Программа по ранней профориентации детей с ОВЗ
рабочая программа (подготовительная группа)
"Страна профессий" программа по ранней профориентации детей с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «Страна профессий»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год.
Уровень: базовый уровень.
Авторы- составители:
Михалап А.А.-учитель –дефектолог
Яружина А.И- педагог-психолог
Олейникова Е.В. –воспитатель
Константинова А.А.- воспитатель
Иркутск 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка |
| Актуальность |
| Новизна |
| Цели и задачи |
| 1.4.Уровень сложности и направленность программы |
| 1.5.Категория воспитанников |
| 1.6.Объем и срок исполнения |
| 1.7.Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности |
| 1.8.Отличительные особенности |
| 1.9.Условия реализации Программы |
| 1.10.Планируемые результаты |
2. | Содержательный раздел |
| 2.1. Учебный план |
| 2.2.Календарный учебный график |
3. | Организационно-педагогические условия |
| 3.1.Кадровые условия |
| 3.2.Материально-техническое обеспечение |
| 3.3.Учебно-методическое обеспечение |
Пояснительная записка
Настоящая Дополнительная общеобразовательная- программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «Страна профессий» (далее Программа) является нормативным документом педагогов МБДОУ г.Иркутска детский сад №185. Программа предназначена для работы с детьми в режиме полного пребывания в условиях ДОУ и направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями.
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности.
1.1. Актуальность Программы.
Актуальность дополнительной программы ранней профориентации дошкольников обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Для каждого человека выбор профессии является важнейшим решением в жизни. Многие родители заранее задумываются о профессиональном будущем своего ребенка, стараясь предопределить его судьбу. Хорошо если забота семьи о выборе профессии заключается в развитии способностей ребенка, а не в навязывании ему своих нереализованных амбиций. Работа дошкольного учреждения по ранней профориентации заключается в создании образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности, а родители получать консультативную помощь по развитию способностей и личностных качеств своих детей, составляющих предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности.
Первые представления о профессии ребенок получает от своих родителей или других близких людей. Но эти знания поверхностны, ребенок играет в «работу», он имитирует трудовой процесс, манипулирует игрушками-заместителями, предназначение которых заменить настоящие профессиональные инструменты и оборудование. Внешняя сторона профессиональной деятельности взрослых надолго остается для детей дошкольного возраста более существенной, чем ее смысл.
Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, недостаточно просто понаблюдать за трудом взрослых. Необходимо дать ребенку возможность научиться выполнять элементарные трудовые действия присущие той или иной профессии, в результате которых он получит продукт - результат своего труда, который можно потрогать руками, услышать, попробовать на вкус.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.
Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Однако опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Уральского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности человека, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт труда).
Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин».
Новизна Программы
Программа «Страна профессий » построена на принципах активного обучения. В процессе реализации программы дети старшего дошкольного возраста узнают о том, что на свете есть множество профессий, но из этого множества нужно выбрать свое дело, которое бы нравилось самому и приносило радость и пользу окружающим людям. Сделать правильный выбор достаточно трудно. Чтобы не ошибиться можно попробовать несколько разных профессий. Данная программа дает возможность старшим дошкольникам познакомиться с профессиями, освоить элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать профессию, которая больше заинтересовала ребенка и продолжить изучать это профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями.
В результате реализации программы у детей будут сформированы представления о профессиях: повар, библиотекарь, почтальон, врач, врач – ветеринар, учитель, строитель, металлург, шахтер и т.д.. Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к определенному роду профессиональной деятельности.
Цели и задачи программы.
Цель программы кружка: формирование представлений воспитанников о профессиях посредством овладения элементарными трудовыми действиями.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать расширять знания о знакомых профессиях: повар, учитель, парикмахер, продавец и т.д.
Познакомить детей с профессиями Иркутского Авиационного завода.
Научить детей элементарным трудовым действиям изучаемой ими профессии.
Сформировать навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии.
Научить детей правилам техники безопасности трудового процесса.
Дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о трудовых действиях профессиональной направленности.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями, интереса к профессиям взрослых;
развитие памяти, внимания, воображения;
расширять кругозор воспитанников;.
Воспитательные:
Сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Задачи работы с детьми 5-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом различных профессий,
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство, авиастроение) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно-ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса);
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы);
принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат);
принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения;
принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
Уровень сложности и направленность программы.
Программа «Страна профессий» является одноуровневой. Предполагается последовательное освоение Программы, при этом овладение стартовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.
Это предполагает реализацию процессов освоения содержания исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников программы:
- «Базовый уровень» - предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Категория воспитанников.
Данная Программа описывает курс подготовки по ранней профориентации детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Ограничений к здоровью воспитанников не имеет. Специальный отбор не проводится.
Объем и срок освоения.
