Название профессий родителей.

Малая родина

- Название города.

- предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности

- Название реки.

- Название почты, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города

- Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии.

- Называет знаменитых людей города

Русь – великая, многоликая

- Название нашей страны – Россия.

- Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других.

- Знания символического значения цветов флага и герба.

- Знание правил поведения во время звучания гимна.

- Знание столицы России – Москва.

- Знание имен знаменитых соотечественников.

- знание крупных городов и рек России.

- Знание русских народных сказок.

- Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине.

Знание

- Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки).

- Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха)

 «Никто не забыт и ничто не забыто!»

- Знание: какой праздник отмечает наша страна 9 мая

- Знание с кем воевала наша страна в ВОВ

- Знание  героев войны

- Знание какой подвиг совершали герои

Уровень знаний

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок безошибочно отвечает на вопросы

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно отвечает на вопросы. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет свой ответ. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответе на  некоторые вопросы. Часто обращается за помощью взрослого.

Данная практика позволяет реализовывать задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в вопросе «формирования гражданственности и патриотизма» и образовательной области «Познавательное развитие» - Окружающий мир.