Кружок "Патриот"
проект (старшая группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей средствами реализации кружка «Патриот»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей средствами реализации кружка «Патриот»
Актуальность:
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь – это доказывает особое первоочередное внимание патриотическому воспитанию в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Исходя из выше сказанного, мы поставили перед собой
Цель
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа средствами кружка «Патриот»
Определили следующие задачи:
- Расширять представление детей о малой родине, о своей семье;
- Расширять представления о истории государства, национальных традициях;
- Знакомить детей с символами государства, родного города (гербом, флагом, гимном);
- Знакомить детей с знаменитыми людьми родного города, страны;
- Формировать чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
- формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного города, страны (исторических личностях и героях современности);
- Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия; ·
- Развивать интерес к народным традициям и промыслам;
- Воспитывать гордость за достижения страны, родного города ;
Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Основная идея практики заключается в том, что в процессе реализации содержания кружка «Патриот» у детей старшего дошкольного возраста формируются нравственно-патриотические ценности и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране; приобщение детей к культуре русского народа
В основе практики лежит парциальная программа духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет «С чистым сердцем» под. редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной.
Практика базируется на следующих принципах
- принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО и ФОП;
- принцип общественной направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребенка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
- принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;
- принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
- принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду
Основным ОРГАНИЗАЦИОННЫМ МЕХАНИЗМОМ кружка «Патриот» стала специально организованная совместная деятельность педагогов с детьми 1 раз в неделю в течении 2х лет (1й год старшая группа – 25 минут и 2ой год подготовительная к школе группа – 30 минут), самостоятельная деятельность детей в течение дня в центрах активности.
Формы проведения данной деятельности использовались разнообразные: это беседы с детьми, рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение стихов, пословиц, былин, сказок, потешек, прослушивание музыкальных произведений русских композиторов, экскурсии и другие.
Для успешной реализации содержания кружка мы организовали развивающую предметно – пространственную среду. Оформили «Патриотический уголок », куда вошли дидактические игры, литература для детей по духовно-нравственному воспитанию и литература исторического содержания; иллюстративный, демонстрационный материал;
Подобрали аудио - и видеоматериалы, методические разработки занятий, сценарии праздников,;
Опираясь на парциальную программу духовно – нравственного воспитания детей 5 – 7 лет «С чистым сердцем» под. редакцией Р.Ю. Белоусовой, А.Н. Егоровой, Ю.С. Калинкиной составили программу кружка «Патриот», которая включает в себя разделы: . «Семья», «Малая родина», «Русь – великая, многоликая», «Никто не забыт и ничто не забыто!». Каждый раздел включал несколько занятий, посвященных данной теме.
Изучая каждую тему мы старались разнообразить методы и приемы изучения темы
Например, при изучении темы: «Семья» мы
- Рассматривали альбомы Я и моя семья
- Реализовали проект «Профессии моих родителей»
- Родители вместе с детьми создали родословное древо
- Были проведены беседы на тему «Что такое дружба?»
- Познакомили с пословицами о семье, дружбе, о добре и зле
- Играли в дидактические игры « Ласковое слово», « Как я помогаю дома», лото «Семья» и другие.
- Читали рассказы и сказки А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье»
- Читали сказки « Айога». «Кукушка». «Косточка»
Реализуя раздел «Малая родина» мы
- Рассматривали альбом «Мой Зеленогорск»
- Беседовали с детьми на тему «Городские здания» , а затем их строили
- Прослушивали гимн г.Зеленогорска, рассматривали, а затем рисовали флаг и герб родного города.
- Читали книги «Зеленогорский зоопарк», « Наш город»
- Знакомились с знаменитыми людьми Зеленогорска: познакомились с творчеством Валентины Барановой,
- рассматривали альбом А. Кравчука , узнавали знакомые места
- Рассказывали о народах Севера – их бытом, традициях, о флоре и фауне ( дети совместно с родителями готовили сообщения о животных и растениях занесенных в красную книгу нашего края.