Срок реализации программы – 1 год:
Количество занятий в год | Количество занятий в неделю |
36 | 1 |
Программа реализуется в процессе непосредственной образовательной деятельности с сентября по май в группах старшего дошкольного возраста детского сада педагогами во 2 половине дня 1 раз в неделю продолжительностью в 30 мин. (1 академический час)
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Образовательная деятельность осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Отличительные особенности.
Профессиональная ориентация – система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В Челябинской области разработан и запущен проект «Темп», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.
В соответствии со стратегией образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных кадров для экономики уральского региона, Челябинская область должна стать территорией опережающего развития, причем, за счет собственных ресурсов. Для достижения этой цели необходимо накопить кадровый потенциал, нацеленный на производство и созидание. В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается повышение престижа рабочих и инженерных профессий на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного.
Условия реализации Программы.
Занятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Помещения групповых комнат отвечают педагогическим и гигиеническим требованиям. Естественное и искусственное освещение, тепловой режим соответствуют требованиям СанПиН.
Основой реализации Программы является развивающая среда, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. Она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Группа оснащена ТСО (ноутбук, проектор, доска).
1.10. Планируемые результаты
Ожидаемый результат реализации Программы:
У детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
Активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых.
Разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
У детей 5-6 лет
имеет представление о различных видах профессий;
проявляет интерес к разным профессиям;
выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа;
имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.
У детей 6-7лет
имеет представление о разных профессиях;
об истории возникновения и развития данных профессии;
знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда;
соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии;
имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.
Содержательный раздел.
Учебный план.
№ темы | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1-й год обучения | |||||
| Мониторинг | 4 | 4 | - | Оценочный лист |
| «Как много профессий хороших и разных» | 32 | 16 | 16 |
|
| Всего | 36 | 20 | 16 |
|
Содержание учебного (тематического плана).
В старшей группе реализуется блок «Как много профессий хороших и разных». Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Раннее знакомство с различными видами трудовой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Цель этого блока – обобщение знаний о профессиях людей ближайшего социального окружения в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
«Как много профессий хороших и разных» включает в себя:
Профессии в детском саду!
Сельскохозяйственные профессии (фермер, овощевод, тракторист)
Сфера обслуживания (продавец, кассир, парикмахер, флорист , почтальон)
Вкусная профессия (Повар, кондитер, кулинар)
Добрый доктор Айболит! (врач, ветеринар, медсестра)
Кто поможет дом построить? (строитель, архитектор)
Важная работа – защита и забота! (полиция, ДПС, инженер авиационного завода)
Героический расчёт службу трудную несёт! ( пожарный, военный, пилот)
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | Выявление первоначальных ЗУНов у воспитанников. |
2 неделя | Дидактическая игра по формированию представлений о труде, профессиях. «Все профессии важны…» | Расширение и закрепление представлений о профессиях , их особенностях, производимой продукции | |
Профессии в детском саду! /2-2 часа | |||
3 неделя | Воспитатель, старший воспитатель, заведующий | Познакомить с профессиями ближнего окружения, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду; вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знания и представления о профессиях; обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы. | |
4 неделя | Помощник воспитателя, прачка, | Обогащать знания и представления детей о профессии медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | |
Октябрь | 1 неделя | Дворник, уборщик помещений | Познакомить с рабочей профессией, подчеркнуть значимость любого труда для всех нас, показать орудия труда, разнообразные операции в работе дворника, уборщика; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать им. |
2 неделя | Повар, кухонный работник | Знакомство с работой повара; профессионально - трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы. | |
Сельскохозяйственные профессии/2-2 часа | |||
3 неделя | Фермер | Познакомить с профессией фермера, профессиональными действиями и орудия труда. Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям. Формировать чувство любви к деревне, ее красоте, простоте, неразделимой связи с природой. | |
4 неделя | Овощевод | Познакомить детей с профессией овощевода, орудиями и результатами труда овощевода, уточнять и расширять знания детей о содержании труда овощевода. | |
Ноябрь | 1 неделя | Тракторист | Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Формировать знания о различных видах транспорта; Расширять знания детей о труде сельских тружеников. Формировать нравственные качества личности детей: уважение к труду, |
| 2 неделя | Агроном | Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Формировать знания о различных видах профессий; Расширять знания детей о труде сельских тружеников. Формировать нравственные качества личности детей: уважение к труду. |
| Сфера обслуживания/3-3 часов | ||
| 3неделя | Кассир | Познакомить детей с профессией кассира (продавца); обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях. |
| 4 неделя | Продавец | Познакомить детей с профессией продавца. Обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях |
Декабрь | 1 неделя | Флорист | Познакомить детей с трудом флориста. обучать детей умению принимать на себя роль флориста, использовать в игре названия разнообразных комнатных и садовых растений, составлять букеты; |
2 неделя | Библиотекарь (экскурсия) | Наблюдение за работой библиотекаря, знакомство со зданием библиотеки, книжными рядами книгами. | |
| 3 неделя | Почтальон | Формировать представления о профессии почтальон, что такое почтовые отправления, для чего нужна почтовая служба. Расширять представление детей о профессии «почтальон» и почтовой службе, о необходимости и пользе труда почтальона. Уточнить знания детей о разнообразии почтовых отправлений. Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона. |
| 4 неделя | Парикмахер | Ознакомление детей с профессией парикмахера; расширять представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; воспитывать уважение к труду взрослых, любознательность. |
| Вкусная профессия/2-2 часа | ||
| 5 неделя | Повар | Продолжать расширять знания и представления детей о профессиях. Познакомить с профессией повар, кулинар; ввести в активный словарь детей новые слова; развивать познавательную активность, в процессе экспериментальной деятельности, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитывать уважение к людям труда, учить активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками в решении познавательных задач. |
Январь | 1 неделя | Повар Экскурсия на кухню ДОУ. | Наблюдения за работой повара, его оборудованием и предметами труда. Увидеть результат труда повара за обедом. |
2 неделя | Кулинар | Познакомить с работой повара; расширять знания и представления детей о профессиях; развивать кругозор, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к людям труда. | |
3 неделя | Кулинар Мастер класс. | Наблюдения за работой кулинара, его оборудованием и предметами труда. Увидеть результат труда. | |
Февраль | Добрый доктор Айболит!/1,5-1,5 часа | ||
1 неделя | Врач | Расширение знаний о профессиях. Обогатить знания детей о труде врача, его трудовых действиях. Закрепить знания о правилах поведения в поликлинике. Обогащать словарный запас детей медицинскими терминами (микстура, педиатр, аптечка, поликлиника, профессия, рецепт, фонендоскоп, шпатель) Активизировать речь детей в употреблении глаголов, обозначающих трудовые действия (лечит, смазывает, осматривает, перевязывает и др.) Воспитывать уважение труду врача. | |
2 неделя | Медсестра | Познакомить детей с профессией медицинской сестры, с некоторыми профессиональными действиями, с предметами-помощниками в труде медиков, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду родителей | |
3 неделя | Ветеринар | Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара). Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Показать детям значение ветеринарной медицины для домашних питомцев. | |
Кто поможет дом построить?/1,5-1,5 часа | |||
4 неделя | Строитель | Познакомить с профессией строителя его профессиональными действиями, предметами-помощниками. Сформировать представления детей о работе строителя, о том, какие инструменты и машины используются в работе строителя, о некоторых профессиональных действиях; закрепить знания о предметах, необходимых для работы, развивать умение классифицировать эти предметы; обогатить словарь детей словами: архитектор, проект, чертеж, маляр, штукатур, кровельщик; продолжить расширять знания людей о труде, о значении труда в жизни людей, воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду, воспитывать чувство признательности. | |
Март | 1 неделя | Архитектор | Формирование представлений о строительной профессии архитектор. Познакомить с профессией архитектора, орудиями труда архитектора. Уточнить знания детей о строительных профессиях. Упражнять в проекте дома, умении передавать форму частей дома. |
2 неделя | Дизайнер. | Дать детям представление о профессии дизайнера, Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы, относящиеся к профессии «дизайнер»: интерьер, ландшафт и т. п. Развивать умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя, высказывая свое мнение. Расширять представления детей о труде взрослых, его общественной значимости. Расширять представления детей о профессиях, в частности профессии «дизайнера». | |
Важная работа – защита и забота!/2-2 часа | |||
3 неделя | Полиция | Дать детям представление о профессии полицейского, отличительных особенностях работы в полиции. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы, относящиеся к профессии «Полицейский»: нашивка, фуражка, китель и т. п. Развивать умение поддерживать беседу, отвечая на вопросы воспитателя, высказывая свое мнение. Расширять представления детей о труде взрослых, его общественной значимости. Расширять представления детей о профессиях, в частности профессии «Полицейского». | |
4 неделя | Полиция Экскурсия. | Наблюдения за работой полицейских, им местом работы и орудиями труда, служебным транспортом и формой одежды. | |
Апрель | 1 неделя | ДПС | Дать детям представление о работе инспектора ГИБДД; Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге; Воспитывать уважение к профессии инспектора ГИБДД. |
2 неделя | Инженер авиастроительного завода | Формировать целостные представления дошкольников о профессии инженера в авиастроении; расширить знания детей о работе авиаконструкторов и лётчиков, воспитать чувство долга, любовь к Родине, ответственность за проделанную работу, развить творческие способности. | |
Героический расчёт службу трудную несёт!/ 2-2 часа | |||
3 неделя | Пилот | Знакомить детей с работой аэропорта и профессиями, связанными с полётом. Формировать умение самостоятельно выполнять ролевые действия, проявлять инициативу и творчество | |
4 неделя | Военный | Расширить представление детей о Российской Армии. Знакомить с различными родами войск, боевой техникой. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми; воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. | |
Май | 1 неделя | Пожарный | Формирование интереса к профессии пожарного и привитие элементарных правил пожарной безопасности. Показать значимость его труда. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах. Развивать у детей представление о пользе и вреде огня. Помочь запомнить правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к труду пожарного, умение быть внимательным, осторожным, благодарным к людям, которые помогают нам в трудную минуту. |
2 неделя | Пожарный Экскурсия | Наблюдения за работой пожарных их и орудиями труда, служебным транспортом и формой одежды. | |
3 неделя | Мониторинг | Выявление ЗУНов у воспитанников. | |
4 неделя | Мониторинг | Выявление ЗУНов у воспитанников. | |
2 год обучения.