Реализуя раздел «Русь – великая, многоликая» мы
- Рассматривали альбом «народы России»;
- Заучивали стихотворение В. Степанова
- «Российская семья»;
- Рассматривали картину Васнецова
- «Три богатыря»;
- Рисовали богатырей земли русской;
- Читали былины;
- Провели викторину «Что мы знаем о России»;
- Читали А. Карданов «Красная площадь», детская энциклопедия «Народы России», Е.К. Ривина
- «Российская символика».
- Беседовали на тему «Как жили люди в старину»
- Познакомились с народными традициями, народными праздниками ( Колядки, Масленица, День любви семьи и верности. )
Раздел «Никто не забыт и ничто не забыто!» мы
- Беседовали о гербе РФ, рассматривали изображения Государственного Герба, флага, прослушивали гимн России;
- Беседовали на тему «Москва столица России
- (рассматривали альбом достопримечательности Москвы), о знаменитых русских людях;
- Побеседовали с детьми о Великой отечественной войне;
- Организовали С\р игру « Пограничники»
- Читали о пионерах героях;
- Слушали песню «Военную фуражку нашел я у отца»;
- Смотрели презентацию «Блокадный Ленинград»;
- Читали К. Паустовский «Стальное колечко», Митяев «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Твои защитники».
- Побеседовали с детьми на тему «Что мы знаем о ВОВ»;
- Совместно с родителями возложить цветы к памятнику Победы;
- Посетили музей Боевой славы;
- Изготовили открытки - поздравления с Днем Победы и поздравляли прохожих
- Поучаствовали в благотворительном концерте.
Наша практика реализации кружка «Патриот» позволила нам достичь следующих результатов:
- У детей расширились представления детей о малой родине, о своей семье;
- Дети имеют представления о истории государства, о ее национальных традициях;
- Дети знают символы государства, родного города (герб, флаг, гимн);
- Познакомились с знаменитыми людьми родного города, страны (историческими личностями и героями современности)
- Дети демонстрируют интерес к народным традициям и промыслам;
- Проявляют чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
- Проявляют уважительное отношение к членам своей семьи, гордость за достижения родного города, своей страны.
Для изучения результатов усвоения детьми материалов кружка, достижения планируемых результатов, формирования у них качеств, которые приобрели в результате ее освоения к 7 годам, а также для контроля над ходом реализации кружковой работы проводили регулярный мониторинг, основными целями которого являлась оптимизация работы с группой детей и поддержка каждого ребенка.
Мониторинг мы осуществляли с помощью регулярных наблюдений за детьми, бесед, задавали вопросы по картинкам, изучали продукты детской деятельности, использовали диагностическую карту.
Диагностическая карта по нравственно - патриотическому воспитанию детей
Ф.И. ребенка | ||
н.г. | к.г. | |
Семья - члены семьи - имена членов семьи - Домашний адрес. - Название профессий родителей. | ||
Малая родина - Название города. - предприятия родного города и их значимость; символику города и области, достопримечательности - Название реки. - Название почты, аптеки, больницы, детского сада, других достопримечательностей города - Транспорт родного города: виды транспорта, название, назначение, транспортные профессии. - Называет знаменитых людей города | ||
Русь – великая, многоликая - Название нашей страны – Россия. - Умение узнавать государственный флаг и герб РФ среди других. - Знания символического значения цветов флага и герба. - Знание правил поведения во время звучания гимна. - Знание столицы России – Москва. - Знание имен знаменитых соотечественников. - знание крупных городов и рек России. - Знание русских народных сказок. - Знание русских народных пословиц и поговорок о Родине. Знание - Знание предметов декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковские и богородские игрушки). - Знание народных праздников и их значения (Рождество, Масленица, Пасха) | ||
«Никто не забыт и ничто не забыто!» - Знание: какой праздник отмечает наша страна 9 мая - Знание с кем воевала наша страна в ВОВ - Знание героев войны - Знание какой подвиг совершали герои | ||
Уровень знаний | ||
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок безошибочно отвечает на вопросы
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно отвечает на вопросы. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет свой ответ. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответе на некоторые вопросы. Часто обращается за помощью взрослого.
Данная практика позволяет реализовывать задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в вопросе «формирования гражданственности и патриотизма» и образовательной области «Познавательное развитие» - Окружающий мир.