В подготовительной к школе группе реализуется блок «Все профессии важны, все профессии нужны». Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблюдать профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных практик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ведущие отрасли экономики Челябинской области обуславливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых.
Ребенок узнает, что в Иркутской области находится один из ведущих предприятий отечтвенной авиационной промышленности (Иркутский Авиазавод). Так же детям рассказывают возможности завода: конструкторская, технологическая подготовка производства новой авиационной технике. Детей знакомят с интересными фактами о заводе :
- Строительство завода началось в 1932 году. Первоначально он был создан для производства лёгких тренировочных самолётов, но во время Великой Отечественной войны был переориентирован на выпуск боевых.
- Первый самолёт, созданный на заводе, был И-15, разработанный в 1933 году. Это был лёгкий двухместный самолёт, который использовался для тренировки пилотов.
- В 1935 году на заводе был разработан И-16 — первый в мире серийно выпускаемый самолёт с закрытым кокпитом и шасси с ретракторами. И-16 стал основным истребителем Красной Армии в первые годы Великой Отечественной войны.
- В 1950-х годах на заводе были созданы Ил-28 и МиГ-15 — два из самых известных военных самолётов в мире.
- В 1991 году ИАЗ был приватизирован, и с тех пор является одним из крупнейших производителей гражданской авиации в России. На заводе производятся такие самолёты, как Ил-76, Бе-200, Су-30, Су-34 и другие.
- На заводе есть музей, в котором ребята могут увидеть макеты самолётов, которые производились в Иркутске, начиная с 1935 года и до наших дней.
Календарный учебный график.
Материально- техническое обеспечение.
Организация занятий осуществляется в групповой комнате. Помещение для занятий, соответствует нормам СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20; используется следующее оборудование: мебель (столы детские, стулья детские), доска, ноутбук, проектор, экран.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по Программе «Страна профессий» соответствует требованиям ФГОС ДО.
Образовательный процесс организуется также в соответствии с:
- правилами пожарной безопасности;
- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
- требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;
- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Для реализации программы «Страна профессий» в ДОУ имеются, центры, позволяющие познакомить и попробовать себя в роли профессий взрослых:
Центр строительных игр.
Центр ролевых игр.
Музыкальный центр.
Центр театрализации.
Центр детского творчества.
Физкультурно-оздоровительный центр.
Игротека.
Центр безопасности.
В педагогическом процессе для реализации Программы широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер – сканер музыкальный центр, ламинатор, брошюратор.
На территории детского сада для организации образовательной деятельности имеется: спортивная площадка, площадка ПДД, метеостанция, огород. Игровые участки оснащены игровым оборудованием, позволяющие организовывать игровую деятельность дошкольников по ознакомлению с миром профессий взрослых.
Учебно-методическое обеспечение.
Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч.ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 176с.
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. -М.: Элизе Трейдинг,ЦГЛ, 2004.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦСфера, 2003. – 128с.
Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; - 3-е изд., испр и доп. – М.: Просвещение. 1983. – 2007с.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред.Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 – 192с. – (Библиотека программы «Детство»)
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/сост.Т.Н.Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – 208с.
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 200г. – 224с.
Комратова Н.Г., Грибова Л,Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.- М.:Т.Ц. Сфера,2006.-144с.
Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.-251с. –(Школа развития).
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 160с.
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...

Реализация эффективного практического опыта работы в ДОУ по ранней профориентации детей через программу «Калейдоскоп профессий»
Программа «Калейдоскоп профессий» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2...

Программа организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Дошкольник в мире профессий» МКДОУ «Д/с №32». 2020-2021 уч.г.
Программа "Дошкольник в мире профессий!...

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"
Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира. В дошкольном возрасте важно расширять его пре...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "В мире профессий"
Цель программы: Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде ...
Игровая образовательная ситуация как инновационный продукт модели по реализации программы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый этап знакомства дошкольника с профессиями, существующими в социуме, открывающее движение к выбору будущей профессии, заключающи...
